Бои с ИГИЛ на Филиппинах продолжаются уже 5-й месяц

На модерации Отложенный

Бои в районе захваченного боевиками-исламистами филиппинского города Марави продолжаются уже 5-й месяц.

В информационном поле этот конфликт заслонен операциями против запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ на территориях Сирии и Ирака, однако это не делает его менее актуальным в системе международной политики. Конфликт на Филиппинах наглядно показал, что деятельность псевдохалифата давно вышла за пределы Ближнего Востока. Присягнувшие на верность квазигосударству террористы из «Абу-Сайяф» и «Мауте» продолжают угрожать стабильности не только Филиппин, но и всего Азиатско-тихоокеанского региона.

Конфликт на острове не является внезапным явлением. Еще с 90-х годов на Филиппинах проявляли активность различные исламистские группировки. Еще в 2000 году Владимир Путин неспроста заявлял о "Поясе нестабильности", протянувшемся от Филиппин до Косова.Часть населения Минданао оказывала поддержку группировкам "Мауте" и "Абу-Сайяф" присягнувшим на верность террористам ИГИЛ. Кроме того, ситуацию в стране осложняли конфликты правительства с различными группировками марксистского толка, а также сепаратистами Фронта Моро.



23 мая в результате внезапной атаки боевиков, под их контроль практически полностью перешел город Марави, населенный как христианами, так и мусульманами. Кроме того, нападениям подвергся еще ряд объектов на острове Минданао, но в целом правительственным войскам удалось отразить удары террористов. Непосредственно захват Марави во многом напоминал штурм Мосула в Ираке в 2014 году. Подразделения силовых структур были мгновенно блокированы, понеся при этом значительные потери. В СМИ просочилась информация о 70 пропавших без вести сотрудниках полиции.



Взяв город под контроль, боевики приступили к уничтожению христианского населения. Были осуществлены поджоги христианских церквей. Впрочем, наряду с христианами убивали и мусульман, которые показались боевикам подозрительными. Нападение на представителей других конфессий было призвано усугубить межрелигиозную в стране. Около 2000 мирных жителей оказались в положении заложников.

Правительство Филиппин довольно оперативно сумело принять меры по блокаде захваченного населенного пункта, предотвратив разрастание конфликта на всю территорию острова. В короткие сроки была сформирована группировка силовиков, насчитывавшая несколько тысяч бойцов, поддержанных 150 единицами бронетехники и авиацией. Численность боевиков на этом этапе оценивалась правительственными кругами в 500 человек. Впрочем, филиппинские военные называли цифру в 700-800 бойцов.

Однако, несмотря на существенный численный перевес, быстрой победы над террористами не получилось. Антитеррористические подразделения Филиппин, а также морские пехотинцы обладали огромным боевым опытом по противодействию партизанским формированиям в условиях джунглей, однако напрочь не обладали навыками уличных боев. Напротив, террористы долгое время готовились навязать правительственным войскам бои в городе, в условиях которых во многом сводилось на нет превосходство правительственных войск в авиации и бронетехнике.

Ситуацию осложняло наличие в стане террористов иностранных боевиков, многие из которых обладали опытом войны на Ближнем Востоке. Кроме того, нельзя не отметить слабую матчасть филиппинской армии. Воздушная поддержка в основном легла на плечи старых добрых OV-10 Bronco, ударные вертолеты и современные штурмовики отсутствовали напрочь. Артиллерия при первом штурме не применялась. Отсутствовала также тяжелая бронетехника, способная поддержать бойцов на поле боя.

Применяемые в ходе боев колесные бронемашины LAV-150 были хороши для поддержки высадки морских десантов, но совершенно не подходили для ведения уличных боев в силу крайне слабой бронезащиты. В последствии филиппинские военные были вынужденны усиливать бронирование своей техники с помощью подручных средств, в том числе досок

К 30 маю правительственные войска заявили о практически полном контроле над городом, однако эти заявление оказались блефом. На следующий день весь мир облетели кадры, на которых террористы демонстрировали свое присутствие в центральной части города. Более того, боевикам удалось захватить в качестве трофеев две бронемашины, что также было зафиксировано на фото и видео.


К 31 мая, по официальным данным были уничтожены 89 боевиков, в боях погиб 21 военнослужащий. Фактически данные о потерях были явно занижены.

В ходе боев погибли от 70 до 80 солдат правительственных войск.

Еще с конца мая президент Филиппин Дутерте пытался привлечь к борьбе с боевиками повстанцев-мусульман из "Фронта Моро", а также боевиков-маоистов. В первых числах июня "Фронт Освобождения Моро согласился принять участие в операции против сторонников ИГИЛ в Марави.


Уличные бои в городе продолжались, причем обе стороны несли ощутимые потери. Шаг за шагом, правительственные войска продвигались к центру города. Не всегда удавалось скоординировать действия наземных сил с авиацией. Так, в ходе одного из авиаударов ВВС Филиппин под "дружественным огнем" погибли как минимум 10 военнослужащих. В ходе боев 13 июня за день по официальным данным погибли 13 морских пехотинцев.

С самого начала конфликта правительство Филиппин обратилось за помощью к иностранным государствам. В страну прибыли подразделения армии США, которые, по словам, филиппинских военных не участвовали в боевых действиях, а занимались сбором разведывательной информации. Серьезную материально-техническую помощь Филиппинам оказал Китай. В последствии правительству Дутерте удалось договориться о поставках вооружений из России. Кроме того, Австралия согласилась принять участие в авиационных ударах по боевикам, что впрочем не было реализовано на практике.

К 16 июня по официальным данным было уничтожено свыше 200 боевиков, потери силовиков, по официальным данным составили всего 59 человек убитыми. Вновь последовали заявления о скором освобождении города, оказавшиеся, впрочем, сильно преувеличенными. 21 июня боевики осуществили ряд атак на юге Филиппин, призванных отвлечь внимание правительственных войск от Марави. Тем не менее, штурм города был продолжен.


В боях активно применялась авиация, а также гаубицы М-101, применявшиеся для ведения огня прямой наводкой. Потери в ходе уличных боев заставили правительственные войска пойти на перемирие, заключенное в конце июня. Официально прекращение огня было приурочено к празднику Ураза-Байрам.Тем не менее позиционные бои в Марави и его окрестностях продолжались.

На момент середины июля правительственные источники заявили, что город удерживают не более 80 боевиков и вопрос его освобождения дело нескольких дней.

В августе правительственные войска приступили к новой стадии штурма города. На этот раз, активное участие в операции приняли, наряду с регулярными частями приняли боевики "Фронта Освобождения Моро". У концу августа большая часть Марави оказалась под контролем правительственных войск.

Боевики предпринимали попытки прорваться к окруженным сообщникам, перебрасывая подкрепления из вне. 27 августа правительственные войска отразили крупную попытку деблокады Марави, нанеся террористам большие потери. На следующий день, террористы попытались прорваться в город на моторных лодках, но вновь потерпели фиаско.

В ходе попытки прорыва были уничтожены две моторные лодки и как минимум, 10 террористов. Общие потери боевиков за период с начала осады по конец августа составили 600 человек убитыми. Потери правительственных войск составили 130 человек убитыми. Обе цифры вызывают серьезные вопросы.

Во первых, судя по сообщениям из Марави потери сторон в уличных боях были как минимум сопоставимы.

Во вторых, изначально количество боевиков в городе оценивалось в 500 человек, и возникает вопрос, с кем же тогда воюют правительственные силы, уничтожив в ходе боев 600 террористов?


В первой половине сентября правительственным войскам все-таки удалось сократить подконтрольную боевикам территорию, до нескольких кварталов. Появилась информация о ликвидации руководства "Мауте" спецподразделениями правительственных сил. Блокированные боевики пошли на переговоры с правительственными силами, о предоставлении коридора из Марави, на что правительство Филиппин ответило отказом. От боевиков потребовали полной сдачи оружия. Боевые действия продолжились.

На данный момент еще не приходится говорить о полном освобождении Марави от пособников ИГИЛ, однако военная обстановка сложилась таким образом, что ликвидация террористов в городе стала делом времени. Однако назвать боевиков полностью проигравшими противостояние нельзя.

В течении более четырех месяцев террористы противостояли по сути всем вооруженным силам Филиппин, что крайне негативно влияло на имидж правительства Дутерте. Вдохновленные примером исламистов в Марави, их сторонники наверняка еще не раз предпримут подобные вылазки как на Филиппинах, так и в других странах азиатско-тихоокеанского региона. Деятельность псевдохалифата в регионе принесла свои плоды и угрожает серьезными последствиями для всего региона.