Украинское правительство: назад в СССР
На модерации
Отложенный
Когда на человека нежданно обрушивается радость и он находит давно забытую заначку, то запах лежалых купюр и нафталина его мало смущают. Другое дело, если этот запах исходит от свежесформированного правительства. Тут разделение труда: вдыхать всем, а радоваться — Виктору Федоровичу. Ибо состав Кабинета министров, утвержденный Верховной Радой 11 марта, — это не Кабмин Азарова. Это Кабмин Януковича, где каждая кандидатура проходила процедуру высочайшего одобрения.
Янукович достаточно оперативно восстановил президентскую вертикаль, подмяв под себя как исполнительную власть, так и законодательную. При этом исполнительная власть не получила столь необходимого в сложной экономической ситуации интеллектуального и реформаторского потенциала, а законодательная не разжилась дополнительными возможностями влияния на президента и его политику.
В правительстве Януковича власть не то что не отделена от
бизнеса — она официально стала его инструментом. Вице-премьеры Клюев, Колесников, Тигипко, а также глава СБУ Хорошковский украшают верхнюю часть списка самых состоятельных людей Украины. Этим гражданам вполне по силам финансировать государство из собственного кармана до принятия долгожданного бюджета. Азаров, Семиноженко, Сивкович, Слаута давно забыли те времена, когда попадали под папановское проклятие: «Шоб ты жил на одну зарплату!». Среди министров также немало лоббистов своих или чужих бизнесов: Присяжнюк, Сафиуллин, Ефименко, Шуфрич, Ежель и, конечно же, Бойко (который Юрий). Да и Виктор — тоже... В новом правительстве вице-премьерский корпус напоминает совет директоров в акционерной компании, собственники которой провели самую масштабную в истории Украины приватизацию менеджмента.
В правительстве Януковича не слишком много тех, кто отвечает высоким профессиональным стандартам. Грищенко, Лавринович, Толстоухов, Попов и Бойко (опять-таки Юрий) — вот, пожалуй, и весь список членов КМ, чья профпригодность не вызывает особых сомнений. Другое дело, что даже в этом скудном перечне далеко не все:
— способны использовать свой профессионализм во благо Украины;
— могут осознать преступность поступившего свыше приказа, оспорить его и (тем более) отказаться выполнять;
— обучены сочетать профессионализм с этикой госслужащего.
Что же касается реформ… На первый взгляд, Кабинет, сформированный Януковичем, создан не для проведения стратегических преобразований, а для того, чтобы уводить финансовые потоки. Но, похоже, спрятаться от реформ Азарову сотоварищи не удастся. Тимошенко не постеснялась признаться, что внешние заимствования, по сути, являются главным антикризисным инструментом. Ее сменщик остерегается громко говорить об этом. Но даже в ходе пафосного презентационного спича в Раде Николай Янович вынужден был отметить: плодотворное сотрудничество с международными финансовыми структурами является важнейшим направлением деятельности КМ. В ходе собеседования с фракцией «НУ—НС» Азаров оказался более откровенен и признал, что власти придется пойти на выполнение любых требований МВФ. Единственное, к чему новый режим пока не готов, так это к изменению сроков выхода на пенсию. Впрочем, если Международный валютный фонд окажется настойчивым, Киев, вполне возможно, уступит и в этом вопросе.
Средства МВФ по-прежнему остаются едва ли не единственным способом сбалансировать государственную смету. Включать станок «на всю» опасаются: эмиссия неминуемо взорвет цены, и взрывная волна может смести не только этот Кабинет, но и всю нынешнюю власть в целом.
Янукович неоднократно заявлял, что план спасения страны и список спасителей давно утверждены. В таком случае, отчего лишь девяти членам теневого правительства регионалов нашлось место в новом Кабинете? Виктор Федорович обещал при формировании властных структур внедрение жесткого режима экономии и принципа разумной целесообразности. Однако правительство Януковича оказалось самым большим как минимум за последние 10 лет. Обосновать необходимость существования семи(!) вице-премьеров трудно. Число заместителей главы президентской администрации также вызывает вопросы. Похоже, экономия пока коснулась только размера Шевченковской премии.
Правительство Януковича, судя по предвыборным обещаниям кандидата в президенты и электоральным сегментам, к которым он апеллировал во время кампании, должно было выделить почетное место таким сферам, как здравоохранение, образование, малый бизнес и армия. На самом деле, кадровые решения по этим ведомствам принимались на огрызках времени и по остаточному принципу. В Минздрав, Минэкономики, Минобразования и в Минобороны пришли либо невыразительные, либо одиозные люди, что свидетельствует о неприоритетности этих направлений как для коалиции, так и для президента.
Большинство его членов делегировали регионы, проголосовавшие за Виктора Януковича. Десять кабминовских сановников являются уроженцами Донецкой и Луганской областей. Еще трое — Азаров, Могилев и Надрага, — будучи уроженцами России, именно на донбасской земле состоялись как личности и взросли как политики.
14 регионов Украины своими выходцами в КМ не представлены вообще.
Наверное, в этом нет ничего страшного. Просто очередное свидетельство отсутствия мудрости и дальновидности новой власти.
Правительство Януковича изобилует людьми, до сих пор считающими, что их «адрес не дом, и не улица…». И, как следствие, — присутствие в Кабмине не только убежденных русофилов, но и агрессивных украинофобов. Среди «верхушки» Кабмина нет ни одного человека, использующего в быту украинский язык. А премьер и ряд его заместителей не могут на нем изъясняться вообще, что является прямым нарушением Конституции.
Ринат Ахметов в правительстве Януковича присутствует миноритарным пакетом. Выступая перед фракцией, избранный, но еще не присягнувший президент поведал о том, что все к нему обращаются за постами. А вот Ринат Леонидович, подчеркнул Янукович, ничего не попросил: «Он сказал, что ему достаточно быть «другом президента». Своими друзьями Ахметов «закрыл» в Кабмине три «клеточки». Каждая из которых имеет непосредственное отношение к его бизнесу. Футбол, металлургия и ГОКи под надежным контролем Бориса Колесникова, Равиля Сафиуллина и Дмитрия Колесникова. Почему Ахметов не взял больше? Ну, во-первых, людей не взрастил, а во-вторых, особенно никто и не предлагал. Приемлемые тарифы на перевозки интересующих его грузов главе «СКМ» уже пообещали. Возрастающие интересы Рината Леонидовича к энергогенерации и экспорту не оставит без должного присмотра лояльный Андрей Клюев. За приватизационными процессами и деятельностью Антимонопольного комитета приглядит Борис Колесников, формально отвечающий за подготовку к Евро-2012.
Обеспечив железобетонную защиту и оранжерейный климат для собственного бизнеса (что и было программой-минимум), «друг президента», похоже, решил на время отойти в сторону и подождать результатов, в том числе и рейтинговых. Ближе к зиме можно будет задать ряд вопросов «другу», в победу которого вложено столько средств.
Правительство Януковича стало первым отечественным кабинетом, в котором нет ни одной
женщины. И в этом Виктор Федорович оказался последовательным:
«место бабы — на кухне». В его случае — политической, а именно — в администрации президента. Кстати, этот орган Виктор Янукович укомплектовал с куда большей любовью и тщательностью, нежели правительство. АП — его последняя линия обороны и первая — наступления. Есть основания полагать, что именно канцелярию очередной гарант видит мозгом новой власти, а наспех сшитый Кабинет — телом. Своеобразным исполнительским «аватаром», управляемым с Банковой. Комитет по реформам, задуманный Акимовой и одобренный Януковичем, призван генерировать идеи. Исполнять которые придется Азарову сотоварищи. Каждая удача будет подаваться как успех Януковича. Любой провал спишут на нерадивость правительства.
Правительство Януковича не станет эффективным правительством реформаторов не только потому, что там хватает людей, которые не могут не красть. А очевидное воровство на фоне очевидного обнищания страны может стоить власти очень дорого. Правительство Януковича неэффективно, в частности, хотя бы потому, что в нем заложены потенциальные внутренние конфликты. Дело не в том, что Шуфрич не терпит Левочкина, Левочкин — Колесникова, а Колесников — Табачника и Тигипко. Систему можно выстроить так, что эти персонажи будут мало пересекаться в производственных вопросах. Но трения по линиям Азаров — Акимова, Акимова — Тигипко и Тигипко — Цушко практически неизбежны. И способны похоронить любое начинание.
Но самым конфликтным видится гипотетическое противостояние правительства Януковича и коммунистов. Именно КПУ (без которой были немыслимы ни большинство, ни правительство) пролоббировали Василия Цушко, именно по их квоте в Фонд госимущества должен «зайти» Александр Рябченко. Представители Компартии уже обозначили негативное отношение к целому ряду запланированных шагов новой власти, несущих непопулярный, антисоциальный характер. Не считаться с позицией коммунистов Янукович не может, ведь из крестных отцов коалиции они легко могут превратиться в ее могильщиков.
Правительство Януковича может оказаться и могильщиком самого президента, если не справится с планом необходимых реформ. Но созданный им «аватар» слишком громоздок для подобной цели. «Мозговой центр» на Банковой едва ли способен справиться с таким количеством самых разных кабминовских рук. Одни больше похожи на грабли. К другим вечно что-то прилипает…
Мог ли
Виктор Янукович предъявить Украине более качественный Кабинет министров? Мог. Если бы занимался поиском новых лиц, ротацией окружения, не возводил в абсолют лояльность вместо профессионализма, имел четкое представление о государственных интересах и признавал их приоритет над частными.
По материалама газеты "Зеркало Недели" и
http://catchmoney.ucoz.ru
Комментарии
А ротации будут, но когда будет необходимость.