Ф1. Что такое философия и как её изучать

На модерации Отложенный

Меня огорчает незнакомство с философией большинства людей, хотя у многих есть "в/о". 

Начну с того, что не может быть годного на все времена определения философии. Это естественно, поскольку с развитием общества и познания меняется и предмет философии.

Аристотель утверждал, что философия есть учение о первых началах и принципах мироздания и его познания. И положил начало многим наукам.

Оксфордский словарь 1994 года на стр. 256 утверждает нечто похожее: «философия – учение о наиболее общих абстрактных характеристиках мира и о категориях, на основе которых мы мыслим».

 Некоторые современники, подражая физикам, шутят: философия – это то, чем занимаются философы. Порой это проблемы, которые граничат с непознанным, не имеют решения или допускают альтернативные решения, которые невозможно выразить количественно и проверить на опыте. Но как только количественное решение становится возможным – проблема перестаёт быть философской и становится научной. В этом смысле философия похожа на короля Лира, раздающего своё царство дочерям – наукам.

Оставим в стороне наивно-невежественное понимание философии как «разговор за жизнь». Оставим шаманские заклинания, вроде того что философия есть стремление к Абсолюту и связана «с постижением умозрением сущности мира», обойдём стороной жуликоватых «философов»- приспособленцев, которые отрекаются от рационального познания и отбрасывают философию к тем временам, когда она была служанкой Церкви или ЦК и предложим следующее определение:

Философия есть форма самопознания человечества, системное осмысление культуры, смысложизненных проблем и ценностей на основе достигнутых знаний, что позволяет искать ответы на вызовы истории и формировать предпосылки, теорию и методологию познания и деятельности.  

И потому она, даже если большинство с ней вообще не знакомо, оказывает определяющее влияние на судьбы человечества.

Рассел хотел подчеркнуть рефлексивный характер философии, сказав что философ - это человек, который выглянув в форточку пытается увидеть себя проходящим по улице.

Вспомните эпоху Реформации, Возрождения, Просвещения. Вспомните имена Декарта и Лейбница, Локка и Юма, Монтескье и Гельвеция, Вольтера, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра и Ницше, Рассела и Поппера, Герцена и Бердяева, Вернадского и Вавилова, А.Зиновьева и Дм. Лихачева...   Вспомните философские споры Эйнштейна и Бора, философские работы Гейзенберга… Философские идеи оказывали огромное влияние на ход развития не только науки, но и на ход истории. 

Изложение учебного предмета должно быть ориентировано на аудиторию. И самостоятельное изучение философии зависит от уровня вашей личной подготовленности и ваших интересов.  Неэффективно браться за философию без знания элементарной логики и представлений о мире. Опора на здравый смысл хороша, но недостаточна. Поэтому:

1. Начинать надо с овладения азами логики и основами логической культуры.  Как ложка нужна к обеду, так и логика к голове.

2. К изучению философии можно переходить только после знакомства с курсом «Концепции современного естествознания». Социологию и другие науки можно отложить, но невозможно философствовать не имея представления о мироздании.

Нужно  читать, думать, понимать, стараясь встроить новую информацию в систему собственных знаний.

 Философских проблем много, авторы разные, они аргументировано  обосновывают  свои мысли противопоставляя и сравнивая  их с  другими.  Есть правило:  хочешь узнать, есть ли у автора собственная позиция, спроси его: «Ты, собственно, против чего?»   Но это не означает, что обязательно нужно возражать. Просто нужно быть способным сравнивать различные взгляды, выявлять основные мысли, понимать предлагаемые решения.

В вузах обычно начинают с протофилософии,  с истории становления знания,  двигаясь через античность к средним векам, к философии Нового времени, к современности.  Очень туманное представление остаётся у студента от различных философских направлений и школ. О современной зарубежной философии и говорить не приходится, многие преподаватели о них и не говорят, оставляя на заключительные лекции, на которые обычно  «часов не хватает».

Думаю, не следует продвигаться от одного имени к другому в их историчесой последовательности, начиная с досократиков к Платону и далее, когда ещё никакого представления о философии вообще нет.  Это – занятие малопродуктивное.

По мнению одних история философии в целом и есть философия:  есть опыт изложения каждой темы вузовской программы в её становлении от древнейших времён до наших дней. Возможно для одной темы это и хорошо. Но в этом случае возникают трудности в понимании целостности учения того или иного философа.

Поэтому начинать изучение философии следует с исходных понятий, с генезиса сознания и познания, затем переходить к теории познания и методам научного исследования, после чего к проблемам онтологии, социальной философии и, наконец, к современному пониманию актуальных философских проблем, глобальных проблемам современной цивилизации. 

И только после этого переходить к истории философии. После естественно научной  и логико-философской пропедевтики, после знакомства с современной философской проблематикой и история философии уже не будет восприниматься как набор разнообразных несвязных и сомнительных мнений. Появляется возможность анализировать достижения и заблуждения мыслителей разных эпох, критически осмысливать эволюцию философских знаний на фоне эволюции всего социума.

Такая последовательность изучения философии способствует развитию самостоятельного мышления,  и первые темы облегчают понимание последующих.  

 Не первом месте  -  самостоятельное чтение. Неважно кто пишет и на каком носителе. Важно содержание. В диалоге с собственным прошлым философия находит идеи, помогающие решать сегодняшние актуальные вопросы. 

 Итак, после знакомства с логикой и азами естествознания полагаю целесообразным начинать изучение философии с современного её состояния, которое вовсе не сводится к последнему писку постмодернизма.  А уже потом, с более или менее «открытыми глазами» переходить к её многовековой истории и критическому анализу позиций мыслителей различных времён.

В следующей статье разговор пойдёт о логике.