Патриотизм на автомате

На модерации Отложенный

Внимательные пользователи интернета (в частности — реставратор и известный блогер Юрий Пашолок) усмотрели в одном из образцов оружия, что украсили постамент памятника, совсем даже не продукт Калашникова, а немецкую автоматическую винтовку MKb.42 (StG 44).

То есть на памятник разработчику советской оружейной легенды поместили не менее легендарное оружие, бывшее в конце войны на вооружении у фашистской Германии.

Коснпирологи в интернете радостно заулюлюкали: они давно уверяют, что АК-47 не был детищем Калашникова, а был продуктом пленного Хуго Шмайсера, трудившегося в Ижевске. Как собственно, и немецкая винтовка на постаменте памятника. Версия давняя и грешит известными изъянами (например, тем, что на момент разработки АК Калашников еще в Ижевске не работал), но какое искушение ее вспомнить!

Теперь авторы и заказчики памятника вынуждены спешно оправдываться. Обещают исправиться: исполнительный директор заказчика монумента Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов уже заявил, что плиту уберут, мол, произошла ошибка. «Мы хотим поблагодарить того человека, который заметил этот чертеж, поскольку до сегодняшнего дня специалистами в устройстве автоматов мы не были. И сейчас мы указали на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали», — заявил он агентству «Москва».

Это, конечно, интересное обстоятельство, когда люди, позиционирующие себя в качестве специалистов по военной истории, говорят, что в оружии они не очень понимают. А в чем тогда понимают, интересно?

Да и скульптор, по идее, должен был некоторое время поработать с материалом. Он, конечно, тоже может сказать, что не специалист, но все-таки визуальные образы — это его профессия. А стало быть, если раньше и не разбирался, то следовало после получения заказа постараться вникнуть в проблему, хотя бы на том уровне, чтобы не допускать элементарных ляпов. Или, как минимум, привлечь грамотных экспертов.

На поверку оказалось, что даже к концерну «Калашников» ни заказчики, ни исполнители вообще не обращались. Теперь вот директор по внешним коммуникациям концерна София Иванова обещает всяческое содействие авторам, но оговаривается, что раньше с ними никто и не консультировался при постановке памятника.

Это при том, что автор памятника Калашникову Салават Щербаков со своими коллегами не первый раз попадает с такую историю. В 2014 году на Белорусском вокзале торжественно открыли памятник «Прощание славянки», изображающий сцену прощания девушки с уходящим на фронт солдатом. Еще в процессе открытия внимательные наблюдатели увидели: винтовка у советского солдата — Mauser 98k, которая производилась с 1935 года, опять-таки родом из фашистской Германии.

Вместе с автоматом на памятнике Калашникову получается уже второй раз, что наводит на подозрения — не идеологические ли диверсанты засели в мастерской или среди заказчиков памятника?

Хотя, если так рассуждать, то у нас в каждом втором государственном учреждении или условно патриотической организации сидит по несколько десятков таких вот «специалистов по идеологическим диверсиям».

В Челябинске на День Победы несколько лет назад губернатор поздравлял соотечественников баннерами с изображением танка Т-34.

Правда, на фото была изображена подбитая немцами «тридцатьчетверка» с позирующими на ее фоне солдатами вермахта.

В Чебоксарах и Ухте на билбордах с поздравлениями также красовался бросающий гранату солдат вермахта. В первом случае его изобразили на фоне почему-то перевернутого российского триколора, во втором дизайнеры добавили на задник еще и американский (но хоть союзнический) танк «Шерман» с американскими же пехотинцами рядом с ним.

В Брянске в прошлом году местное отделение партии «Родина» ко Дню Победы украсило город баннером с изображением истребителя F-15I Ra'am из состава ВВС Израиля (это экспортный вариант американского F-15E Strike Eagle, которые Израиль закупил в первой половине 90-х). Слоган на плакате гласил: «Родина всегда права».

Примеры можно множить — в Муроме на поздравительных открытках городской администрации некие солдаты устанавливали красный флаг. Только картинка была срисована с крайне известной фотографии, не менее легендарной, чем АК-47, американских солдат, устанавливающих американский флаг на острове Иводзима. И так далее: креатив отечественных «патриотических» дизайнеров не знает границ.

Понятно, что, выбирая объяснение этим кейсам между «глупостью» и «изменой», в данном случае мы всегда должны выбрать глупость.

Дизайнер нашел «красивое фото с танком» в интернете, а начальство увидело красивую картинку и в тонкости творческого процесса решило не вдаваться. Но это не просто глупость.

Проблема в том, что патриотический угар последних лет никак не подкрепляется реальным просвещением на счет даже самых славных побед.

Вместо исторических фильмов выходят частенько плохо выверенные фейки, на купленные в кредит БМВ владельцы вешают спорные в данном контексте наклейки «Спасибо деду за Победу!» (за победу какого деда и над кем?), историческую память вытесняет плохо слепленный миф.

Начальство, которое за этот патриотизм как бы отвечает, как оказывается, далеко не мотивировано ситуацию исправлять. Его задачи лежат совсем в иной плоскости: показать народную любовь и патриотизм своим непосредственным руководителям, освоить бюджетные или околобюджетные средства, продемонстрировать аппаратное рвение.

Задачи эстетического, морального или просветительского характера с этой парадигме если и присутствуют, то занимают какие-то далеко не верхние позиции.

Воспитание любви к Родине, пусть зачастую и через мифы, — это неплохо. Но иногда кажется, что авторам и заказчикам псевдопатриотических продуктов крайне повезло, что они не выпустили свои «шедевры» году эдак в 1965-м. Тогда еще были в живых большинство фронтовиков, и морду авторам могли набить легко. Да и с карьерой потом были бы проблемы: при всех недостатках, глумления над собственной историей советская система не прощала.

Тем временем Российское военно-историческое общество продолжает украшать столицу. Как раз в те часы, когда скульптор Щербаков спешил к монументу Калашникова рассматривать немецкую винтовку, в Москве торжественно открывали советскую часть Аллеи правителей с бронзовыми бюстами Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева и Ельцина работы еще одного плодовитого монументалиста Зураба Церетели. Ну, может хотя бы на этих бюстах не обнаружатся немецкая винтовка или американский орден. При таком-то потоковом производстве «патриотических» монументов.