Серия преступлений грозит возвращением межнациональной напряженности в России

На модерации Отложенный

Серия жестоких и наглых преступлений в Москве и других городах, имеющих выраженную национальную окраску, грозит вернуть в Россию те времена, о которых мы уже успели позабыть. Это времена беспорядков на Манежной площади и роста ксенофобии как ответа местных на поведение приезжих. Мы должны этого избежать. Вопрос в том, как именно.

В Москве убит 23-летний лауреат первенства России по спортивной ходьбе Николай Иванов. «Николай прогуливался со своими двумя друзьями. К девчонке приставал какой-то парень, она кричала: «Помогите!» Николай вступился, а тот парень снизу доверху живот ножом распорол ему. Николай умер в скорой», –сообщил тренер спортсмена Сергей Осипов.

Подозреваемый задержан, это выходец из Чечни 1992 года рождения.

Ранее в Москве при похожей ситуации пострадали охранники Российского союза правообладателей, ставшие свидетелями того, как четверо молодых людей (предположительно, выходцы с Кавказа) пристают к двум девушкам. Молодым людям сделали замечание, в ответ они развязали драку. В конечном итоге один из охранников получил ранение в живот, а второму отрезали левое ухо. 

Нападавшие пока не найдены.

Инциденты такого рода не ограничиваются Москвой. В Новосибирске группа иностранных студентов избила семейную пару, прицепившись к ней с репликой «эй, свиньи русские, мы хозяева, а не вы». «На это муж предложил ему (зачинщику) закрыть свой рот. Того это не устроило, он встал и начал припрыгивать (как боксеры это делают), и сказал (не дословно): «Рот закрывай своей русской проститутке», – рассказала потерпевшая.

В результате последовавшего нападения у мужчины – сотрясение мозга, гематомы мягких тканей лица, ушибы костных образований, у женщины – рваные раны коленей и вывих кистей.

Полиция задержала нападавших, предъявлены ли им обвинения – не сообщается.

Также во вторник стало известно, что подозреваемый в убийстве чемпиона мира и Европы по пауэрлифтингу Андрея Драчева Анар Алияр оглы Аллахверанов сдался властям. Его обвиняют в убийстве из хулиганских побуждений.

Такая подборка новостей напоминает 2013 год, когда мигранты (как внутренние – с Кавказа, так и внешние – из стран Закавказья и Средней Азии) казались жителям России одной из главных проблем.

Социологические опросы, проводившиеся различными организациями,бесстрастно фиксировали : более 30% россиян считают, что в стране сильна межнациональная напряженность, и испытывают неприязнь к приезжим из южных регионов. Почти 80% при этом высказывались за ограничения для мигрантов, заселение страны которыми называли угрозой даже более опасной, нежели упадок науки и культуры, теракты и экономические проблемы. 

После украинской революции, воссоединения с Крымом, введения санкций и антисанкций, двукратного падения рубля проблема мигрантов волшебным образом исчезла из повестки дня.

Это объяснялось разными причинами – и сокращением количества приезжих, и выходом на передний план экономических проблем, и увлеченностью СМИ событиями на Украине и в США.

Так или иначе, уже в конце 2014 года можно было зафиксировать: межнациональная проблема в России больше не является актуальной. 

Как говорится в докладе Общественной палаты «Ксенофобия, радикализм и преступления на почве ненависти в России» за 2016 год, в 2015-м уровень неприязни к приезжим в России был еще ниже, чем в 2014-м:

«Мигрантофобия остается серьезной проблемой российского общества, однако ее уровень в последние три года также неуклонно снижается. Если в 2014 году он составлял 76%, в 2015-м – 68%, то в 2016-м – 66%», – говорится в докладе. 

В проблемном фоне страны, регулярно публикуемом ВЦИОМ, проблема мигрантов в последние годы вообще отсутствует.

Впрочем, 62% россиян продолжают считать, что мигранты отбирают у них рабочие места, а 64% – что они увеличивают уровень преступности в России. 

За прошедшие три года Крым стал обычным российским регионом, к санкциям, антисанкциям и доллару по 60 рублей привыкли, уровень жизни в Средней Азии относительно российского так и не вырос – и мигранты вернулись в Россию в заметном количестве. Добавим к этому теракт в Санкт-Петербурге, в котором обвинили выходца из Киргизии, и нападение в Сургуте, совершенное выходцем из Дагестана Артуром Гаджиевым.

Несмотря на это, исследования по-прежнему фиксируют: граждане России больше не считают проблему мигрантов остроактуальной. Хотя убийство Николая Иванова мало чем отличается от убийства Егора Щербакова, ставшего причиной массовых беспорядков в Бирюлёво.

Получается, что проблема межнациональных отношений не решена и не исчезла естественным путем. Она затихла и ушла из широкого обсуждения, но в любой момент может вернуться. Особенно если такого рода нападения, широко освещаемые прессой, продолжатся.

Новых способов борьбы с мигрантофобией за последние годы не появилось. Это строгий контроль за приезжающими как из-за границы, так и из регионов РФ со стороны правоохранительных органов и диаспор. Это нулевая толерантность полиции по отношению к правонарушениям, совершаемым приезжими. Это ответственность работодателей за приглашенных ими работников. Это работа с отъезжающими в республиках, из которых они отправляются в Москву и другие города с преимущественно русским населением.

Новый виток межнациональной напряженности в России не нужен никому, но его будет сложно избежать, если верить, что все решится «естественным путем». Естественным путем все только усугубляется – об этом говорит и отечественный, и зарубежный опыт.