Битва на Куликовом поле
На модерации
Отложенный
21 сентября 1380 года Григорианского календаря, что соответствует 8 сентября Юлианского календаря на границе нынешнией Тульской и Липецкой области на Куликовом поле произошла грандиозная по своим масштабам в то время битва между Русскими войсками под командованием великого князя Дмитрия Ивановича Владимирского и Московского и Сводными войсками Дикого поля под началом хана Золотой орды Мамая.
Было много предпосылок к такому великому сражению. Во-первых, Русь уже была достаточно сильна, чтобы освободиться от уплаты дани в Золотую орду. И молодой великий князь Дмитрий Иванович эту дань перестал возить в Орду, считая, что у него достаточно сил чтобы в боевых условиях противостоять ордынцам. К тому же его предшественники на Руси Иван Первый Калита, Семён Иванович Гордый, Иван Иванович Второй Красный и митрополит Московский и Всея Руси Алексий Бяконт накопили столько богатств, что имелась возможность содержать в образцовом порядке не только княжескую дружину, но и собрать и вооружить русские полки и противостоять с ними Золотоордынскому воинству с их наёмниками из Европы. К тому же, вопреки угрозам из Сарая-Берке, в малолетстве князя Дмитрия правитель княжества Московского митрополит Всея Руси Алексий Бяконт построил Кремль Московский из белого камня, отсюда пошло именование Москвы Белокаменной. Сам Дмитрий Иванович чувствовал в себе силы и знания противостоять войску Золотой орды. Первым победоносным сражением с войсками Золотой орды было у великого князя Дмитрия Ивановича, это сражение на реке Воже, где Ордынский конный корпус под командованием тёмника Бегича был буквально разгромлен. Мало кто из ордынцев ушёл живым с поля боя.
У великого князя Дмитрия Ивановича было много союзников среди удельных князей. К тому же на стороне великого князя Дмитрия Ивановича, как собирателя Земли Русской и борца за освобождение Руси от всякого иноплеменного насилия выступила Православная церковь во главе с митрополитом Московским и Всея Руси Алексием Бяконтом. Во всех православных церквах, соборах и храмах настоятели православной церкви, епископы и архиепископы вели проповеди против грабительского засилья золотоордынского. Чего стоили проповеди великого русского подвижника архиепископа Дионисия Суздальского и Нижегородского. Он не боясь ордынских убийц, громогласно призывал русский народ к освобождению! Объединял и благословлял на борьбу с засильем иностранщины великий русский подвижник, игумен Троицкой обители Сергий Радонежский.
Пришло время и в конце августа месяца русские дозорные воины принесли в Москву весть, что хан Мамай собрал многотысячное войско и пока остановился в месте слияния реки Воронеж с Доном, видимо, дожидая ещё не пришедшие к нему дополнительные войска из глубин Европы. Великий князь Дмитрий Иванович разослал с биричами воззвание к русскому народу о нависшей над Отечеством опасности и пора собраться всем вместе и выступить против иноземных насильников. Русское войско собиралось быстро и скоро великий князь отдал приказ двигаться в сторону Коломны. По дороге в Коломну к нему потоком шёл народ с оружием в руках с князьями, а где сами князья не приходили, то они обязательно присылали вооружённые дружины с воеводами и ополчения из народа. Перед этим великий князь Дмитрий побывал в обители у Сергия Радонежского, получил от него благословение и с князем пошли два Сергиевых инока Пересвет и Ослябя.
В Коломне великий князь Дмитрий Иванович устроил смотр своим полкам. К тому же от своих дозорных воинов он получал сведения о движени войска Мамая в сторону Москвы. К тому же, дозорные люди заметили и доложили своему государю о том, что на подмогу Мамаю идёт литовский князь Ягайло. Непонятно было поведение князя Рязанского Олега Ивановича. Он не примкнул к воинству Дмитрия, но он также не препятствовал своим удельным князьям из Пронска и Ельца и ополченцам из Земли рязанской примкнуть к полкам великого князя Дмитрия Ивановича (кстати и Елецкий полк, и Пронский достойными были в сражении и многие их воины, вместе с князем Фёдором Елецким погибли в битве за своё общее великое Отечество). Также нужно сказать, что не был заметен в своём движении на помощь Мамаю князь Олег Иванович Рязанский, хотя раньше Великий князь Владимирский получал сведения, что Олег Иванович обещал примкнуть к Мамаю. Находясь между двух огней ему пришлось маневрировать. И, наконец, он не стал торопиться ни к Мамаю, ни к Дмитрию Ивановичу, поглядывая на бой со стороны.
Наконец, великий князь Дмитрий Иванович пришёл со своими полками на то место, где наиболее выгодно было разместить против орды свои полки. Это было Куликово поле между реками Дон, Непрядва и Смолка с оврагами, балками, лесами и перелесками. Князь занял выгодное место для своих полков и невыгодное для ордынцев. Великий князь Дмитрий Иванович, вместе со своими сподвижниками князьями Владимиром Андреевичем Серпуховским, Дмитрием Боброк-Волынским, Андреем Ольгердовичем Полоцким, Дмитрием Ольгердовичем Брянским, боярином Михаилом Бренком, окольничим Тимофеем Вельяминовым и другими. По многим данным у великого князя Дмитрия Ивановича было до 70 тысяч воинов, у Мамая доходило до 120. В излюбленной манере Дмитрий Иванович строил свои полки так, чтобы они флангами упирались о какие-то естественные преграды, чтобы не были обойдены неприятелем ни с одной стороны, ни с другой и умело использовал леса, реки, речушки, балки и овраги. Так полк Правой руки у него стоял перед большим оврагом, который не видел Мамай, и в котором погибло немало ордынской конницы, а полк Левой руки прикрывала речка Смолка. Между этими полками был поставлен Большой полк, растянувшийся во фронт на 8 километров, впереди Большого полка был поставлен Передовой полк, а ещё немного впереди Сторожевой полк, позади Большого полка был поставлен полк поддержки Большого полка и самое главное, за Зелёной дубравой великим князем был поставлен Засадный полк под командованием князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброк-Волынского. Этот Засадный полк в решающий момент битвы вышел на поле битвы и решил исход сражения и гнал остатки разбитых ордынских войск до реки Красивая Меча где их и утопил. Кстати, на месте великого князя под княжеским червлёным стягом с изображением Спаса Нерукотворного стоял боярин Михаил Бренк, а сам князь в кольчуге рядового воина сражался в составе Передового полка и был контужен. Подробности этой битвы можно найти в многих литературных источниках.
Комментарии
Жаль только, что про это до сих пор ни одного фильма не сняли.
Зато кинодребедени, а-ля девятая рвота, утомленная солнечным ударом под "Сталингградом" - в изобилии.
И тогда монгольское войско и дружина Дмитрия Донского , благословенная Сергеем Радонежским, начали битву.