Уроки истории и современность. Экономика Византии.

На модерации Отложенный

1384197557_karta-vizantii

 

О ЧЁМ ГОВОРИТ НАМ ЭКОНОМИКА ВИЗАНТИИ. ГОСУДАРСТВО, ОПЕРЕДИВШЕЕ ВРЕМЯ

 

Экономика Византийской империи, Второго Рима, была одной из самых успешных в Истории. Она позволила государству, окруженному сильными врагами, простоять почти 1000 лет. В чем была мощь византийского хозяйства?

 

Византийская империя просуществовала более тысячи лет (395-1453 годы) Она переживала взлёты и падения, а периоды бурного роста и военной экспансии сменялись временами кризисов и внутренних неурядиц. Внешнее давление также ощущалось всегда, но Византия научилась выживать в кольце соперников и врагов.

Будучи глубоко консервативным обществом, ромейская держава во многом опережала свою эпоху, являясь не просто феодальным образованием средневековья, а высокоцентрализованным государством с мощной управленческой системой. Государство стремилось непосредственно руководить экономикой страны. Постараемся раскрыть особенности экономической политики Константинополя и посмотреть, что из византийского опыта может быть интересно для нас.

В экономике Империи высока была роль государства.

Его воздействие на хозяйственное развитие было определяющим до конца XIII века: частная торговля, крупные землевладельцы и иностранцы двигались в фарватере единой централизованной политики. Период VII – XIII вв. был расцветом «командно-административной» экономики Византии. Это проявлялось в следующих государственных мерах:

 

Государственная валютная монополия

Только несколько государственных монетных дворов имели право чеканить номисму (основную государственную монету) – солид (после окончательного перехода на греческий язык – гиперпирон). Это была золотая монета весом в 4,5 г. и диаметром в 22 мм. Также были в хождении мелкие серебряные и бронзовые монеты разных достоинств (кратностью в 12, 24 и даже 288 от стандартной). Такая развитая валютная система повергала крестоносцев в шок: в Европе основные расчёты велись бартером и парой видов серебряных монет.

Ключевым преимуществом являлась стабильность данной денежной системы. По-видимому, в Византии чётко усвоили урок первой Римской империи, в которой порча монеты из-за политической нестабильности вызвала жесточайшее обесценивание. Конечно, и в Византии императоры иногда снижали золотое содержание номисмы, и случалась инфляция. Но императорам Михаилу II и Феофилу (начало IX в.) удалось стабилизировать курс гиперпирона до конца XII в., причём по тому же стандарту, что существовал в V-VI вв.

Стабильность поддерживалась и госконтролем за добычей драгоценных металлов, и запретом на хождение иностранной валюты в пределах империи. Фальшивомонетчиков наказывали. Впрочем, подделать эти монеты было очень сложно: из-за дефицита материала и из-за сложности изготовления. Византийская монета ещё длительное время использовалась в качестве образца и стандарта, как в Европе, так и на арабском Ближнем Востоке. Об уважении к номисме и её широком мировом обращении свидетельствуют найденные экземпляры на далёкой Шри-Ланке.

 

Государственный контроль внешней торговли

Осуществлялся он тремя применяемыми и сегодня мерами: запретом на вывоз и ввоз ряда товаров, регулирование участия иностранных купцов в торговле, государственные квоты и пошлины. Так, к категории запрещённых к вывозу («киколимена») относились зерновые, вино, оливковое масло, рыбный соус, драгоценные металлы, оружейное железо и вооружения, а также самые дорогие виды шёлка (используемые императорским двором и Церковью) и все компоненты шёлкового производства вообще. Ввоз данных групп товаров допускался по административному разрешению и в количествах, которые не смогут повлиять на уровень цен. При этом внутри границ товары и монета циркулировали свободно, тем самым, Византия поддерживала свой рынок и отечественных производителей.

Стоит отметить, что это не была монополия советского образца: внешней торговлей занимались преимущественно частные лица, извлекая прибыль, да и абсолютно все порты империи было трудно контролировать. Но для того времени уровень госконтроля был впечатляющим.

 

Поддержка армии и флота

Византийская империя практически не знала мирных лет жизни: враги теснили в прямом смысле со всех сторон света. С севера наступали сначала гунны, готы и авары, затем печенеги и болгары и наши предки — русичи. На востоке – персы, затем арабы, после них – турки. Ну а с запада били вроде бы братья-христиане франки, норманны, венецианцы вместе с римским папой. В критической ситуации борьбы с персами в VII веке император Ираклий разделил Империю на несколько военных округов, на которых действовала одновременно гражданская и военная администрация, а значительная доля трудового населения (ремесленников и крестьян) стала военно-обязанной.

Положение служилого сословия улучшалось с укреплением империи в IX – XI веках, серьёзнее всего при императорах – военачальниках Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхие. Императоры стремились сделать воинов обеспеченными представителями среднего класса. В интересах армии и флота трудились многие верфи и обработчики железа. Иными словами, в Византии существовал свой ВПК, или правильнее сказать, военно – аграрно – ремесленный комплекс.

 

Государство как активный экономический субъект

Как в промышленно-ремесленной сфере и торговле, так и в сельском хозяйстве доминировало государство. Оно было основным собственником и эксплуататором земель. Также в сельском хозяйстве выращивание лошадей в силу объективных экономических и стратегических причин было прерогативой «госпредприятий».

В промышленности имперская власть имела крупные мастерские по производству шёлка, стекла, посуды и, конечно, вооружений. В них работали наиболее квалифицированные ремесленники. В торговле основной задачей государства было поддержание уровня жизни населения. Существовали особые пекарни и бакалейные лавки, где можно было приобретать продукты по «социальным» ценам. Такая торговля называлась «аннона», в городах на неё приходилось от 5 до 20% общего оборота, а цены в них могли быть устойчиво низкими столетиями.

Государство проявляло себя и как крупный заказчик и потребитель. Заключались крупные госконтракты для нужд городского строительства, армии, флота, бюрократического аппарата (здесь, как и в современном мире, случались злоупотребления – например, знаменитый поход Велизария против вандалов чуть не закончился провалом из-за выданной провизии низкого качества). Зарплаты чиновники получали как натурой (дорогими тканями и посудой из государственных мастерских), так и наличными. В совокупности с военнослужащими обширный корпус «бюджетников» способствовал росту производства и активной циркуляции денег в экономике.

 

Поддержание социальной справедливости

Императоры Македонской династии в IX – XI вв. уделяли большое внимание развитию свободного фермерства. Размер земельного налога был стабильно ниже размера ренты, поэтому приобрести землю и стать фермером было выгоднее, чем остваться батраком – «париком» или подаваться в столицу, чтобы войти в число пролетариев – «мистиев». По истечении 30 лет государство передавало в собственность землю парикам. Однако случались и неурожайные годы, в ходе которых крестьяне вынуждены были продавать свои наделы нарождавшимся феодалам – «динатам» и монастырям. Рескрипты императоров Романа I Лакапина и Василия II Болгаробойцы свидетельствуют об активной борьбе центрального правительства с усилением динатов. Первый император создал барьеры для покупки земли крупными и неместными владельцами, которые было трудно преодолевать юридически. Второй же вообще объявил, что любая собственность, полученная незаконно хоть со времен Октавиана Августа, должна будет перейти законным владельцам или государству.

Константинопольские правители тщательно следили за соблюдением честности в торговых операциях. Во-первых, запрещалась монополизация и интеграция нескольких видов ремесла или торговли в руках одного и того же владельца (это касалось крупной и средней коммерции, «индивидуальный предприниматель», гончар или булочник, мог сам сбывать свой товар на рынке). Во-вторых, коммерсантам долгое время нельзя было приобретать статус юридического лица.

В отличие от современных корпораций, ЧП, ООО купцы несли личную правовую ответственность, а, значит, с трудом её избегали. В-третьих, должны были действовать только справедливые цены и заработные платы. Как тогда понимали это? Из свода законов «Базилики» (X в.) и сборника судебных прецедентов «Пира» (XI в.) следует, что справедливой считалась цена ± 50% от её себестоимости, либо от исторической цены товара, а справедливая зарплата — та, которая позволяет купить прожиточный минимум, за достижения допускались премии или пожалования. При этом ещё законы Юстиниана строго указывали, что прибыль выше 10% уже чрезмерная.

Отметим, что в Византии, по крайней мере, в Константинополе с торговцев взимался прообраз современных НДС или налога с продаж – «коммеркион» в размере 10% от базовой стоимости товара (оплачивался ежедневно при въезде на центральный рынок). Из этого можно сделать вывод, что ромеи одинаково наказывали и торговую наценку выше 20-25%, и, например, всё ту же скупку феодалами земли по заниженным ценам в неурожайные годы. За соблюдением правил следили местные чиновники и отраслевые гильдии, они же совместно определяли уровни справедливых цен и зарплат. В остальном же действовали рыночные механизмы, купцы и ремесленники конкурировали между собой и внутри гильдий. Так рождался здоровый симбиоз государства, рынка и кооперации.

Также была возведена в ранг государственной обязанности императора благотворительность, хотя и знатные вельможи и коммерсанты считали за честь делать щедрые дары монастырям, строить церкви, снаряжать миссионерские экспедиции, открывать больницы и дома престарелых. Проблеме бедности особое внимание уделял император Лев VI Мудрый, призывая в своих указах искоренять безработицу в городах и подавать неимущим. Современные исследования Византии отдают должное такой политике василевсов. Японский византолог Ясухиро Оцуки (Yasuhiro Ohtzuki) рассматривает колоссальное значение государственной и частной благотворительности в развитии экономики, японский же экономист Куичи Таденума (Kouichi Tadenuma) полагает, что Византия была первым в истории социальным государством.

 

Православная этика ведения хозяйства

Основатель Константинополя, Константин Великий был первым православным императором Рима. В его заслуги вошло и возведение христианства в статус государственной религии. Постепенно Церковь выстроила официальную «идеологию» Византии. В отношении к хозяйственной жизни это должно было проявляться в строгом следовании Закону Божьему и ряду заповедей. Например, предостережению Христа «не можете служить Богу и мамоне» — иными словами, следует радеть о спасении души в первую очередь, и уже после этого – о пропитании, хозяйстве, коммерции, власти и т.д. Не забывали и о том, что из-за греха Адама и Евы людям приходится трудиться в поте лица своего для хлеба своего насущного. Любой труд, не только крестьянский, но и ремесленный или научный, вполне уважался. Но каждый член общества обязан был посильно и добровольно трудиться.

С духовной точки зрения осуждалось чрезмерное богатство, а также праздность, получение нетрудовых доходов, в особенности, ростовщичество. Напротив, поощрялась забота о неимущих, свободный крестьянский труд. Конечно, росла и непосредственно хозяйственная роль церквей и монастырей.

Влияние Православия на практическую экономическую деятельность было глубоким. К.В. Хвостова отмечает, что само слово «ойкономия» обрело духовный смысл, сходный с тем, который в него вкладывал Аристотель – а именно правильное, богоугодное ведение частного и государственного хозяйства. Кстати, то, что оправдала европейская политическая экономия – капитализм – у Аристотеля называлось хрематистикой (т.е. обогащение как самоцель). Поистине, практически говорящее название!

 

Также в официальных актах и церковных документах часто использовали термины, имеющие каноническое значение. Определяющее влияние первозданного аполстольского христианства на всю хозяйственную жизнь империи признаётся в современных исследованиях. Византолог Ангелики Лаиу (Angeliki Laiou) констатирует, что православное мышление доминировало в государственной политике и экономике, по меньшей мере, до конца XII столетия.

 

Экономика, основанная на знаниях

Византия стремилась сохранить и преумножить тысячелетние научные достижения греческих государств и Рима. На фоне Европы, на долгое время погрузившейся в тёмные века Ромейская держава представляла собой твердыню цивилизации и оплот науки. Выяснить всю палитру технологических достижений византийцев ещё предстоит археологам и историкам. Но с уверенностью можно говорить о таких преимуществах как система водопроводов, водяные и ветреные мельницы, изготовление стекла, зеркал и цветной мозаики, прото – индустриальные методы в изготовлении тканей и гончарных изделий, уникальные техники создания шёлка, сложный музыкальный инструмент – орган, который значительно позже распространился на Западе. Не следует забывать и о «ноу-хау» в военном деле – греческом огне, неповторимой смеси нефти, смол и масел, которая сжигала вражеские суда, долгое время, давая преимущество относительно слабому военно-морскому флоту империи. Точный состав смеси неизвестен и поныне, поскольку «патент» являлся государственной тайной.

В фундаментальной науке также удавалось развивать достижения Античности. Учёный Лев Математик должен бы быть известен всем школьникам, ведь именно он упростил алгебру до современного вида с её системой букв и символов. Математика имела очень большое значение для экономики: до наших дней дошли отдельные образцы бухгалтерских документов крайне высокого качества. Целый ряд византийских мыслителей высказывали мысли, созвучные с будущими политэкономическими течениями меркантилистов, физиократов и даже социалистов. Очень современно звучат труды Льва VI, Григория Гемиста Плифона, Григория Паламы, Николая Кавасилы, Алексея Макремволита. В них обосновывается польза государственного регулирования экономики, перераспределения богатства для достижения процветания в обществе, преступность ростовщичества и нетрудовых доходов.

Также византийские астрономы прекрасно знали о том, что Земля шарообразна, а широкие торговые связи позволяли создавать качественные карты известного мира. Больших успехов достигла Византия и в медицине. Известно, что здесь умели проводить хирургические операции, изготовлять лекарства и имели представление об иммунитете человека. Средний возраст населения Византии был длительное время значительно выше европейского.

Атмосфера знания и учёности поддерживалась в Византии системой школьного и университетского образования. За обучение приходилось платить, но пойти в местную школу могли и дети рядового крестьянина. О распространении грамотности указывает, например, указ Василия I от 867 г., предписывающий писать фискальные документы крупными печатными буквами, чтобы они были понятны сельским жителям. Точный уровень образованности в империи неизвестен, так как никто не вёл такой статистики, но примерные оценки сходятся на уровне от 15 до 30 % населения — очень высокий показатель по тем временам.

Была ли эта экономика успешной? Об этом суверенностью можно судить по количественным оценкам. Это была диверсифицированная экономика, где 25 % ВНП (40% в монетарном выражении) давала торговля и ремесло. Исследование Всемирного Банка констатирует, что ВВП на душу населения в Византии в IX – XIII вв. колебался между 1000 и 1300 долл. (в ценах 1990 г.). В этот же период в Западной Европе этот показатель едва доходил до 450 долл., то же наблюдалось и в Индии, а на арабском Ближнем Востоке и в Китае: 600 – 650 долл.

Качественные оценки также говорят в её пользу: стабильность цен, зарплат и налогов, активная циркуляция денег и товаров внутри единого национального рынка, развитая система учёта и управления в государственном и частном секторе, единая монетарная система и безопасные пути сообщения, которые снижали торговые издержки. Очевидно, что Византия была сильнейшей экономикой своей эпохи.

Более того, Византийская империя значительно опередила своё время по многим политическим и социально-экономическим параметрам, явив собой уникальную и неповторимую державу. Эти объективные достижения не были бы достигнуты без опоры на православие, централизованное государственное управление и принцип социальной справедливости.