Фотограф Оцуп, который снимал Ленина и Сталина

На модерации Отложенный



Если мы видим прижизненные портреты Ленина, то вряд ли задаемся вопросом – кем они созданы? А между тем период, когда можно было сделать такие фотографии был очень короток и исчислялся буквально несколькими годами. Современники говорят, что Ленин не любил сниматься. Может быть, в нем жил некий внутренний запрет, свойственный опытным партийным конспираторам или он не придавал большого значения своим фотографическим изображениям, и ему больше нравились рисованные портреты… Сегодня обо всем этом можно гадать до бесконечности, приводя те или иные доводы.

( Collapse )


Говорят, первым фотографом, сделавшим прижизненные снимки Ленина в Кремле был Петр Адольфович Оцуп. К сожалению, мы начинаем забывать этого прекрасного мастера, подарившего нам уникальные снимки прошедшей эпохи. Родившийся в еврейской купеческой семье в 1883 году, Оцуп уже в десятилетнем возрасте поступает учеником к петербургскому фотографу-портретисту Александру Елкину. И это было большой удачей для мальчика, только ступившего на свой творческий путь: его учитель помимо того, что был известным мастером, слыл еще и оборотистым коммерсантом, создавшим прибыльное предприятие.
В фотоателье Елкина снимались многие знаменитости, не скупившиеся в оплате труда фотографа. Маленький Петя Оцуп помогал мастеру в работе и постигал азы техники съемки, учился правильно пользоваться светом и ретушировать стеклянные негативы. Одним словом, ученик проходил все стадии цеховой системы образования. Он даже научился хорошо печатать, а для этого самостоятельно готовил проявитель и фиксаж.

Семнадцатилетним пареньком, получив рекомендательное письмо от своего учителя, Оцуп устраивается в знаменитую студию Василия Ясвоина, где ему доверяют самостоятельную работу с заказчиками. В популярный журнал «Огонек» молодого фотографа пригласили в начале двадцатого века, а в 1905-м Оцуп снимает русско-японскую войну. Правда, в этом же году он возвращается в Петербург, много снимает и публикует снимки манифестаций. Его даже обвиняют в распространении антиправительственных прокламаций и на два месяца сажают в одиночную тюремную камеру.
Революционные события 17-го года Петр Оцуп встречает штатным автором журнала «Огонек» и активно снимает бурные события большевистского октября, посещает с фотокамерой Смольный.

Отряд красногвардейцев у Смольного перед отправкой на выполнение боевого задания, 1917 год


К этому времени у фотографа, ставшего уже достаточно известным, появились обширные связи. Еще в июле 1917 года Оцуп делает официальный портрет Михаила Калинина, избранного городским головой Петербурга. Спустя год, по его рекомендации, Оцуп становится руководителем организации «Фотография ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет)». А вскоре председателем ВЦИК становится Калинин, с которым фотограф путешествует по стране и делает репортажные снимки с многочисленных встреч советского руководителя.
И здесь мы подходим к интересной части нашего повествования – встрече Петра Оцупа с Лениным. Вот рассказ самого фотографа.


Демонстрация матросов, 1917 год, Петроград



ОЦУП:  КАК Я СНИМАЛ ЛЕНИНА

Впервые я увидел Ленина в апреле 1917года  на Финском вокзале после его возвращения из эмиграции. Правда, в этот день подойти к нему близко мне не удалось, и эту неудачу до сих вспоминаю с болью в сердце. Но осенью 1917 года, в Смольном шло одно из первых заседаний Совнаркома. Подошел к двери зала. Где проходило заседание.
-Куда? – остановил меня красноармеец с винтовкой.
-Нужно сфотографировать Ленина – ответил я и переступил порог.



Установил камеру – вспышка магния - и снимок сделан. Но мне хотелось создать отдельные снимки Владимира Ильича, портреты, по которым его облик запомнился бы миллионам. И только в 1918 году, после переезда правительства в Москву, мне удалось осуществить свою мечту.  И то с помощью небольшой хитрости.

Работал тогда во ВЦИКе и заведовал фотографическим отделом. И вот я решил заинтересовать Ленина своими снимками на историко-революционную тему. Позвонил в Кремль секретарю Ленина и попросил узнать, сможет ли он просмотреть мои фотографии. Ответ был положительным, и мне было назначено время в 12 часов, причем настоятельно просили не опаздывать: Ленин не переносил этого.

Захватив вместе со снимками и фотоаппарат с шестью двойными кассетами – всего весом более шестнадцати килограмм – я пришел в Кремль значительно раньше условленного времени.





В приемной попросил разрешение поставить предусмотрительно подготовленный для съемки аппарат на треногу. Вошел в кабинет и поздоровался с Лениным, который обратился ко мне с вопросом:
-Товарищ Оцуп, вы что-то хотели мне показать?
Я вытащил из папки снимки, и Ленин внимательно рассмотрел их. Когда дошла очередь до фотографии с запечатленным расстрелом июльской демонстрации в Петербурге, он заметил:
-Вы делаете очень нужное дело. Обязательно продолжайте.



Просмотр подошел к концу, и я решился спросить:
- Владимир Ильич, позвольте сфотографировать вас.
- Не стоит этого делать, снимайте исторические события, массы…
Но я набрался смелости и внес в кабинет аппарат, стоявший на треноге в приемной. Ленин очень удивился и спросил, откуда взялось это сооружение. Я ответил, что принес его на всякий случай. Ленин улыбнулся:
-Ну что с вами поделаешь… Я газету почитаю, покуда вы подготовите аппарат.



Мой фотоаппарат был уже готов. Пока вождь читал газету «Правда», я сделал три снимка, а потом еще девять. С каждого негатива изготовил по два отпечатка и понес их для просмотра Ленину. Он рассмотрел снимки и рассмеялся:
- Вот вы какой опасный народ, фотографы – успели меня снять за чтением газеты.
Попросил подписать одну из фотографий. Вот эта подпись: «Тов. Оцупу от В. Ульянова (Ленина).» Второй раз мне удалось сфотографировать Ленина во время работы Второго Конгресса Коминтерна, в Кремле в 1920 году. Осенью 1922 года я в последний раз видел Владимира Ильича у него в кабинете. Он был уже болен. Мне удалось сделать несколько снимков. Через некоторое время он переехал в Горки, где побывать мне не довелось. Лишь в день смерти Ленина я был срочно вызван, чтобы сделать несколько фотографий.


После смерти вождя Оцуп продолжал работать для Кремля. Он снимал парадные портреты первых лиц государства. После обработки негативов, фотограф особое внимание уделял их ретуши: портреты руководителей должны быть несколько идеализированы, поэтому на снимках отсутствуют морщины, а все дефекты кожи  убраны. Изображения советских вождей под объективом Оцупа словно извлечены из быстротекущего времени и максимально облагорожены. В них трудно угадать руку мастера, они одинаково «приглажены и причесаны» - этакие иконы для многочисленных красных уголков. Фотограф словно отказывается от своего стремления быть узнаваемым и растворяется в создаваемом им сиятельном фотографическом изображении.



Иосиф Сталин в Царицыно, 1918 год



Часто Оцуп выходил на плэнер и старался сфотографировать вождей на улице или в непринужденной обстановке. В двадцатых-тридцатых годах ХХ века Кремль был  жилой зоной для советских вождей и их семей. Поэтому фотографу удалось сделать немало снимков в этом небольшом городе, отделенном от остального мира Кремлевской стеной. Вошла в историю фотография Сталина в автомобиле, с женой на заднем сиденье. Снимок воспроизводится ниже.



Рассказывают, что Оцуп делал немного дублей, стараясь уловить мимолетное мгновение. Стремление «попасть точно в цель» фотограф воспитывал в себе с самого начала творческого пути, выбирая смысловое соединение удачной композиции и эмоциональной насыщенности того или иного сюжета. Он не был создателем новых форм, как Александр Родченко.
 



В начале века Оцуп ставил перед собой задачу полнее отобразить бурное революционное время, а затем кропотливо и качественно выполнял кремлевские заказы – и оставил свой след в истории. По его фотографиям был изготовлен барельеф Ленина и портреты вождя на советских деньгах.



Символично, что карьера кремлевского фотографа закончилась для 70-летнего Оцупа вместе со смертью Сталина в 1953 году. Новые вожди привели в Кремль своих личных художников.