ФБР против "русской пропаганды"

На модерации Отложенный

 

Пропагандистским «рупорам Кремля», каналам «RT America» и «Sputnik», в благословенном либеральном раю живётся нелегко. На свободу слова ополчилось «крутое» ведомство: ФБР. Мерам эфбээровцев возражает передовая американская общественность: неужели без ножниц ФБР граждане не в состоянии понять, что им слушать и смотреть, а что — нет?


В ФБР допросили бывшего корреспондента российского государственного агентства «Sputnik» в Белом доме, сообщает портал «Yahoo News». Допрос проводился в рамках расследования по делу о «пропагандистской руке» Кремля. Следователей интересовало, не нарушили ли русские Закон о регистрации иностранных агентов (FARA).


Как пишет «Yahoo News», бюро «получило флэш-накопитель, содержащий тысячи внутренних электронных писем «Sputnik» и документов: материалов, которые могли бы помочь прокурору выстроить обвинение информационного агентства в проведении определённой кампании правительства России». Речь идёт о кампании в период прошлогодних президентских выборов в США. Причём, по мнению сотрудников разведки, эта пропагандистская кампания русскими продолжается до сих пор.

Письма ФБР передал бывший корреспондент агентства Эндрю Фейнберг (Andrew Feinberg): он загрузил материалы на свой ноутбук, успев до увольнения (был уволен в мае). Он подтвердил «Yahoo News», что агент ФБР допрашивал его более двух часов.

По словам Фейнберга, расследование посвящено «внутренней структуре, редакционным процессам и финансированию «Спутника». «Они хотели знать, откуда мне поступали заказы, было ли у меня когда-нибудь «направление» от Москвы, — сказал Фейнберг. — Их интересовали примеры того, как именно меня «направляли» на освещение определённых проблем».

Специальное расследование Роберта Мюллера, напоминает портал, посвящённое попыткам России «сорвать выборы 2016 года», пока ни к чему не привело. «Мы не подтверждаем, являются конкретные вопросы неотъемлемой частью нашего текущего расследования, или нет», — сдержанно сообщил пресс-секретарь Мюллера. Представитель Министерства юстиции отказался от комментариев. ФБР тоже не ответило на вопросы прессы.

Однако следствие ФБР ведётся в то самое время, когда члены Конгресса США и другие лица оказывают давление на Министерство юстиции с тем, чтобы усилить исполнение FARA в отношении деятельности в Вашингтоне двух российских новостных организаций: «Sputnik» и «RT» («Russia Today»).

«Это невероятно важно», — говорит о допросе бюро бывшего репортёра «Спутник» Аша Рангаппа (Asha Rangappa), бывший агент контрразведки ФБР, а теперь заместитель декана юридического факультета Йельского университета. По словам эксперта, «с 1970-х годов ФБР старалось не воспринимать собственную деятельность как ущемление первой поправки». Однако в данном случае у агентов явно имеется «хорошая информация». Есть и убеждённость, что эти новостные организации «действуют от имени Кремля», и их линия «представляет собой серьёзную угрозу» американской демократии.

«Спутник», напоминает портал, принадлежит «России сегодня», организации, которую возглавляет Дмитрий Киселёв, «воинственный телеведущий, известный как «личный пропагандист» Путина и попавший под санкции Евросоюза за вмешательство России в дела Украины».

В своём комментарии для «Yahoo News» главный редактор «Sputnik» в США Миндия Гавашели сказал: «Любое утверждение о том, что мы не новостная организация, просто неверно». Он также сказал, что не знает о расследовании ФБР. «Я впервые слышу об этом», — отметил Гавашели.

Само расследование в отношении «Спутника» Гавашели объяснил «атмосферой истерии».

Позднее пресс-секретарь «Спутника» опубликовал заявление: новостная компания обратилась в Департамент юстиции США после уведомления о расследовании. В заявлении также указывалось, что «Спутник» — «новостное агентство», передающее «точные новости».

«Наши журналисты получили множество премий для средств массовой информации во всём мире. Любое утверждение о том, что «Спутник» — нечто иное, нежели достоверное новостное издание, неверно».



Однако в докладе разведки США «Спутник» и «RT» идентифицированы как оружие российской «государственной пропагандистской машины», которая служила «платформой для обмена сообщениями Кремля с российской и международной аудиторией».

Расследование, как предполагает сайт «Yahoo News», сосредоточено на возможности применения к агентству «Sputnik» Закона о регистрации иностранных агентов, принятого Конгрессом США ещё в 1938 году для борьбы с нацистской пропагандой. Закон требует, чтобы иностранные субъекты, стремящиеся повлиять на американское общественное мнение и участвующие в лоббировании, представляли подробные отчёты об их финансировании и операциях Департаменту юстиции. Если Департамент юстиции сделает вывод, что «Спутник» подпадает под этот закон, его руководители в США могут столкнуться с уголовными обвинениями и штрафами, а сообщения информационного агентства впоследствии будут явно обозначаться как «иностранная пропаганда». Их нельзя будет представлять просто как новости.

В соответствии с законом, для организаций средств массовой информации, участвующих в законной деятельности, существует освобождение для новостей.

Однако Фейнберг, бывший корреспондент «Спутника», говорит, что ФБР сосредоточило свои вопросы вокруг того, какие «истории» продвигает «Спутник», откуда приходили указания. Также бюро интересуется источниками финансирования. Фейнберг говорит об этом просто: «Москва хочет того или Москва хочет этого».

Флэшка, которую теперь изучают агенты, может пролить свет на финансирование «Спутника», его деятельность в Вашингтоне и то, как в агентстве принимаются «редакционные решения». Мистер Фейнберг также подтвердил, что основным источником финансирования компании является российское правительство.

Нельзя сказать, что инициативы ФБР обрадовали американскую демократическую общественность. Преследование русских СМИ рассердило американских защитников прессы, пишет Ллойд Гроув в издании «Daily Beast».

«Прицел» ФБР на русские каналы «RT» и «Спутник», которые, как предполагается, нарушили Закон о регистрации иностранных агентов (FARA), создаёт «тёмный прецедент для американских СМИ», считает автор.

«Вне зависимости от моих чувств в отношении России, «Спутника» или «RT», я думаю, что это касается участия ФБР в определении того, кто является, а кто не является журналистом», — говорит Тревор Тимм, исполнительный директор Фонда свободы прессы.

Юрист, занимающийся делами по нарушению Первой поправки, адвокат прессы Люси Далглиш, декан колледжа журналистики Университета Мэриленда, предупредила, что действия правительства против «Спутника» и «RT» походят на спуск по «скользкому склону». И этот спуск юриста «нервирует».

Далглиш отметила в беседе с «Daily Beast», что при запуске такого процесса его трудно будет остановить. Далглиш считает, что после скандала со «Спутником» сотрудники правоохранительных органов начнут работать с «RT», а затем с другими «предполагаемыми новостными организациями». Итогом станет «большая охота за людьми», которые «не регистрируются» по закону.

Не все готовы противостоять ФБР. Американский союз гражданских свобод, известный своей бескомпромиссной чистотой в вопросах свободы слова, отказался «вступать в бой».

Выдающийся специалист по толкованию применения поправок к конституции Флойд Абрамс не сомневается, что «Спутник» занимается новостями и что его деятельность «обычно защищена Первой поправкой». Однако если российский владелец СМИ предписал ограничить освещение новостей с целью поддержать одного кандидата на пост президента США, дав ему перевес над другим, это имело бы «самое непосредственное отношение» к расследованию, касающемуся национальной безопасности США. Дело не в том, что говорит «Спутник», а в том, что «решение России участвовать в подобной деятельности имеет большое значение». Абрамс добавил: «Думаю, что иностранные правительства поймут целесообразность такого расследования». И всё-таки «крайне важно, чтобы ФБР держалось подальше от расследования американских публикаций на основе их редакционных позиций». «Дни Гувера, — подытожил эксперт, — закончились, и мы не должны предпринимать нечто такое, что могло бы их оживить».

Издание приводит также мнение упомянутого выше мистера Фейнберга. «Спутник» не функционирует как добросовестное информационное агентство, — заявляет тот. — Для меня это [деятельность «Спутника»] скорее похоже на операцию по сбору открытой информации, чем на новостное пространство». Он пояснил при этом, что он не разбирается в мире разведки и просто высказывает своё мнение. Если расследование ФБР установит прецедент, полагает он, то иностранные правительства не смогут делать свою «дрянную пропаганду, маскирующуюся под журналистику», чтобы затем «скрыться за Первой поправкой», которая в США гарантируется «добросовестным журналистам».

* * *



Сведения о допросе ФБР бывшего сотрудника канала «Sputnik» прокомментировала главный редактор «RT» и «Sputnik» Маргарита Симоньян.


«Нет никаких сомнений, — сказала она, — что Россия ответит на расследование ФБР тем же, и сейчас начнут проверять работу американских журналистов в Москве. Всё это более чем отвратительно. Свобода слова вертится в гробу. Её убили те, кто её придумал».


Известно и мнение одного американца — журналиста, давно живущего в России.

Американский журналист Майкл Бом уверен, что за инициативой американского Минюста стоит желание унизить российских журналистов, чья работа будет переквалифицирована в пропаганду.
 

«Я против присваивания «RT» и «Sputnik» статуса «иностранные агенты», — говорит Бом. — Пусть они занимаются своим делом в США. Как говорится, «не любо — не слушай». Лучше не мешать «RT» и «Спутнику» «врать» в этом смысле. Пусть американские читатели и зрители сами решат, что является «жёлтыми СМИ», а что нет, что «трэшем», а что респектабельными СМИ». «СМИ, свобода слова и Первая поправка к Конституции США — это всё святое дело», — отмечает Майкл.


Все звери равны, но некоторые равнее других, сказал бы по этому поводу Оруэлл. Бом считает святой конституцию и поправки, но ФБР и Минюст могут считать себя чуть-чуть «святее».
 

 

Автор: Олег Чувакин