КОСМОДАЙДЖЕСТ-4. «Я Йосеф, брат ваш» (Брейшит, 45:4)

На модерации Отложенный

Страннику нечего жалеть. Он ни к чему не привязан. Его зовет в путь горизонт и бесконечный свод живого неба с предначертаниями его судьбы.

Йосеф, один из двенадцати братьев Яакова, был привязан к дому и очень избалован родителями. Его характер был обидчивым и мстительным и, одновременно, восторженным и склонным к мистицизму. Он стал странником по неволе, когда братья Йосефа продали его в рабство в Египет.

Но он принес туда, в чужую и враждебную землю, свой удивительный дар – узнавать волю Б-га во снах. Наш мир напоминает постмодернистский сон и воля Б-га – это единственное наше реальное предназначение, наша безусловная ценность, которую можно взять с собой в любую дорогу с багажом или без.

Обида и двадцать два года жизни на чужбине разделяли Йосефа и предавших его братьев. Но потом они встретились и поняли, что мир изменчив, а жизнь быстротечна и нет ничего того, с чем бы нам не пришлось расстаться. Оставалось – ценить всё хорошее, что было с ними – семью, которая имеет продолжение во времени и напоминает нам наше недостижимое личное бессмертие.

Постижение ценности жизни прямо пропорционально постижению ценности всего, что в ней происходит и что делает нас живыми. Другие люди – это экзистенциальное содержание нашего присутствия на этой планете, источник нашего психологического времени встреч и расставаний.

Фактически, получилось так, что братья Йосефа, по его приглашению, переехали из далёкой провинции в «метрополию», где не могли не проявиться деловые особенности каждого из братьев, которые впоследствии задали духовную и политическую мини-миссию для каждого из колен, племён, народа Израиля.

Можно лишь приблизительно предположить особенности характера каждого из братьев-колен, так как сведений о десяти коленах не сохранилось после того как Северное Израильское царство было захвачено ассирийцами и все, кроме колена Йегуды и Леви, оставшиеся в Южном Иудейском царстве, были рассеяны по всему свету.

Среди присущих народу Израиля «родовых качеств» можно предельно условно выделить «квалификации» священников-учителей, торговцев-управляющих, воинов-стратегов, ремесленников-хозяйственников, пастухов-земледельцев, учёных-предсказателей, мистиков-магов, алхимиков-технологов, политиков-пророков, художников-архитекторов, ораторов-вождей, писателей-наставников и, наконец, странников-аскетов, несущих в мир идею о спасении через Благого Творца.

Всеми этими качествами в той или иной степени обладал пророк Моисей (Моше), ключевая фигура Торы и вневременного космополитизма, появившийся из ниоткуда много лет спустя после Йосефа, но в той же земле Египетской, где ему суждено было стать великим мудрецом и орудием в руках Б-га.