Свобода нравов в СССР

На модерации Отложенный

Первые годы после победы большевистской революции характеризовались невероятной свободой нравов. Сексуальная революция 60-х — бледный отсвет того пожара, что разгорелся на просторах весьма пуританской до той поры Российской империи. 


 
 

Сексуальная свобода била ключом… Однако несмотря на то что вышеприведенный текст был дезавуирован центральной властью практически молниеносно, сама власть также собиралась конкретно переделать личную жизнь граждан.. 


 
 

«Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем, — подводила итог (между прочим, и своего личного весомого вклада в дело морального и психофизиологического разложения общества) известная коммунистка Смидович в газете «Правда» (21 марта 1925 г.) 

1. Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению. 
2. Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой…».

Анонимный автор, обращаясь в редакцию газеты «Правда», писал: «Как же нам удовлетворять естественные надобности? Девушки должны были пойти навстречу просьбе товарищей-комсомольцев и снять с них сексуальное напряжение, чтобы они, вдохновленные и довольные, смело шли к новым трудовым победам! Эрос революции должен помогать молодежи строить светлое коммунистическое завтра!». 

Во время начавшихся в середине 20-х годов судебных делах по случаям изнасилования выяснилось множество нелицеприятных фактов. Оказывается, в среде комсомольской молодежи приобрели популярность так называемые «вечёрки», на которых молодые люди «пробовали» девушек. Подобные мероприятия обычно проводились в помещении комитета комсомола, — фабричного, заводского и т.д. — куда молодежь была обязана приходить на учебу о классовой борьбе, гегемонии пролетариата, для ознакомления с трудами Маркса, Энгельса, Ленина. После чего комсомольский лидер предоставлял парням право выбирать партнершу среди пришедших на собрание комсомолок. 

Газета «Северный комсомолец» 2 марта 1924 года писала: "Молодёжь скорее, чем кто-либо должна и может покончить с традициями отмирающего общества… Пролетарский коллективизм молодёжи может привиться только тогда, когда и труд, и жизнь молодёжи будут коллективными. Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодёжи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни — вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека. … Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодёжи. Мы живём с нашими девушками гораздо лучше, чем идеальные братья и сёстры. О женитьбе мы не думаем, потому что слишком заняты, и к тому же совместная жизнь с нашими девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем половых различий. В коммуне девушка, вступающая в половую связь, не отвлекается от общественной жизни. Партийные деятели всецело поддерживали молодёжный коммунарский задор, считая, что коммуна …это организация на почве обобществления быта новых общественных отношений, новых взаимоотношений между членами коммуны, новых… товарищеских отношений между мужчиной и женщиной". 

Александра Коллонтай писала в 1923 году в нашумевшей статье «Дорогу крылатому Эросу»: «В годы обостренной Гражданской войны и борьбы с разрухой… для любовных «радостей и пыток« не было ни времени, ни избытка душевных сил… Мужчина и женщина легко, много легче прежнего, проще прежнего сходились и расходились… Явно увеличивалось свободное, без обоюдных обязательств общение полов, в котором двигателем являлся оголенный, не прикрашенный любовными переживаниями инстинкт воспроизводства…» В первые годы советской власти, в период военного коммунизма распространение проституции заметно снизилось. Проститутку заменяла «знакомая». Товарищ Коллонтай даже писала: «…Проглотив семейно-брачные формы собственности, коммунистический коллектив упразднит и проституцию». В середине 1920-х годов в Советской России активно проводилось изучение вопросов половой жизни. Больше всего исследователей интересовало, как половая жизнь влияет на жизнь общественную. В рамках исследования, более полутора тысяч московских студентов, отвечали на вопросы и заполняли анкеты. 

  

Выписки из анкет: 

Вопрос о моей половой жизни для меня слишком интересен, я его давно хотел разрешить, а потому не удовлетворяюсь анкетой и даю дополнительные сведения. Рос я в бедной рабочей семье с деспотом отцом, 13 лет я убежал из дому и попал в среду воров и грабителей, таковым стал и сам, на деньги, добытые воровством, учился; ясно, что при таком положении дел я пустился в разврат. Много занимался проституцией, много испортил гимназисток, так как имел возможность самому учиться и быть прилично одетым. Дальше встретился с одной девушкой и пришлось жениться. Год знакомства до женитьбы много повлиял на мою половую жизнь, я этот год почти не развратничал, так она приковала меня своей красотой. Теперь, я не живу с ней… Надоела — мещанка, я опять развращаю женщин. Я не красавец, но обладаю черными глазами со взглядом, покоряющим женщин. На брак смотрю, как на ненужную вещь. (Рабочий, 28 лет). 

Хорошая анкета, но вроде не все вопросы есть. Я о себе добавлю еще: женился я в 1918 г., и первое половое сношение имел в том же году; проживши с женой 6 месяцев, меня забрали в Красную Армию, и после этого прослужил один год, был в отпуску и две недели имел половое сношение с женой. Потом опять уехал в армию и прослужил еще год и опять был дома в 20 году тоже две недели и тоже имел сношения с женой, но 20 года апреля месяца и по настоящее время полового сношения не имел, потому что в отпуск не ездил, и жена ко мне не приезжала, а в настоящее время я очень страдаю половой жизнью, потому что не имею случая. А что касается с проституцией, я даю вам честное слово — противник, потому что я их ненавижу и боюсь от них заразиться венерической болезнью. Я уже 2 года 4 месяца сношений не имел, но лучше еще два года не буду иметь половых сношений, чем иметь их с проституцией, или же лишь только для потребности. Я надеюсь, что по окончании курса нас отпустят в отпуск, и я свое наверстаю со своей женой, а пока будем ждать отпуска. Жду половых сношений со своей женой. (Крестьянин, 22 года). 

Значительным источником ненормальностей половой жизни будет служить университет. В нем собрано много в половом отношении зрелых людей, которые лишены нормальной половой жизни, ибо не имеют здесь ни родных, ни друзей. Это будет толкать на путь пользования проституцией и при недостатке средств забрасывать людей в клоаки человеческого общества, развивать венерические заболевания и проч. Над этим нужно задуматься и найти выход. Необходимо предоставить студентам возможность переселять свои семьи, жен и любимых ими женщин сюда в Москву. Существовать они здесь сумеют. Это единственный выход, который разрешит этот серьезный вопрос. (Рабочий, 25 лет). 

Сойдясь с любимой (женщиной) девушкой и не имея возможности быть постоянно с ней из-за моих занятий и невозможности ей получить работу в Москве, чтоб устроить совместную жизнь, сильно страдаю и даже не могу спокойно заниматься, чтоб использовать данное мне республикой время, и как сознательному человеку даже неприятно это, — сидеть на шее рабочего класса и не делать того, что должен делать. Товарищей близких нет, чтоб можно было посоветоваться. Приходится переживать одному. Но трудно быть в таком положении и нет выхода, а администрация университета не считается с этим, и не дает отпуска, чтоб хоть чаще видеться с любимой молодой женой, — ведь все равно я не использую должным образом учебного времени. Предлагаю обратить на это внимание и считаться с половой жизнью. (Рабочий, 23 года). 

Из разговоров со своими близкими товарищами как студентами, так и с другими, я вынес, что онанизмом сейчас занимаются большинство молодежи и даже лица уже женатые, но в связи с тем, что жены — общественные работники — и их мужья не видятся по 2, 3 и 4 года. С этой категорией людей я бы думал поступить так, чтобы их жены по возможности вели работу в той местности, где работают их мужья и обратно. Еще скажу, что среди нашего студенчества развита сильно проституция на стороне, и студенты ими пользуются на бульварах и в проч. местах. Вызывается это тем, что студенты живут на казарменном положении и подчас хотели сложить свою половую жизнь по любви, но за неимением отдельной комнаты связи рушатся и начинается проституция. Выделение женатых студентов в отдельные комнаты уничтожит 50% онанизма среди студенчества. Болезнь перед детьми не так страшна. И это — доподлинное чувство студенчества. Нужно во что бы то ни стало путем лекций разъяснить студентам: 1) влияние онанизма на организм, 2) половую гигиену, 3) некоторые правила (научные) супружеской жизни, 4) как можно, с научной точки зрения, избежать деторождения, не допуская аборта и т. д. (Слесарь, 22 года). 

О половой жизни, как естественном явлении, необходимом между людьми, я узнал поздно (прибл. 16-17 лет и позже). О половой жизни узнавал случайно от товарищей, уже долго имевших сношения с проститутками. Я не верил этому. Это вызывало омерзение как тем, которые этим занимались, так и к женщинам, которые занимались этим, и в силу того, что я все-таки не верил в это — подозрительное неприязненное отношение к женщине. Я из романа Толстого «Детство и отрочество» запомнил твердо одно место, где он говорит о своем брате, которому его же родители «устроили» сношение с крепостной, будто бы в силу взгляда на то, что — это «естественная необходимость». Я себе усвоил взгляд, что не может счастье одного строиться на несчастье другого (несчастьем я считаю сношение для женщины же). Занятие онанизмом вызывалось потребностью к половому сношению, которой я не понимал и, не зная его значения, занимался им, но это вызывало отвращение как к этому занятию, так и к самому себе. Я периодами не занимался, но потом снова это редко делал. Революция заставила иначе смотреть на это, и я еще реже стал заниматься онанизмом (периоды — раз в 4—6 месяцев. Это вызывалось потребностью и нежеланием иметь связь с женщиной, как поступком безнравственным). Первое сношение хотя с любимой женщиной очень меня поразило: я не хотел последствий (ребенка). Потом мне казалось, что я совершил в высшей степени скверный поступок. В настоящее время хотя потребность проявляется, но силой воли, сознанием я умею в себе подавить это. С проституткой не имел сношений и не буду, ибо считаю, это омерзительным. (Рабочий, 20 лет). 

Онанизмом начал заниматься с 14 лет и вначале, лет до 16-ти, довольно часто, чуть не ежедневно, с 16 до 18 лет умеренно и с 18 до 20 лет очень редко, под влиянием встречи с красивыми женщинами, видами голого женского тела (купальщиц). Застенчивость, выработанная семьей, мешала сближению с девочками, онанизм ее (застенчивость) сохранял. Военная служба, жизнь на фронте, лежание в военных госпиталях огрубили, я одичал, застенчивости нет, но говорить с женщинами не могу: нет общего с ними языка, если с которой поговорю, — нагрублю «по-солдатски» и этим отталкиваю от себя. Около 8-ми лет не занимался онанизмом, отвык и теперь противен, хотя я его и не боюсь под влиянием Фореля. Предпочитая сложить свою половую жизнь длительным свободным любовным отношением, а практически думаю сложить пользованием проституцией, так как теперь на 29 году в себе не воспитать кавалера «Дон-Жуана» и тем более возвратившись опять в армию по окончании университета в такую среду, где одни мужчины, где грубость царит до сих пор не царить не может. (Рабочий, 28 лет). 

Моя половая жизнь сложилась крайне неудачно. Помню, в школе один старший товарищ однажды в темной комнате просил онанировать его. Это меня испугало, и я отказался. Но впоследствии сам втянулся в этот порок. Когда был еще мальчиком, меня несколько раз возбуждала нарочно сестра, но сношений с ней я иметь не мог, так как был еще малышом. Когда начал заниматься онанизмом, половое чувство страшно обострилось: иногда пытался иметь сношения с животными (коровой, кобылой), но неудачно. Любил рисовать в уме порнографические картины и мог одними мыслями вызвать сильную эрекцию. Онанизмом занимался первое время чуть не ежедневно, потом реже: раз или два в неделю. Боролся с этим, но безуспешно. Чем дальше, тем больше терял веру в возможность выбраться из этого болота. Онанизм тщательно скрывал, но мне казалось, что по лицу все знают о моем пороке, и это страшна меня мучило. Чем дальше, тем больше сила воли слабела, я, в конце концов, я достиг полной деморализации. Несколько раз (4 или больше) покушался на самоубийство, но в самый последний момент не хватало смелости. Считаю выходом из положения брак, потому что, когда жил временно с одной женщиной, то онанизмом не занимался и даже, когда перестал с ней жить, то стал уже совсем редко заниматься (раз или два в месяц), так что сейчас считаю себя от онанизма избавленным. Красивые женщины меня сильно возбуждают (хотя непосредственно эрекции не вызывают). Я очень впечатлителен и скоро влюбляюсь, у женщин успехом пользуюсь, потому что сравнительно красив и неглуп. Более здоровая половая жизнь, по моему мнению, может быть только при браке, и не только половая, но чисто-духовная, выражающая психологию и т. д. При браке имеешь дело с женщиной, с которой свыкся, где интересы обоих сходятся, и где половая жизнь соблюдается в чистоте, где нет злоупотреблений, где один пополняет другого и нет случайностей, отражающихся на организме к духовной жизни отрицательно. В 1919 году случайная встреча принесла триппер, при браке на это меньше шансов. При случайной встрече с женщиной нет стройной жизни в духовном смысле. Со стороны женщин, думаю то же самое. (Конторщик, 20 лет). 

Половое бессилие среди революционной молодежи, ведущей полуголодную и беспокойную жизнь, и революционная работа грозят полным половым бессилием, так что на получение потомства от нас — коммунистов — очень мало шансов. Необходимо установить обеспечение семейств студентов университета, тогда 9/10 студентов будут женаты и будет более нормальная жизнь их установлена. Это в интересах Советской власти, и РКП, и нас. Мы сейчас не живем, не горим, а уже только тлеем. Весьма возможно — погаснем, тем более в наши годы. А ведь, многим из нас 30-35 лет, а мы, как это ни ужасно, холосты. Найдите выход из положения. (Крестьянин, 30 лет). 

Половой жизни почти не было из-за, отсутствия случаев, часто моральных соображений, отвращения к специальной «стрельбе» за женщинами, как за самками.

Болезненность полового вопроса, по-моему, заключается в следующем: отсутствие экономических условий для товарищеского содружества и сотрудничества полов, старые привычки (вторая натура), впитанный в мужчин тысячелетиями взгляд на женщин, потом интеллектуальная отсталость женщин играет отчасти некоторую роль, не потому, что мужчина носится всюду со свода умственным превосходством, а потому, что исторически и экономически это — факт, хоть и малоутешительный. Половая потребность сильна, необходима и, как говорят, полезна, но условия ее удовлетворения скверные. Отсюда много драм и душевных трагедий на «половой» почве. Долго еще не избыть нам этой дисгармонии. Теоретически ответ на этот проклятый, но вовсе незапуганный вопрос — имеется, но практически… пока еще нет. (Студент, 21 год). 

Во всякой любви, «кульминационным пунктом» является акт, при котором происходит максимальнейшая близость — «сродство душ» (величайший акт зарождения личности» — Куприн), и потому меньше всего он должен рассматриваться как акт исключительно физиологический; но, конечно, для этого необходимы соответствующие условия, и здесь «сознание определяется бытием». Я знаю, что эта «теория» нуждается во многих более точных определениях, поправках и т. д., но я не отличаюсь особенными способностями в изложении своих мыслей, особенно по такому «высоком» вопросу. Думаю, однако, что мысль моя будет понятна тем, кто будет разбирать эту анкету. (Студент, 20 лет). 

Что касается того, как устроить свою половую жизнь в будущем, считаю нужным сказать, что я лично считаю возможным и краткосрочную, длительную и случайную возможность употребления нормальней, но приходится воздерживаться, во-первых, потому что, имея семейство, должно воспитывать детей, а не обращать внимания на это считаю грубым и пошлым, ибо дети обречены на погибель, и посему считаю придерживаться брачной системы. Когда устроится нормальное общество, будут обеспечены дети, то общество новое решит этот вопрос, который я считаю весьма и весьма сложным. (Рабочий, 32 года). 

Товарищи, извините за выражение. Я сам себе удивляюсь, что много требуется сношения. Я сильно возбуждаюсь, не могу сидеть возле женщин и волнуюсь от их близости. Я сбился с пути с девочками, не могу совладать с собою. Прошу оказать помощь. Я в последнее время стал слаб в половом отношении. (Студент, 21 год). 

Ну что с того, что я нахожусь в любовных отношениях и женат, когда в течение 3-х лет то подпольная работа, то армия и проч. причины не позволяют жить вместе. Сейчас мне еще хуже, я и жена живем в Москве, я учусь и живу в своем общежитии, жена тоже учится и живет опять в своем общежитии (в другой школе). Мы недалеко живем друг от друга и ежедневно почти видимся, но материальные условия не позволяют нанять нам комнату, чтобы совместно жить. Мы оба — настоящие монахи. Вопрос только в том, который из нас честнее монах. Я, например, предаюсь онанизму, хотя очень умеренно, она довольствуется только тем, что иногда во сне имеет половое сношение, а иногда даже и не со мною. Такая жизнь — дрянь. (Столяр, 31 год). 

Пользуясь случаем, ставлю перед соответствующей комиссией следующий вопрос: можем ли мы сейчас говорить о новой морали, и равноправии женщин. Если нет, то почему? По-моему нет. Сам я в этом отношении человек, горячо желающий встретить женщину без предрассудков, которая бы чувствовала себя в жизни, как и мужчина, которая не предъявляла бы каких-то исключительно «женских» требований, с которой можно было бы сойтись без требования «содержания» и т. д. Я много (для своих лет) объездил. Встречался с различными женщинами, читал Бебеля, Коллонтай, психологию, говорил со многими людьми, наблюдал жизнь близких товарищей, коммунистов и т. д., и т. д. Казалось очень часто, что предо мною (браки товарищей) женщина «коллонтаевского» толка. Увы! Но проходило несколько месяцев, как я получал письма от товарищей или видел сам, что или он расставался с ней или опускался, т.-е. погружался в мелочи семейной жизни, работа страдала и зачастую «более слабый коммунист» докатывался до «обывателя», есть много пессимистов в отношении эволюции женщины. Я же считаю, что новых женщин теперь нет. Их нужно воспитать. Воспитаны они будут не нашим поколением. (Студент, 21 год). 

Написавши анкету, все же не чувствую себя удовлетворенным. Мне, будучи на военной службе, и до военной службы приходилось очень много иметь половых сношений. Последние 20-21 год, уже решаясь жениться на самой неинтересной девушке, пытался делать предложения 10 раз, но от последних получал категорические отказы. По-видимому не приспособлен к естественным условиям жизни, не могу себе объяснить; очевидно, принадлежу к типам вырождения, с точки зрения биологии мы встречаем такие явления («мамонты»). Иногда ударяюсь в пессимизм, учение не идет, хочу отклонить мысль, но этого не удается сделать. Уже страшно отражается на психологическое состояние здоровья. В дальнейшем жизнь потеряна, ожидать чего-то лучшего не приходится. Мне кажется — «я лишний человек», о котором пишет Тургенев. Приходится только сказать «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть и равнодушная природа красою вечною сиять. (Студент, 24 года). 

Вообще надо сказать, что вопросы проблемы этой самой, как бишь ее, — половой — меня мало интересовали в связи с тем, что времени для, как говорят у нас на юге, кумяканья совсем не было. Так же мало, думаю, она интересует и моих товарищей. И пора нам перестать создавать такие проблемы там, где они, может, и будут, но пока их нет, ведь, у нас так мало времени для ученья, а скоро весна… фронт. Анкета в других условиях вещь хорошая, а теперь она только напомнит о том, что можно при наличия воли и отсутствия толчков извне (таким толчком будет анкета) подавить в себе. А на такой бумаге, как эта, лучше было бы напечатать что-нибудь не возбуждающее (стараюсь с вами равняться по фронту), а какую-нибудь книгу. Интересно, что предполагаете вы делать в дальнейшем. По-моему, если вы начали кампанию, то необходимо ее кончить как можно скорее, а не оставить так. Но против игры-любви ничего не имел бы, ввиду того, что я вряд ли могу любить, это (игра-любовь) будет самое большое или одновременно меньшее, ибо я проституцией или каким-нибудь другим видом любви пользоваться бы не мог. (Студент, 21 год). 

Если сознательно социальные законы в нарождающемся обществе рабочего класса не будут изменены в направлении романтической этики и половой морали, если не сказать, что подрастающее поколение идет в тупик, то 40—50% цветущей жизни затупит свои способности и уничтожит жизнерадостность. Энергия, полнота жизни, такая огромная часть смысла человеческой жизни индивидуума уходит на цели общения между полами, независимо от интеллекта. 1/2 или 1/3 сознательной жизни, сознательного мышления уходит на приспособление к тем приемам, какие обязательны в половой этике интеллигентного мужчины. Главная причина рассеянности, отвлечения и невнимательности в период работы (я имею в виду молодежь, работающую на общественном поприще) и учения — половой инстинкт. При чтении книги и изучении вопросов мысли прерываются, наступает нелогичная последовательность, если в вопросе есть мысли, связанные с половым общением, общением разных полов. И как приспособиться найти выход к общежитию на этой почве. Стирается идеальная способность индивидуума. Это явление у молодежи нетрудно проследить у отдельных индивидуумов из молодежи. При разработке того или другого вопроса мысли и творчества, гвоздем вбивается неудовлетворенная потребность и разрушает последовательность и логичность. Для молодежи рабочего класса, если не создадутся благоприятные условия или что-нибудь не предпримется в этой области, то ожидания от молодого поколения здорового и серьезного поколения интеллигенции, которое заменит тех, которые начали дело освобождения рабочего класса, будут обмануты. Проклятие искусственной мистификации, создавшей на почве романтизма мистическое отношение между полами. Это несвойственно рабочему классу и его идеологию только искажает. (Крестьянин, 23 года). 

Хочу отметить, что первые и довольно сильные половые ощущения появились в 4-х-(по моим теперешним подсчетам)-летнем возрасте. Возможно, они были и раньше, но не могу припомнить… Не помню, чтобы у меня появлялась тогда эрекция, но в моей памяти, ясно сохранились сны, дававшие (во сне) наслаждения. В этих снах я видел себя в половых сношениях со знакомыми девочками и даже взрослыми женщинами. В 7 лет (помню, это было в летнее время) я не спал ночи, волнуемый половыми ощущениями, в своей фантазии создавая женщин (взрослых) и половые сношения с ними. В 12 лет половые ощущения были настолько сильны, что я буквально был поглощен ими, вызывая всеобщее удивление своей рассеянностью. Были моменты, когда (вернее, периоды) я предавался онанизму в эти 11-12 лет своего возраста по 10-13 раз в сутки. Это привело к страданию сильной болью в спине и пояснице. Причины настоящего я при помощи самонаблюдения открыл в 15 лет. Потом при умеренном занятии онанизмом они исчезли, появляясь при усилении. (Студент, 23 года). 

Половая жизнь была безразлична. Сейчас же как будто чего-то не хватает. Половая жизнь иногда мешает общественной жизни — чувствуешь равнодушие порой к последней. Мне трудно будет сходиться с мужчинами, так как они слишком безнравственно и цинично подходят к половому вопросу. (Женщина, жившая половой жизнью. 27 лет). 

Половая жизнь мешает общественной в том смысле, что чувствуешь, острую потребность в половой жизни, удовлетворить боишься, и получается упадок энергии, работоспособности, озлобление, пессимизм, извращенное фантазерство. (Женщина 19 лет, жила с несколькими лицами в разное время). 

Замужество в первый период «угара» вызвало упадок интереса ко всему и всем, следовательно, и к общественной жизни, но потом это прошло. Иногда отсутствие половой жизни приводит в возбуждение, «бешенство», так как половое удовлетворение временами прямо необходимо. (Южанка 20 лет, имевшая половые сношения). 

Замужество усилило интерес к общественной жизни. Половая жизнь играет большую и сильную роль, она дополняет общественную жизнь, развивая и обогащая ее. (Женщина 26 лет, имевшая половые сношения). 

Половое равнодушие мое неприятно отражается на отношениях между мною и любимым человеком. Сознательному человеку половая жизнь не может мешать в общественной работе (Женщина 21 года, имевшая половые сношения всегда с отвращением). 

Принципиально и вообще смотрю на половые сношения, как на самое высокое, святое и содержательное, когда мне лично прямо стоит этот вопрос, я отворачиваюсь и ухожу, возбуждение мною не овладевает. Хотела бы сложить свою половую жизнь в виде «сознательного отношения индивидуумов друг к другу, основанного на чувстве». (19 лет, не имела сношений, мелкобуржуазн.). 

Не испытываю никакой неудовлетворенности от отсутствия детей. Вижу, наоборот, в ребенке гнетущее бремя. (Не имела половых сношений, 20 лет, мелкобурж.). 

Любви не признаю. Что значит любовь к одной личности. (18 лет, не имевшая половых сношений, мелкобуржуазн.). 

До сих пор не было желания полюбить, ибо работа сильно отвлекала. В последнее время разговоры в университете заставили меня об этом думать. И сейчас это сильно отражается на моих занятиях. И было время вначале, когда я даже думала о самоубийстве, ибо не понимала своего состояния. Имея определенный взгляд, что половое сношение не может быть без любви, опасаюсь, что мое первое половое сношение будет без любви. Если не полюблю, то ради своего здоровья и работы пойду на такой компромисс… Я опасаюсь, что половая жизнь очень отразится в моей общественной работе, ибо никого не люблю и не знаю как поступить… Боюсь, что воздержание повредит моему здоровью. Мучительно… (23 года, из рабочей среды; 1-ые половые ощущения на 18-м году; половых сношений не имела). 

Мне кажется, что я перестану любить после половых сношений. (25 лет, рабоч., не имела половых сношений). 

При уважении к данному мужчине является отвращение, если только почувствую тяготение ко мне, как к женщине. (21 год, не имела половых сношений, крестьянка). 

Хотелось бы сложить свою половую жизнь в виде кратковременных любовных отношений, которые не связывали бы жизнь, а проходили бы известными периодам. Я хочу жить самостоятельно, не зависеть ни от кого материально и проч. (18 лет, девушка из рабочей семьи, не имела половых сношений). 

Всякая мысль о половом сношении порождает во мне какой-то скверный и неприятный осадок, тошнотворность и озлобление против всех. В эти периоды бывает гнетущее состояние и нравственные мучения о гадливости, полового сношения. (20 лет, мелкобуржуазного происхождения, изнасилована 6-ти лет). 

На вопрос имела ли половые сношения — ответ: На днях буду иметь (в проекте). (23 лет, мелкобуржуазная, не имела половых сношений). 


И вдруг как гром среди ясного неба начинается яростная борьба со свободой нравов: Но как водится счастье не бывает безоблачным, и в конце 20-х наступило похмелье. 

 

В силу низкой культуры быта и повсеместной антисанитарии на фоне подобной свободы нравов повсеместно развились венерические болезни. А лечить их толком не умели. Партийные, профсоюзные и комсомольские организации снова повсеместно вторгались в личные отношения людей. Теперь с обратной целью. На собраниях считалось в порядке вещей во всеуслышание обсуждать вопросы интимной жизни членов коллектива. Весьма показательным в этом плане является протокол заседания бюро ВЛКСМ фабрики «Красный треугольник» от 15 марта 1935 г. Комсомольцы вынесли строгий выговор работнице Т. за «излишнее увлечение танцами и флиртом«, а слесаря Б. исключили из комсомола за то, что «гулял одновременно с двумя « После того как сексуальную вольницу прикрыли, а заодно придали КВД некоторые функции дознания, Сифилис сдался и потихоньку семейные ценности возобладали над революционными настроениями. 

 

Однако этого оказалось мало и маятник качнулся в другую сторону: идеи социалистического аскетизма в 30-е гг. стали чуть ли не нормой жизни. Проблемы половой любви не дискутировались теперь свободно на страницах молодежных журналов. На улицах Ленинграда невозможно было встретить не только девицу легкого поведения, но и фривольного духа рекламу или витрину. Внешне изменился даже стиль поведения молодежи. Побывавший в 1937 г. в Ленинграде знаменитый французский писатель Андре Жид с удивлением писал о выражении серьезного достоинства на лицах молодых людей без всякого намека на пошлость, вольную шутку, игривость и тем более флирт. Политическую систему устраивала деэротизация советского общества.