Кровавое воскресенье

На модерации Отложенный

 

 

Предуведомление:

Подробный текст-хроника от Амфоры о событиях 1905 года, предшествовавших (и фактически предопределивших) Великой Русской Революции 1917 года.

 

Объем текста средний (вдумчивое чтение 20-30 минут), возьмите кружку чая/кофе, сядьте поудобнее и освежите в памяти события более чем вековой давности, события, которые упорно пытаются скрыть или оболгать сегодня, события, определившие то. что произошло и до сих пор происходит с нашей Великой и многострадальной Родиной.

 

Кровавое воскресенье

 

Про события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как Кровавое воскресенье, наверняка слышал каждый.

Однако многие знают лишь то, что народ пошел к царю, солдаты начали стрелять по толпе и на этом все.

А почему народ пошел к царю, с чем, почему солдаты начали стрелять и как вообще все происходило - это знают далеко не все.


 

Между тем, события 9 января 1905 года и причины, которые привели к трагедии, очень важны для понимания ситуации 1905 года в Российской империи (особенно в столице), для понимания отношений народа к царю и царя к народу, а главное - для понимания проблем, существовавших в государственном управлении эпохи Николая Второго.



Кровавое воскресенье и его причины привели к революции 1905-1907 гг, которая стала своего рода прологом революции 1917 года и в событиях которой проявились те же проблемы государственного управления, недостатки власти и личные ошибки Николая Второго, что и в событиях 9 января 1905 года.



Понимание причин и предпосылок Кровавого воскресенья имеет большое значение для понимания причин революции 1917 года, ее характера, особенностей и результатов.



Поэтому давайте перенесемся в начало 1905 года и посмотрим, как развивались события.

Предыстория.

 

"Осенью 1904 года на фоне поражений в русско-японской войне в России началось политическое брожение, подогреваемое пропагандой революционных партий и земско-либеральной оппозиции.

 

По инициативе "Союза освобождения" в стране началась кампания за введение конституции и представительного образа правления.

 

От властей требовали призвать к управлению государством общественность и созвать народное представительство, которое совместно с монархом решало бы важнейшие вопросы внутренней жизни."

Здесь нужно обратить внимание на два момента:

 

1) Одной из предпосылок к событиям стало поражение в русско-японской войне.

То есть проблемы возникли не на ровном месте, их корни надо искать в самой власти, которая проиграла войну.

Поражение в войне никогда не случается просто так - это всегда результат плохой подготовки, пороков управления, неверной оценки ситуации, ошибок внешней политики, экономических проблем и так далее.

Заодно можно вспомнить формулу: страна, которая проигрывает в войне, получает революцию.

Конечно, данная формула работает не всегда, но в случае с событиями 1905 года она сработала.

 

2) От властей требовали допустить общество (народное представительство) к управлению страной.

Вообще, это было давно назревшее требование, которое высказывалось на протяжении почти ста лет, начиная с Декабристов, которые первыми поставили целью переход от монархии к республике.

А в Европе такие тенденции возникли еще раньше, достаточно вспомнить Великую французскую революцию.

Поэтому ничего особенно нового и необычного в приведенных требованиях не было - абсолютная монархия изжила себя и общество начало активно требовать ее реформирования.

 

Теперь обратимся к истории рабочего движения:

"Начавшись в среде интеллигенции, политическое брожение вскоре перекинулось в рабочие массы. В Петербурге в события оказалась вовлечена крупнейшая легальная рабочая организация страны - "Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга", во главе которой стоял священник Георгий Гапон."

Здесь тоже интересны два фрагмента:

 

1) Политическое брожение началось в среде интеллигенции.

И тут можно очередной раз вспомнить, что идеи реформирования государства и перехода от монархии к республике начали высказывать еще Декабристы - дворяне и офицеры. И после них сам император Александр Второй занимался реформированием государства.

Это важно для понимания того, где вообще зарождаются революции, сверху или снизу.

Понимание революции как исключительно народного творчества - совершенно ошибочное, без участия элиты революции не делаются и события 1905 года (и 1917 тоже) это полностью подтверждают.

 

2) Во главе крупнейшей рабочей организации стоял священник.

Таким образом, к революционным событиям оказывается причастна сама церковь, пусть даже не как институт, а в лице одного представителя, но все же.

Про этот интересный факт следует вспоминать каждый раз, когда церковь и ее охранители жалуются на разрушенные храмы.

Русской православной церкви еще в 1905 году следовало внимательнее отслеживать деятельность священников и направлять в среду рабочих не тех, кто будет разжигать в них революционный огонь, а тех, кто сможет наладить конструктивный диалог рабочих с властью, тогда может быть и храмы были целее.

 

Читаем про движение дальше:

"Созданное при покровительстве Департамента полиции, "Собрание" имело целью объединять рабочих для просвещения и взаимопомощи, что должно было ослабить влияние на них революционной пропаганды.

Однако лишённое надлежащего контроля со стороны властей, "Собрание" вскоре уклонилось от намеченных целей. Не последнюю роль в этом сыграла личность руководителя "Собрания" священника Гапона."

Просто отлично!

Рабочая организация, сыгравшая главную роль в событиях 9 января 1905 года, а косвенно и всей революции 1905-1907 гг, была создана по инициативе самого Департамента полиции!

Как вам это нравится?

Конечно, Департамент полиции создавал "Собрание" со строго противоположной целью - взять рабочее движение под контроль по принципу "если нельзя ликвидировать, значит надо возглавить".

И эта логика сама по себе была совершенно правильной.

Однако реализация получилась никудышной, в результате чего получилось "за что боролись - на то и напоролись".

Создав "Собрание" и поставив во главу движения священника, в Департаменте полиции просто-напросто успокоились и решили, что все под контролем и можно расслабиться.

А вышло очень по-другому, вышло вовсе и не так.

Вместо того, чтобы взять рабочее движение под контроль, полиция наоборот утратила контроль - за счет уверенности, что движение возглавляет "надежный человек".

Утратили контроль в результате самоуспокоения.

Просто расслабились.

Что-то подобное было в сюжете фильма Отступники Мартина Скорсезе.

Но в случае с Гапоном и Собранием все получилось гораздо масштабнее и круче, Скорсезе просто отдыхает.

Читаем:

"Собрание русских фабрично-заводских рабочих" сделалось центром рабочей жизни в Петербурге. В отделах Собрания открыто обсуждались нужды рабочего класса и пути выхода из тяжёлого экономического положения. Пользуясь отсутствием контроля со стороны властей, руководители "Собрания" вели в рабочих массах агитацию в пользу радикальных методов борьбы за свои интересы."

О чем и речь.

Вместо того, чтобы установить контроль над рабочим движением, Департамент полиции своими руками создал площадку для агитации рабочих на тему радикальных методов борьбы за власть.

Отличная работа Департамента полиции, лучше не бывает.

У вас еще есть какие-то сомнения по поводу того, кто сделал революцию 1905-1907, а затем и 1917 года?

Ладно, почитаем еще:

"В декабре 1904 года "Собрание русских фабрично-заводских рабочих" встало на путь борьбы труда с капиталом. В первой половине декабря активистами Собрания были организованы две местные забастовки. В обоих случаях забастовки закончились с выгодой для рабочих, администрация должна была пойти на уступки. Успешные забастовки повысили престиж Собрания в глазах рабочих, что выразилось в притоке в него новых членов."

Прекрасное дополнение к вышесказанному.

 

Департамент полиции создал не просто площадку для агитации рабочих на тему борьбы за власть - он создал реальный инструмент политической борьбы.

 

Забастовки - это уже не просто обсуждение проблем рабочих, это именно инструмент политической борьбы.

 

А успешные забастовки, которые заканчиваются победой - это еще и прекрасный пример для рабочих, что они находятся на верном пути и можно продолжать.


Как известно, аппетит приходит во время еды, поэтому стоит ли удивляться тому, что после двух успешных забастовок рабочие решили продолжить?



В январе началась новая забастовка:

"3 января, в понедельник, на Путиловском заводе началась забастовка. Рабочие охотно покидали свои места и массами выходили во двор. Вскоре все 12500 рабочих завода оставили свои помещения. Толпа численностью около 2500 человек приблизилась к главной конторе завода и потребовала директора Смирнова. Директор вышел на крыльцо в сопровождении пристава. Бастующие потребовали уволить мастера Тетявкина и восстановить на работе Сергунина и Субботина."

Здесь необходимо пояснение: накануне имел место конфликт - мастер Тетявкин уволил рабочих Сергунина и Субботина, при этом по словам уволенных вызывающе высказывался по поводу их участия в "Собрании", что и вызвало массовое возмущение.

Фактически забастовка началась под неявным лозунгом "наших бьют".

Читаем далее:

"Беседа продолжалась около часа. Директор доказывал рабочим несостоятельность их требований. В конце беседы Смирнов заявил, что Тетявкина он не уволит, и предложил всем вернуться на свои места. В противном случае он обещал по прошествии трёх дней приступить к увольнению всех рабочих завода. Последнее заявление вызвало в толпе негодование. Собравшиеся кричали, что директору один мастер дороже, чем 12000 рабочих завода."

В общем, нашла коса на камень.

Обе стороны пошли на принцип.

Директор пошел на принцип, что не будет увольнять мастера, даже если этого просят все 12000 рабочих, скорее будет увольнять самих рабочих.

И рабочие пошли на принцип, что просто так этого не оставят.



Эх, если бы только они знали, чем все закончится...



А ведь найти компромисс было совсем несложно - рабочие могли бы согласиться на то, чтобы Сергунина и Субботина просто восстановили на работе, а мастер принес бы свои извинения.

И директор завода мог бы до этого додуматься.

А главное - Гапон, который пользовался среди рабочих авторитетом, мог бы найти компромисс и помирить стороны, ведь именно на это рассчитывали в Департаменте полиции, создавая движение и поставив во главу священника - рассчитывали, что он будет добиваться умеренности рабочего движения и сглаживать острые моменты.

Но...
 

4 января забастовка на Путиловском заводе продолжалась.

К забастовке начали присоединяться другие заводы.

Заметьте - все это началось с одного мастера и двух рабочих!
 

Два дня в Питере (столице империи, на минуточку) продолжается забастовка, в которой участвует десяток заводов и несколько десятков тысяч рабочих - забастовка, начавшаяся с требования уволить одного мастера и восстановить двух рабочих - и никто не может решить вопрос.



И это все на базе рабочего движения, созданного самим Департаментом полиции с целью контролировать рабочее движение, которое возглавляет священник.

Хороший контроль рабочего движения, хороший священник, хорошее руководство завода, хорошее правительство...

И всех все устраивает - рабочие твердо убеждены, что руководству завода просто некуда деваться, поэтому их требования будут выполнены; руководство завода убеждено, что это рабочим некуда деваться; полиция убеждена, что все под контролем (там же во главе движения их человек); церковь видимо вообще не интересуется, чем занимается ее служитель; правительству видимо по барабану, что в столице половина заводов бастует из-за одного мастера и двух рабочих; император... вообще не факт, что на тот момент знал о происходящем.



В принципе, этого уже достаточно, чтобы сделать выводы о качестве управления Российской империей и понять, что империя с таким управлением долго существовать не может и странно не то, что она скоро развалится, а то, что она до сих пор существует.

Но давайте почитаем дальше, впереди еще много интересного:

"5 января Гапон и руководители "Собрания" убедились, что заводчики не пойдут на уступки и забастовка проиграна.

Надежды на то, что правительство вмешается и окажет давление на фабрикантов, оказались тщетными.

Руководители "Собрания" оказались в трудном положении.

Было ясно, что взбудораженная рабочая масса не простит вожакам несбывшихся ожиданий, организация потеряет всякое влияние, а зачинщиков забастовки ожидают репрессии со стороны властей.

В этих условиях Гапон и его помощники решили пойти на крайнюю меру: обратиться с петицией к царю."

Это называется игра на повышение ставок.

Обычно так действуют азартные игроки - повышают ставки, чтобы крупная победа, которая поначалу кажется им более вероятной, позволила уйти от малого, но уже неизбежного поражения.

Чаще всего игра на повышение заканчивается плачевно, а именно - крупным поражением.

Потому что если человек проигрывает в малой игре, то скорее всего он просто не умеет играть или сел играть не с теми, кого может победить, а значит и повышение ставок ему не поможет.

В принципе, события 9 января 1905 года все это наглядно показали, во всяком случае в отношении Гапона и руководителей Собрания.

Но главное даже не это.

Главный вывод, который следует сделать из приведенного фрагмента, заключается в том, что священник Гапон оказался просто-напросто амбициозным сукиным сыном, готовым пуститься во все тяжкие, лишь бы не отвечать перед рабочими за предыдущие ошибки.

Гапон просто испугался ответственности.



И еще Гапон, судя по всему, оказался азартным человеком, что подтвердится в дальнейшем.
 

Это тоже к вопросу о состоянии русской православной церкви начала 20-го века.

Хороша церковь, если в ней служат такие как Гапон - азартные пройдохи, готовые вести рабочих на солдат, лишь бы избежать личной ответственности за неудачную забастовку.
 

И ведь это не какой-то поп в провинции, про которого можно сказать "не уследили" - это священник, который оказался во главе многотысячного рабочего движения прямо в столице.

Не уследили?

Или вообще не следили?

Или церковным иерархам, как и правительству, было глубоко фиолетово, что происходит в столице?



Если было фиолетово - тогда и не надо жаловаться, что эти рабочие потом будут сбивать двуглавых орлов и рушить храмы.

 

Если с самого начала было фиолетово, кто и на что настраивает рабочих, то должно быть фиолетово до самого конца...



Впрочем, давайте почитаем, с чем Гапон решил вести рабочих к царю - неужели с требованием об увольнении одного мастера?

 

9 января 1905 года священник Гапон собрался вести рабочих к царю.

Идея шествия возникла по ходу забастовки, которая началась с требования рабочих уволить одного мастера и восстановить двух рабочих.

 

Но с чем Гапон собрался идти к царю - неужели с требованием об увольнении одного мастера?
 

Нет, вести десятки тысяч рабочих к царю с требованием уволить одного мастера было несерьезно и Гапон это понимал, поэтому он составил петицию с политическими требованиями:

"В ночь с 6 на 7 января Гапон собственноручно написал свой вариант рабочей петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года.

Петиция начиналась с обращения к царю и описания бедственного положения рабочих, после чего следовало изложение их требований.

Основным требованием петиции был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

В дополнение к этому, выдвигался ряд политических и экономических требований, таких как свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, народное образование за государственный счёт, равенство всех перед законом, ответственность министров перед народом, гарантии законности правления, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня, амнистия политических заключенных, отделение церкви от государства и т.д."

Интересная петиция, правда?



Здесь нужно обратить внимание сразу не несколько моментов:

 

1) Петицию Гапон писал в ночь на 7 января.

Это значит, что на момент написания петиции забастовка продолжалась целых четыре дня.

И никто - ни руководство завода, ни правительство, ни полиция, ни император - по-прежнему не позаботились, чтобы урегулировать ситуацию и "замять" конфликт, который начался, напомню, с одного мастера и двух рабочих.

Четыре дня в столице империи бастуют заводы из-за одного мастера и двух рабочих - и всем вплоть до императора фиолетово.

Надеюсь, из этого становится понятно, почему проиграли войну с Японией, продули Первую мировую и получили революцию 1917 года.

Или кому-то до сих пор непонятно?

 

2) Петицию Гапон писал сам, без участия рабочих и их представителей.

Таким образом, эта петиция исходила не от рабочих - это была петиция священника Гапона, в которую вошли его политические взгляды по реформированию российского государства.

Взгляды, как можно видеть по содержанию петиции, у Гапона были довольно прогрессивные и местами весьма либеральные, что приводит к вопросу - как Департамент полиции, который сам способствовал созданию рабочего движения под руководством Гапона, мог допустить, чтобы человек с такими взглядами руководил огромным движением?

 

3) Из непосредственных интересов рабочих в петицию вошло разве что требование о 8-часовом рабочем дне.

Все остальное было для рабочих далеко не самым актуальным и злободневным.

 

4) Особенно любопытны пункты про "отделение церкви от государства" и "свободу совести в деле религии".

 

И это пишет священник!

 

Какие после этого у русской православной церкви могут быть претензии к большевикам или кому-то еще?

 

Их собственный священник, возглавивший рабочее движение в столице Российской империи, первым выступил с официальным требованием к царю о свободе религии и отделении церкви от государства!

 

И дошел с этими требованиями до центра столицы во главе массовой демонстрации!

Поэтому вы разберитесь сначала, откуда в церкви такие священники появились и как они могли оказаться во главе крупнейшего рабочего движения в столице, да еще и с ведома министра внутренних дел, а потом уже обвиняйте в чем-либо большевиков.

Еще интересный момент:

"Весь день 6 января прошёл в сильнейшей агитации по фабрикам и заводам Петербурга за присоединение к забастовке.

7 января забастовка перекинулась на все крупные предприятия города и превратилась во всеобщую."

В принципе, это лишь дополняет сказанное выше о том, что хорошую организацию создали в Департаменте полиции с целью взять под контроль рабочее движение и бороться с революционными настроениями.

И Гапона сделали главой движения очень удачно.
 

Можно даже задаться вопросом, а не было ли все это сделано нарочно и тщательно спланировано на уровне какой-нибудь секретной канцелярии?



Впрочем, если принять во внимание ход войны с Японией и историю Первой мировой, полную совершенно безграмотных решений, бездарное управление в целом, которое проявлялось в самых разных делах от постройки устаревших кораблей до отсутствия в армии оптических прицелов "за ненадобностью" - создается ощущение, что в начале 1905 года имел место не коварный план, а именно разгильдяйство, некомпетентность, бездарность руководства и попустительство на самых разных уровнях.

 

Лучше бы в Департаменте полиции на самом деле взялись планировать революцию - тогда бы никакой революции точно не получилось.



Однако шутки-шутками, а события начиная с 7 января приняли совсем нешуточный оборот:

"Толпы рабочих заполняли помещения 11 отделов "Собрания".

В отделах обсуждались рабочие нужды, зачитывалась петиция и собирались подписи под её требованиями.

Небольшие помещения отделов не вмещали всех слушателей, и тысячи людей ожидали своей очереди на улице.

Каждый час двери отдела открывались и в помещение впускалась очередная партия людей.

Стоявший на трибуне оратор обращался к собравшимся с приветственной речью и зачитывал петицию.

В некоторых местах петицию читал сам Гапон, в других это делали руководители отделов. Зачитывая отдельные требования, оратор давал им краткое толкование и обращался к собранию с вопросом: "Так ли, товарищи?" - на что толпа дружно отвечала: "Так!" "Верно!"

Затем оратор обращался к собравшимся с вопросом: "Готовы ли вы умереть за эти требования? Клянётесь ли вы в этом?" - и рабочие громко клялись явиться на площадь и умереть "за правду".

В этом месте уже следует задаться вопросом, откуда взялись призывы "умереть за правду", если шествие изначально планировалось мирным?



Откуда возникла идея, что за правду надо будет умирать?



Возникает стойкое ощущение, что Гапон вместе с другими лидерами "Собрания" начали, образно выражаясь, накручивать рабочих.

 

И это еще 7 января, когда никаких солдат нигде не было и про разгон шествия речи не шло.


И еще интересный фрагмент:

"Свидетели были поражены религиозно-мистической атмосферой, царившей на рабочих собраниях: люди плакали, приходили в исступление, некоторые падали в обморок. Популярность Гапона в эти дни достигла небывалых пределов; многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда".

 

Ничего не напоминает?



Типичное описание массового гипноза, которым в конце 80-х промышляли Кашпировский и Чумак.

 

 

Можно еще вспомнить Гитлера и Муссолини, которые тоже были любителями разного рода мистических обрядов, приводивших толпу в гипнотическое состояние и делающих ее очень послушной.

То же самое практикуется во многих сектах.


И все это в 1905 году, за 12 лет до выступлений Ленина с броневичка.

 

Кстати, по поводу выступлений Ленина я нигде не встречал подобных описаний, что толпа под влиянием его речей приходила в исступление.

Отсюда вопрос: кто был главным революционером Российской империи - Ленин, про которого широкие массы узнали только в 1917 году, уже после революции, по факту?

Или Гапон, который еще в 1905-м накручивал десятки тысяч рабочих так, что Гитлер мог бы учиться?
 

 

Скольким рабочим 7 января 1905 года накрутил мозги Гапон НАКАНУНЕ революции и сколько человек слушали выступления Ленина с броневичка уже ПОСЛЕ революции?



Так кто сделал для революции больше - большевики в октябре 1917-го или Департамент полиции в январе 1905-го?

Большой вопрос...
 

Но вернемся к событиям:

 

"Предвидя возможное столкновение с силами правопорядка, Гапон 8 января написал два письма: одно - царю Николаю II, а другое - министру внутренних дел.

В письме к царю священник сообщал, что рабочие и жители Петербурга, веря в него, бесповоротно решили явиться в воскресенье к Зимнему дворцу, чтобы представить ему свои нужды.

Если царь не покажется народу, если прольётся неповинная кровь, то порвётся та нравственная связь, которая ещё существует между царём и его народом."

 

Здесь нужно обратить внимание на два момента:

 

1) Гапон все-таки предполагал возможное столкновение с силами правопорядка.

Это снова к вопросу, как шикарно Департамент полиции решил взять под контроль рабочее движение и предотвратить его революционный характер.

Поставили во главе движения человека, который ведет рабочих, заранее предполагая столкновения.

Да еще и накануне убеждает их "умереть за правду".

И как священник он тоже хорош - вести рабочих на предполагаемое столкновение с солдатами - отличный священник!

Кстати, его случаем никто не собирается канонизировать за компанию с Николаем?

 

2) По сути, Гапон выдвинул царю ультиматум - либо царь является народу, либо нравственная связь между царем и народом будет порвана со всеми вытекающими.

Вообще, данный тезис оказался пророческим - после событий Кровавого воскресенья нравственная связь Николая с народом действительно оказалась если не порвана совсем, то заметно надорвана.

Однако в этом надрыве немаловажную роль сыграл сам Гапон.

Хотя не он один - Департамент полиции, градоначальник, министр внутренних дел, да и сам император - все постарались.

 

Снова обратимся к событиям:

 

"По поручению Гапона письмо было доставлено в Зимний дворец, однако неизвестно, было ли оно передано царю.

Известно, что министр внутренних дел получил письмо и вечером 8 января возил его вместе с петицией в Царское Село. Однако никакого ответа от царя и его министра получено не было."

 

"Отсутствие реакции со стороны властей, неудачные переговоры с министром юстиции толкнули Гапона и его соратников на более радикальный путь.

Начиная с 8 января, Гапон в своих речах стал касаться личности царя.

Священник заявлял, что в случае применения силы против демонстрантов вся вина за это падёт на Николая II, а его власть утратит свою легитимность."

Можно только повторить сказанное ранее - отличная работа Департамента полиции по созданию управляемого рабочего движения для профилактики революционных настроений.

За что боролись - на то и напоролись.

Хотели, как лучше, а получили революционно настроенные массы.


А сам Гапон - отличный священник, заранее настраивающий рабочих против царя и формирующий революционный сценарий, пусть и со словом "если".

И еще Гапон - азартный игрок, который очередной раз пошел на повышение ставок, не добившись от властей ответа на свое письмо.

Кстати, власти тоже хороши - могли бы на 5-й день массовой забастовки в столице (принявшей к тому моменту всеобщий характер) начать как-то шевелиться.

"В таком случае, говорил Гапон, у нас больше нет царя и мы должны завоевать себе свободу сами.

"Пойдём к царю, и уж если царь не выслушает, - то нет у нас больше царя, и мы тогда крикнем: Долой царя!.." - возглашал священник, и взволнованная толпа хором повторяла: "Долой царя!.."

Фактически Гапон уже в тот момент крикнул "Долой царя!" и толпа вместе с ним.

В некотором роде они заранее были настроены на то, что царь к ним не выйдет.

Вернее Гапон настроил рабочих на это, акцентировав внимание на данном сюжете.

 

"Подобные сцены повторялись во всех рабочих районах. С каждым часом речи священника становились всё решительнее, а их тон всё резче."

Это называется "Остапа несло".

 

В данном случае Гапона...

 

"В одном выступлении он говорил: "Пойдём, братцы, убедимся, действительно ли русский царь любит свой народ, как говорят.

Если даст все свободы, значит любит, а если нет - то это ложь, и тогда мы можем поступить с ним, как наша совесть подскажет..."

В другой речи он заявил так: "Если царь не исполнит наших требований, тогда мы разнесём весь Зимний дворец, не оставим камня на камне".

 

Хорошо священник, поставленный Департаментом полиции во главе рабочего движения, настраивает людей на общение с царем...

 

"В интервью корреспонденту английской газеты "Стандард" Гапон сообщил: если царь откажется принять петицию, "тогда будет страшный бунт".

"Горе царю, если царь не даст слова выполнить всех наших требований!" - подчеркнул священник."

И даже интервью иностранной прессе раздает... прекрасно!

 


Кстати, а где в это время были "настоящие" революционеры?

 

"Представители революционных партий узнали о замысле подачи петиции 6-7 января.

В начале 1905 года в Петербурге действовали три партийные организации: меньшевиков, большевиков и эсеров.

Все три организации были слабы, малочисленны и не имели значительного влияния в рабочих массах.

К планированию и подготовке январских событий они не имели никакого отношения. Январская забастовка застала их врасплох."

Вот вам и большевики, революционеры...



Никакого практического отношения к событиям начала 1905 года большевики не имели.

И к февральской революции 1917 года собственно тоже.

Обе революции случились без них, Ленин с соратниками прибыли, как говорится, к шапочному разбору.

Правда в разборе они преуспели, однако революции - ни 1905 года, ни 1917 года - не делали.
 

Все революционные заслуги большевики себе приписали уже потом, после победы, чтобы все выглядело так, будто именно они все придумали и осуществили.

 

 

А в действительности Ленин с соратниками к революциям практически непричастны.

 

Революцию 1905 года сделал Гапон при попустительстве и дурошлепстве властей, а революцию февраля 1917 года - генералы, Николай и матросы-анархисты.
 

 

Хотя это не умаляет роли большевиков в дальнейшей истории, потому что подобрать власть и удержать ее тоже надо было уметь, но это уже потом.



А в 1905 году -

 

"По единодушному признанию большевиков, меньшевиков и эсеров, они не были готовы к надвигавшимся событиям ни организационно, ни технически.

Стремительный рост гапоновского "Собрания" грозил парализовать в городе революционную пропаганду.

Попытки революционеров бороться с гапоновщиной, разоблачать зубатовскую сущность "Собрания" остались безуспешными. Влияние Гапона стремительно росло."

"С началом январской забастовки революционные организации решили использовать забастовочное движение в своих целях.

Начиная с 3 января, представители партий стали проникать на собрания с намерением увлечь рабочих на революционный путь.

Однако эти попытки не имели успеха.

Руководители отделов не давали выступать, прерывали речи и изгоняли из собраний.

Рабочая масса слепо подчинялась руководителям отделов.

Речи агитаторов прерывались недовольным гулом, им угрожали расправой и били, а разбросанные прокламации собирали и уничтожали.

К 5-6 января революционеры убедились, что овладеть нараставшим рабочим движением им не удалось.

Рабочие массы шли за Гапоном и не хотели слушать агитаторов. "Видно было, и в этом надо сознаться, что Гапон дал нам мат", - вспоминал большевик Д. Д. Гиммер".

Вот таким было участие большевиков, меньшевиков и эсеров в первой русской революции.
 

Впрочем, совсем без их участия дело не обошлось:

"7 января, после безуспешной встречи с министром юстиции Н. В. Муравьёвым, Гапон пригласил представителей партий на совместное совещание.

По воспоминаниям участников встречи, Гапон выражал полную уверенность в благоприятном исходе шествия.

Оптимизм сквозил в каждом его слове."

 

 

Интересное уточнение, правда?



С одной стороны, Гапон накручивает рабочих на "Долой царя" и разнос Зимнего дворца (пусть даже со словом "если"), заранее предполагает столкновения с силами правопорядка, но одновременно с этим "выражает полную уверенность в благоприятном исходе".



Впрочем, это легко объяснимо с позиций азартного игрока.



Повышая ставки, азартный игрок пребывает в полной уверенности, что именно это принесет ему победу.

В данном случае Гапон, повышая ставки и накручивая рабочих, тоже пребывал в уверенности, что именно эта тактика приведет к победе.

И как всякий азартный игрок, Гапон перестал действовать разумно и рационально, анализировать свои действия и правильно оценивать ситуацию.

Уверенность, что метод постоянного повышения ставок гарантированно ведет к успеху, подвела многих игроков.

И Гитлер, по большому счету, погорел на том же самом.
 

 

Но вернемся к событиям:

 

"По итогам совещания революционеры решили примкнуть к шествию и не нарушать его мирного характера.

Гапон просил их добыть оружие.

Меньшевики отвечали, что оружия у них нет; эсеры обещали добыть револьверы и несколько бомб, но обещания своего не выполнили".

Отличная подготовка к мирному шествию!

 

Зачем им оружие и бомбы, если они готовятся к мирному шествию с полной уверенностью в благоприятном исходе?

 

"Вечером 8 января к Гапону в Нарвский отдел прибыл эсер П. М. Рутенберг.

Поинтересовавшись, есть ли у Гапона практический план действий на случай столкновения с войсками, Рутенберг достал из кармана карту Петербурга со сделанными на ней отметками и предложил свой план.

 

План состоял в том, чтобы строить баррикады, громить оружейные магазины и пытаться прорваться к Зимнему дворцу.

План был одобрен Гапоном".

Еще лучше!



Здесь можно задаться вопросом, а хотел ли Гапон мирного шествия вообще?

Или он с самого начала готовился к столкновениям и погромам?

Может быть Гапон, предполагая, что царь не выйдет к рабочим, заранее решил идти до самого конца?

 

Из дальнейших событий будет видно, что идти на вооруженный мятеж Гапон не был готов, не подготовился к нему и быстро удрал, как только началась стрельба.


Поэтому можно сделать вывод, что накануне шествия Гапон просто вошел в раж, его понесло, священник вошел в азарт, опьянел от власти над массой рабочих и почувствовал себя полководцем накануне победы, которую он вероятно уже предвосхищал.

 

В начале января 1905 года власти пребывали в состоянии приятного самоуспокоения, что все находится под их контролем.

 

Департамент полиции поставил во главе рабочего движения своего человека - священника Гапона - и чиновники решили, что дело с концом, можно расслабиться и плевать в потолок:

"С начала январской забастовки власти следили за развитием событий спокойно.

Тот факт, что забастовкой руководило легальное рабочее общество во главе со священником, казался надёжной гарантией того, что она не выльется в массовые беспорядки.

Не последнюю роль в развитии событий сыграли личные отношения Гапона с градоначальником И. А. Фуллоном.

Рассказывают, что когда в Петербурге началась забастовка, Фуллон вызвал к себе Гапона и имел с ним разговор.

Священник заверил генерала, что пока он находится во главе рабочих, он сумеет удержать рабочих от противоправительственных действий."

 

Однако расслабон был недолгим...

 

"Спокойное отношение властей к забастовке продолжалось до 7 января, когда Гапон распространил среди рабочих петицию политического содержания и начал агитировать за прямое обращение к царю."

 

"7 января правительству стало известно о содержании гапоновской петиции.

Политические требования петиции произвели на чиновников шокирующее впечатление. Для всех было полной неожиданностью, что движение приняло такой оборот."


Сюрпрайз!



Вообще, подобные сюрпризы - обычное дело, когда за дело берутся российские чиновники.

Особенно когда они перепоручают дело каким-то подрядчикам и после этого успокаиваются, будучи уверены, что уж подрядчики их точно не подведут.

А если в роли подрядчиков выступают разного рода кумовья и дружбаны (в данном случае Гапон был дружбаном Фуллона, питерского градоначальника, по-нашему мэра).
 

Потом спохватываются, а уже поздно...

 

"Вечером 8 января у министра внутренних дел состоялось совещание, на котором обсуждалось сложившееся положение.

Министр юстиции Муравьёв предложил арестовать Гапона и тем обезглавить возникшее движение; его поддержал министр финансов Коковцов."


Не думаю, что это решило бы все проблемы, но тоже вариант.

 

"Градоначальник Фуллон высказался против ареста Гапона, но заявил, что допускать рабочих на площадь нельзя, так как это может повлечь непредсказуемые последствия; при этом он напомнил Ходынскую катастрофу."

 

Почему-то я не удивлен, что против ареста Гапона высказался именно его дружбан Фуллон.

Жаль только, что он не сказал собравшимся у министра, что Гапон его дружбан.
 

 

Для справки: Ходынская катастрофа - массовая давка на Ходынском поле, в которой погибли более тысячи человек.

 

 

"По итогам заседания было решено: расставить на окраинах заставы из воинских подразделений и не допускать рабочих в центр города, а в случае неповиновения действовать силой.

По свидетельству участников совещания, ни у кого из них не возникло беспокойства, что дело дойдёт до кровопролития.

По-видимому, чиновники полагали, что один вид вооружённых солдат остановит рабочих и они разойдутся по домам."

По-видимому участники собрания не знали, что накануне Гапон, вошедший в раж и почувствовавший вкус власти над толпой, уже накручивал рабочих на "Долой царя" и снос Зимнего, а также просил революционеров принести оружие.

"Поздно вечером 8 января министр внутренних дел Святополк-Мирский и директор Департамента полиции А. А. Лопухин отправились в Царское Село к Николаю II.

Министр ознакомил царя с письмом Гапона и рабочей петицией; он характеризовал Гапона как "священника-социалиста" и сообщил императору о принятых мерах.

Царь записал об этом в своём дневнике."

Хороший царь.

Выслушал и записал в дневнике.

 

Вот примерно так Николай Второй второй и управлял государством - вел дневник.

 

И во время Первой мировой тоже, о чем сохранилась масса свидетельство.

 

"В тот же вечер Святополк-Мирский поручил шефу жандармов К. Н. Рыдзевскому арестовать Гапона и препроводить его в Петропавловскую крепость.

Однако полиция не решилась исполнить это поручение.

По свидетельству генерала А. А. Мосолова, Рыдзевский объяснял это тем, что Гапон "засел в одном из домов рабочего квартала и для ареста пришлось бы принести в жертву не менее 10 человек полиции".

Хорошая полиция.

Не решилась исполнить приказ, потому что это было трудно.

А остановить многотысячную толпу - не трудно?



В это же время...

 

"Вечером 8 января в редакции газеты "Наши дни" собралась демократическая интеллигенция.

Обсуждался вопрос о завтрашнем шествии к царю и способах предотвратить кровопролитие.

Все были уверены, что столкновение рабочих с войсками неизбежно.

Присутствовавший на собрании Максим Горький предложил послать депутацию к министру внутренних дел, чтобы предупредить его о мирных намерениях рабочих.

Поздно вечером депутация прибыла в министерство внутренних дел.

Вместо министра их принял командир корпуса жандармов К. Н. Рыдзевский.

Последний сообщил депутатам, что правительство обо всём осведомлено и не нуждается в их советах."

 

Знаем мы, как они не нуждались в советах...

 

"Тогда депутация отправилась к председателю Комитета министров С. Ю. Витте.

Выслушав взволнованные речи депутатов, Витте заявил, что он не осведомлён о решениях, принятых правительством, и поэтому не может вмешаться.

Он предложил депутатам ещё раз обратиться к министру внутренних дел, с которым тут же связался по телефону.

Однако Святополк-Мирский ответил, что ему всё известно и в приёме депутации нет необходимости."

Хороший председатель Комитета министров, который не осведомлен о решениях правительства.

 

Хороший министр внутренних дел, которому все известно, вот только накануне петиция Гопона стала полной неожиданностью, а так - да, все было известно...



И теперь собственно события:

 

"Утром 9 (22) января собравшиеся в рабочих районах Петербурга многолюдные колонны начали своё движение к Дворцовой площади в центре города.

Их общая численность доходила до 140 тысяч человек".

Даже по современным меркам демонстрация получилась очень большая, а на тот момент наверное это был вообще рекорд по численности таких мероприятий.

 

"У Нарвского отдела "Собрания" на Петергофском шоссе собралось от 3 до 50 тысяч рабочих.

Прибывший к ним священник Гапон отслужил молебен и обратился к собравшимся с напутственным словом.

"Если царь не исполнит нашу просьбу, то значит, - у нас нет царя", - сказал Гапон и двинулся во главе процессии к центру города.

Рядом с Гапоном шли руководители "Собрания".

Для придания шествию характера крестного хода рабочими были взяты в близлежащей часовне несколько хоругвей, крест, иконы и портреты императора."

 

"С портретом царя перед собой шли рабочие массы Петербурга к царю.

Во главе одного из многочисленных потоков шёл священник Гапон.

Он поднял крест перед собой - словно вёл этих людей в землю обетованную. За ним следовала верующая паства", - писал современник".

 

"Первые ряды шли плотной массой, взявшись за руки, с обнажёнными головами и с пением "Спаси, Господи, люди Твоя".

Сзади несли транспарант с надписью "Солдаты! Не стреляйте в народ!"

 

"Около 11.30 утра процессия приблизилась к Нарвским триумфальным воротам, возле которых её ожидали войска.

При приближении толпы от войска отделился отряд конно-гренадер и, обнажив шашки, во весь опор бросился на толпу.

Толпа раздалась в стороны, послышались крики и стоны раненых."

 

Вот так царь принял народ...



Правда войсками командовал не царь, а министр внутренних дел, но мы же знаем, что накануне вечером царь принимал министра, выслушал его и даже записал в дневник.

 

Значит дал свою санкцию на подобный план действий.

 

Или разрешил действовать на усмотрение министра.

 

А если разрешил действовать на усмотрение - значит полностью доверял министру.

 

А если полностью доверял, значит... оно самое...



При этом, что примечательно, рабочих никто не просил разойтись, никто не пытался остановить их движение, никто не стал слушать, с чем пожаловали.

 

"По данным военного рапорта, в этот момент из толпы послышались два выстрела, трое солдат получили удары палками, а одному взводному был нанесён удар крестом.

Встретив сопротивление, эскадрон прорезал толпу и, сделав круг, вернулся обратно к воротам."

Удары трех солдат палками и одного крестом - это, конечно, очень яростное сопротивление со стороны многотысячной толпы.

И два выстрела (о раненых выстрелами солдатах не сообщается) - тоже.



Данный факт говорит о том, что при всей решительности Гапона и накрутке рабочих на "Долой царя", реальной подготовки к столкновениям проделано не было.

Если бы рабочие или затесавшиеся среди них революционеры на самом деле готовились к столкновениям, то вооружились бы чем-то более серьезным, чем три палки и два револьвера.

 

"Вперёд, товарищи, свобода или смерть!" - прохрипел Гапон"

Полководец, мать его так!

 

"Толпа сомкнулась и с негодующим рёвом продолжила свой ход.

По воспоминаниям одного из участников, передние ряды ринулись в сторону солдат ускоренным шагом, почти бегом.

В это время раздался сигнальный рожок, и по толпе был произведён ружейный залп.

Участники шествия легли на снег, но затем снова поднялись и двинулись вперёд.

Тогда по ним было произведено ещё четыре залпа.

Первые ряды повалились на землю, задние обратились в бегство.

Толпа разбегалась, оставляя на снегу около 40 убитых и тяжело раненых".

В других местах города при разгоне колонн рабочих также были жертвы, всего за день погибло от 100 до 200 человек, несколько сотен было ранено и почти тысяча арестована.



Священника Гапона увела с площади группа рабочих, после этого ему остригли волосы, переодели в штатское и спрятали на квартире Максима Горького.

 

"Он сидел, глядя в одну точку, нервно сжимал кулак и повторял: "Клянусь... Клянусь..."

Придя в себя, он попросил бумагу и написал послание к рабочим.

В послании говорилось: "Товарищи русские рабочие! У нас нет больше царя. Река крови протекла сегодня между ним и русским народом

. Пора русским рабочим без него начать борьбу за народную свободу.

Благословляю вас на сегодня. Завтра я буду среди вас".

Николай Второй тоже сделал запись по итогам дня в своем дневнике:

"Тяжёлый день!

В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца.

Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых.

Господи, как больно и тяжело!"

Принять депутацию рабочих император не счел нужным, Николай предпочел писать в своем дневнике, как ему больно и тяжело.

 

Но как бы тяжело не было Николаю, писать в дневнике ему оказалось проще, чем решать проблемы рабочих и встречаться с народом.



Воззвание Гапона "Долой царя" и призывы разнести Зимний дворец, в случае, если царь не выполнит требований, изложенных в петиции, в 1905 году остались лишь призывами и в жизнь не воплотились.

 

Но они не прошли даром.

 

 

Около 140 тысяч рабочих, которые шли к царю, запомнили воззвание и через 12 лет, в 1917-м, когда царь отречется, эти рабочие вместе с остальным народом, потрясенным 9 января случившимся, вместе с матросами Балтийского флота и солдатами, уставшими от войны, искренне обрадуются смене власти и... внесут свою лепту в победу Октябрьской революции и приход к власти большевиков.



Ленин, конечно, тоже сыграет свою роль в истории, но это будет значительно позже, а в 1905 году наибольший вклад в будущую победу Великой Октябрьской Социалистической Революции внесли император Николай Второй, его министр внутренних дел, Департамент полиции, глава Петербурга Фуллон и его друг - священник Гапон, оказавшийся талантливым оратором, организатором, азартным человеком и настоящим революционером.

 

Конецъ