Сергей ЛЕВЧЕНКО. На волне оптимизма
В первые же месяцы работы губернатора-коммуниста возросла наполняемость областного бюджета, сдвинулось с мертвой точки промышленное производство, экономика пошла в гору. Социологи отметили: оптимистов в обществе стало гораздо больше, чем было при говориных и ерощенках. Народ поверил в перспективу. И на то есть основания.
Экономический рост области в первом полугодии 2017-го составил 109,4%, тогда как в целом по РФ – всего 102,0%. В плюсе промышленное производство, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, расширилась налоговая база, бюджет стал профицитным. Научно-исследовательский финансовый институт рейтинга субъектов РФ отнес Иркутскую область к первой группе регионов с высоким уровнем открытости бюджетных данных. Расходные обязательства областной казны исполняются в срок, за полгода 42,4 млрд рублей направлены на социальные программы.
«Наш бюджет стал бюджетом развития, госдолг сократился с 21,1 млрд рублей, как было в 2015 году, до 13,7 млрд рублей. Мы вырвались вперед среди сибирских регионов», – заявляет С. Левченко. Его базовые установки – наращивать производство, вывозить не сырье, а продукты переработки, поднять социальную сферу на такой уровень, чтобы каждый житель области почувствовал улучшение жизни и поверил в добрые перспективы. Для этого Левченко стремится покончить с разбазариванием ресурсов региона, ставит под контроль и лесопереработку, и землепользование с недропользованием.
А недавно, после возвращения Левченко из Китая, куда он ездил с деловым визитом, корреспондент нашей газеты задал губернатору несколько вопросов:
– В области заметно вырос внешнеторговый оборот. Это тоже одно из ключевых направлений вашей деятельности?
С. Левченко пояснил:
– Мы – экспортно ориентированная область, выпуск продукции, в том числе и глубокой переработки, увеличился почти на 20%. А это – расширение денежной массы в обороте, увеличение рабочих мест и заработков. Вопреки теории рыночников о том, что увеличение средств на руках у граждан подхлестнет инфляцию, она у нас в области снижается. За минувшее полугодие составила всего 4,5%, замедлился рост цен, особенно на продукты питания. Люди стали брать больше потребительских кредитов – на покупку машины, мебели, техники… Это меня радует.
– Вы расширяете связи с китайцами. В 50-е годы прошлого века они активно развивались между СССР и КНР. А в нынешние времена стали бояться китайской экспансии. Как вы на это смотрите?
– Все зависит от нас самих. Если будем расти, становиться сильнее, то и никакая экспансия не страшна. Сейчас экономический рост в области – 9%, а это выше, чем у китайцев. Если же будем лежать на боку, то будем обречены. Но Иркутская область динамично развивается, и сотрудничаем мы с китайцами на равных.
Надо также помнить, что как раз Азия, прежде всего Китай, Вьетнам, движет мир вперед с точки зрения промышленности, экономики, наращивания валового внутреннего продукта.
– Вы чаще всего бываете в Харбине?
– Недавно там проводилась IV российско-китайская выставка ЭКСПО. Наша делегация принимала участие. У Иркутской области на выставке был свой стенд. Мы показали, каким проектам нужны инвестиции, провели достаточно много переговоров, подписали соглашения между нашими турагентствами. Встретился с губернатором провинции, с ее первым секретарем Компартии.
Мы сотрудничаем и с другими регионами КНР. Но провинция, столицей которой является Харбин, схожа по климатическим условиям с нашей областью. С ней сотрудничаем с 2000 года. Провинция густонаселенная, в ней проживает 38 млн человек, в Харбине – 10 млн. В этот визит договорились, что их партийный руководитель приедет к нам. Но Харбин, повторю, не единственная провинция, с которой заключены соглашения. Мы сотрудничаем с провинцией Шеньян, в которую входит наш знаменитый Порт-Артур. Встречаемся с коллегами в Пекине, там презентовали нашу область.
– Разница в численности населения тревожит: у них в одной только провинции – 40 миллионов человек, а в Иркутской области – всего 2,5 миллиона.
Как бы нашему человеческому потенциалу не затеряться…
– Не затеряемся. Мы – хозяева на своей земле, чувствуем себя уверенно и ставим условия: кто бы к нам ни приехал, обязан жить по нашим правилам и законам. Никакого пиратства на нашей территории больше не будет! Хотят работать в лесу – пусть научатся его перерабатывать, за каждую копейку отчитываются. Хотят работать на земле – пусть берегут грунт, пусть развивают хозяйства с долгосрочной перспективой. Привлечение китайских рабочих будем квотировать. В сельское хозяйство – не более 400 человек, и все обязаны жить по нашим законам. Тогда будет все по-людски. На выставке в Харбине были представители компании, которые предлагали серьезную степень переработки древесины, показывали оборудование, образцы продукции, что получается. Вот это уже совсем другой разговор, мне аргументы делом нравятся.
– Что в Иркутской области интересует китайцев?
– Они заинтересованы в поставках продуктов из Иркутской области. Хотят экологически чистого питания. Китайцы убедились, что у нас хорошо развито сельское хозяйство, а сейчас мы за счет заброшенных земель сельхозназначения расширяем посевные площади. Засевается уже около 1 млн гектаров, и планируем увеличить пахотные земли в полтора раза. Китайцы это видят и уже рассчитывают на дополнительные поставки… Они хотят закупать у нас не только различные виды молочной продукции, растительное масло, но и бытовую химию, целлюлозу, а это товар глубокой переработки древесины.
Конечно, туризм. В год 100-летия Великого Октября китайцы путешествуют по Ленинским местам, местам революционных событий. То, что мы, коммунисты Иркутской области, не позволили «реформаторам» снести памятник Ленину, переименовать наши улицы, теперь на пользу региону. Китайские туристы, да и многие наши тургруппы, с большим интересом посещают места революционной славы Иркутской области.
Очень привлекает Байкал. Расстояние от Пекина относительно небольшое, лететь в Иркутск всего 2 часа. Наши региональные авиакомпании летают в 26 городов Китая, и количество маршрутов постоянно увеличивается.
– А что Иркутск хочет получить от китайцев?
– Инвестиции. Мы заинтересованы в том, чтобы добывался и перерабатывался лес, обрабатывалась земля, развивалось животноводство. Но, повторяю, всё по закону, под нашим контролем.
– Пригодился ли советский опыт сотрудничества с Китаем?
– Очень много похожего. Процентов на 70. Это и формирование бюджета, и заботы те же самые. Интересы у человека те же – работа, комфортные условия жизни, больницы, школы, детские сады, дороги… К сожалению, многое из советского опыта было отброшено. Пытаются изобрести велосипед, который давно изобретен в советское время в Советском Союзе. Иногда под другими названиями вводят некие новшества, хотя все это было испытано и внедрено в советское время. Нам, иркутянам, очень помогают советские наработки.
– Недавно ваша авиакомпания «Иркут» успешно провела испытание среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Долго его создавали, наконец-то мы его увидели. Видимо, ваша экономическая политика привела к завершению испытательного образца?
– Известно, что наш авиапром, увы, почил в бозе. Из пассажирской авиации нам что-то показывал Сухой Суперджет – и всё. И вот появился новый самолет в среднемагистральном диапазоне. «Иркут» долго к этому шел. Задача была поставлена создать самолет с применением всех нововведений – поставлена на уровне государства, и на нее все работали. Самолет получился современный. В частности, его корпус, крылья, «оперение» сделаны из углепластика. Это серьезный шаг вперед по сравнению с существующими сегодня самолетами. Правительство области всячески помогало авиастроителям, чтобы появился этот самолет.
МС-21 уже прошел испытательные полеты. На конвейере – несколько машин. Надеемся, что в следующем году начнется поставка самолетов для авиакомпаний. «Аэрофлот» заявил, что хочет закупить 85 самолетов, и такое соглашение уже заключено. Иркутская региональная авиакомпания «ИрАэро» стала вторым заказчиком на МС-21. Так что уже определяется спрос на наши самолеты.
– Какое значение это будет иметь для области?
– Во-первых, если начнется выпуск самолетов в конвейерном режиме, то возрастут доходы бюджетов Иркутска и области. Во-вторых, среднемагистральная авиация для нас будет своего рода локомотивом экономики. На нем можно будет спокойно беспосадочно долетать до всех азиатских столиц, включая Вьетнам, Индию. Люди получат удобный транспорт, увеличится пассажиропоток на нашу территорию, а это сотрудничество, взаимосвязь…
– Стоимость полетов на МС-21 будет доступнее для простых людей?
– Этот самолет по всем основным показателям, начиная с производства, дешевле, следовательно, будет дешевле и в эксплуатации. И сегодня все соответствует расчетам. По стоимости полеты станут доступнее.
Люди ждут позитивных перемен. Мы стараемся их создавать. Больше всего ждут увеличения зарплат, пенсий. Здесь не все так, как хотелось бы. Нужно прежде всего избавиться от долга перед федеральным бюджетом. Тогда от своей прибыли будем больше направлять на решение социальных задач. Верю, что у нас все получится.
Комментарии
Иркутянка Светлана Сергиенко.