Генрих Семирадский.Танец среди мечей.

На модерации Отложенный

Генрих Семирадский.Танец среди мечей. 1881 Холст, масло. 120 ; 225 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

               Картина «Танец среди мечей» была написана Генрихом Семирадским в 1881 году в Риме. Считается, что она была повторением картины, написанной в 1879—1880 годах, местонахождение которой неизвестно. Картина, ныне находящаяся в Третьяковской галерее, была написана по заказу Козьмы Солдатёнкова (1818—1901) — известного предпринимателя и коллекционера, владельца художественной галереи,позже была передана в Третьяковскую галерею.

                 В работе "Танец среди мечей" (1881) воплотились грёзы художника о красоте - красоте итальянского пейзажа, красоте и пластике женского обнаженного тела, красоте и экзотике восточного танца. Семирадский, как сказочник, заставляет зрителя буквально своей кожей ощутить теплое дуновение легкого ветерка, вдохнуть аромат благоухающих роз, услышать давно забытую античную музыку.

            В полуденный час римские патриции наслаждаются вином, которое искрится в бокалах и любуются танцем обнаженной танцовщицы, которая по узкой ковровой дорожке движется на кончиках пальцев, изогнувшись, и колеблемая как будто язычок пламени. Она балансирует на этой ковровой дорожке, как на канате.

 

                   Изображенная здесь женщина, скорее всего гетера. Ей аккомпанируют на кифаре , флейте-серинге и бубне три девушки.И мы можем себе представить, как эту сцену оживляют звуки музыки и журчание воды, которая всегда присутствовала в домах римлян.

И здесь, в правом углу, мы видим источник, который оформлен в виде мраморного рога изобилия с маской сатира, и водоем, в котором охлаждается вино.

           Генрих Сенкевич так писал об этой картине:

"Никто не передает так стихию солнечного света, как Семирадский. Фоном светлой части картины «Танец среди мечей», на которой изображена пляшущая девушка, является чудесный, напенный воздухом, насыщенный синевой моря пейзаж. За террасой виден изумрудный залив и скалистые холмы, окаймляющие берега.

            Эти холмы, выдержанные в розовых тонах, чуть затенены и как бы растворены в необъятной морской лазури. Только тот, кто собственными глазами смотрел на окрестности Рима и Неаполитанский залив, сумеет понять, сколько правды и души в этом пейзаже, в этой голубизне, в этом созвучии розовых и голубых цветов и в этой прозрачности дали.

              Если бы эта картина была только пейзажем, если бы ни одно человеческое существо не оживляло тишину и покой, — даже тогда она была бы шедевром."

                 Сюжет картины воспринимается как вечный праздник, наполненный негой и наслаждениями. Он связан с античными временами, Древней Греции или Рима, и он, несомненно, выдуман художником. Действие происходит на фоне живописного средиземноморского пейзажа — по-видимому, художник изобразил здесь вид Неаполитанского залива.