ПУТЬ К СЧАСТЬЮ
На модерации
Отложенный
В чем ценность человеческой жизни с православной точки зрения? Во время земного пути мы можем свободно выбрать направление своего духовного развития в вечности.
Эта свобода утрачивается нами после смерти, и вовсе не потому, что Бог отнимает у нас этот дар. Причину этого святые отцы разъясняют по-иному. Без тела человек не способен к творчеству, то есть к какому бы то ни было изменению. У ангелов, чья природа устроена по-другому, нет творческих способностей. Эти духовные сущности полностью и всецело реализовали свою свободу в единое мгновение: раз и навсегда каждый из них свободно выбрал вектор духовного развития.
Человек в силу своей телесности — существо духовно и нравственно изменчивое. Земная жизнь дана нам для выбора пути жизни, его корректировки и окончательного самоопределения. На всем протяжении земного пути человека Господь помогает ему выбирать благо, чтобы он мог обрести истинное счастье, в каких бы условиях ни жил. Однако человек совершает движение к Богу, только если сам этого хочет и прилагает усилия.
В чем выражается его свободный выбор? Ведь недостаточно лишь признавать, что «Бог у меня в душе», как сейчас принято говорить, и на этом успокаиваться, ничего не меняя внутри себя и в своей жизни. Если человек уверовал во Христа, крестился и впредь хочет жить по-христиански, ему надо знать, что для христианина составляет главную цель его жизни.
Цель жизни христианина в святоотеческом учении выражается несколькими тождественными понятиями: спасение во Христе, соединение с Ним в единую жизнь, сопребывание с Богом в Царстве Небесном, обожение человека, стяжание Святого Духа. Но здесь возникает главный вопрос: как достичь этого высшего счастья?
Представьте, что кто-то собрался в далекое путешествие. Не заблудиться, обойти подстерегающие опасности путнику поможет карта местности, по которой ему предстоит идти. У христианина есть такая же надежная «карта» в его шествии к Богу, с подробными указаниями, как надо правильно продвигаться к цели, чтобы не провалиться в пропасть, не увязнуть в болоте, не попасть в западню. Эта «карта» — Господни заповеди, которые показывают человеку, как жить, чтобы обрести единство с Творцом мира и его Спасителем.
Христос прямо говорит об этом Своим ученикам: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15, 10). Самое верное средство достижения цели христианской жизни — соблюдение заповедей Христовых.
Как для технического прогресса необходимо изучать законы, действующие в физическом мире, и применять их на практике, так и для достижения прогресса в духовной сфере надо все силы, все усердие приложить к изучению заповедей Божиих. Одно усвоение их сознанием уже является средством очищения души человека, и в этом состоит основа, базис духовной жизни. А затем, для ее развития надо давать этим законам действовать в своей жизни: проявлять решимость в любых ситуациях поступать, думать, говорить, как учат заповеди, имея соответствующее им внутреннее расположение. Итак, основным содержанием жизни христианина должно быть изучение Христовых заповедей и руководство ими в жизни из любви к Богу.
Но как понять, что является заповедью Господней, а что ею не является? Кем они записаны? С чего начать изучение путеводной «карты» духовного мира, постижение его законов? Подобные вопросы часто задают люди, которые приходят ко Христу именно ради спасения души, а не с иными — земными целями. Но среди моря информации о православном образе жизни — множества книг, фильмов, интернет-сайтов, газет и журналов — человеку бывает трудно сориентироваться, определить для себя иерархию директив, вычленить, собственно, законы Божии.
Первое, что надо уяснить всем ищущим единой жизни с Богом: все заповеди Христа записаны евангелистами — свидетелями Его земной жизни и благовестниками совершенного Им спасения. Всё Евангелие говорит о Христе: Его жизни, поступках, учении, о том, к чему Он призывал, чему радовался в человеке, а что признавал неприемлемым для вечности. Слова Господни, Его притчи, образ действий, сама Личность Богочеловека — все это составляет правила жизни, заповеди для тех, кто желает обрести спасение во Христе: единство с Богом в Его любви. Все, что Он говорил и делал, записано в Евангелии, и читая его, мы слышим голос Самого Христа, а жизнь, согласная Его Слов, это путь к вечному счастью.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Комментарии
"Но как понять, что является заповедью Господней, а что ею не является?"
Заповеди - Закон. Каким должен быть Закон, чтобы сохранить эту самую "свободу выбора"? Он не должен ничего запрещать.
"Не убий, не укради ...и т.д." запрещающие законы, значит они не являются Божьими. Да и "заповеди" эти не Христовы, а Моисеевы. Они не могут быть законом, потому-что несут в себе инфу о преступлении, т.е. по сути искушают.
Христос выделил две Заповеди: "Возлюби Бога" и "Возлюби ближнего, как самого себя". Если чуточку вдуматься, то станет ясно почему. Да потому-что возлюбивший не убьет и не обворует.
Осталось только определиться с пониманием слова ЛЮБОВЬ.
ЛЮБОВЬ не чувство, это образ жизни. Причем довольно строгих правил. Современному человеку для начала нужно научиться уважать других людей.