Путинская экономика требует надежной защиты

На модерации Отложенный

В XXI веке в стране одна из самых востребованных профессий – охранник.

За 15 лет в России удвоилась численность охранников, что отражает растущую незащищенность населения и бизнеса. Об этом сообщает в своем исследовании Высшая школа экономики (ВШЭ). Сейчас на одного охранника приходится 115 россиян, а например, на одного врача 217 россиян. Если прибавить к охранникам вооруженные силы, внутренние войска и иные военизированные структуры, тогда охраной и защитой граждан, собственности, правопорядка и в целом страны занимается около 5 млн человек. Некоторые эксперты указывают на раздутую искусственную занятость и предупреждают: главный вызов 20-х годов для России – как перевести людей из неэффективной занятости в эффективную.

Специалисты Высшей школы экономики проанализировали тенденции на российском рынке труда за период с 2000 по 2015 год и выявили, какие профессии в стране можно назвать самыми многочисленными. Абсолютным лидером стала профессия «водитель автомобилей»: в 2015 году на нее приходилось около 7% от всех занятых, сообщается в аналитическом докладе ВШЭ «Профессии на российском рынке труда».

По Росстату, в 2015-м численность всех занятых составила около 72,3 млн человек. Это значит, что среди них водителями работает примерно 5 млн человек. По сравнению с 2000 годом доля водителей в общей структуре занятости выросла незначительно: 15 лет назад она составляла 6,84% от всех занятых.

На втором месте «продавцы магазинов и демонстраторы товаров»: их доля в 2015-м составила 6,39% против 3,68% в 2000-м. С учетом данных Росстата, это около 4,6 млн человек.

На третьем месте с небольшой разницей расположились преподаватели в средней школе (2,77%), квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства и рыболовства (2,48%), бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту (2,42%), а также грузчики и подсобные рабочие – 2,35%. Причем доля первых выросла незначительно – с 2,44% в 2000 году. Доля вторых подскочила почти в 28 раз – с 0,09%. Доля третьих за 15 лет примерно удвоилась. Доля четвертых увеличилась на 44%. В каждой из этих профессий трудится от 1,7 до 2 млн россиян.

Кроме того, специалисты ВШЭ выявили любопытную тенденцию: все более востребованной в России становится профессия охранника. Численность сотрудников охранных служб в стране выросла за 15 лет вдвое и составила в 2015-м 1,26 млн человек, или 1,7% всех занятых. Судя по приведенным в докладе данным, охранников в стране больше, чем, например, дошкольных педагогов, воспитателей детских садов, на которых приходится 1,4% всех занятых, чем архитекторов и инженеров (их совокупная доля 1,36%), чем врачей – 1,31%.

По некоторым профессиям Росстат приводит еще более тревожные цифры, чем ВШЭ. Так, в 2015 году в России насчитывалось, по официальной статистике, 673 тыс. врачей. Получается, что на одного врача в стране приходилось примерно 217 россиян. Для сравнения: на одного охранника в РФ приходится 115 россиян.

Как поясняют специалисты ВШЭ, растущая численность охранников связана с двумя тенденциями: «Во-первых, с ростом спроса на охрану индивидов и собственности, что отражает растущую незащищенность как населения, так и бизнеса. Во-вторых, эта профессия не требует особой квалификации и может быть абсорбером для работников с относительно высокой квалификацией, теряющих более содержательную работу. Таким образом, растут как предложение труда, так и спрос на него».

Исследователи добавляют, что треть всех охранников старше 50 лет, однако нельзя утверждать, что это профессия преимущественно пожилых людей. «Лиц моложе 35 лет в этой профессии лишь немногим меньше 31%.

Соответственно широко представлены в ней и работники среднего возраста», – поясняют экономисты. Около 15% охранников имеют высшее образование и около 26% – среднее специальное.

«С учетом того, что эта профессия не требует особой квалификации, но предполагает хорошую физическую форму, возникает вопрос об эффективности использования этого сегмента рабочей силы», – уточняют исследователи.

С одной стороны, профессия охранника далека от абсолютного лидерства по численности занятых в этой сфере. С другой стороны, если добавить к охранникам государственные вооруженные силы, внутренние войска и иные военизированные структуры, тогда выяснится, что в том или ином виде охраной и защитой граждан, их собственности, правопорядка и в целом страны занимается около 5 млн человек. И тогда с учетом этого мы имеем самую массовую, условно говоря, профессию, которая «догнала» даже водителей.

В частности, штатная численность Вооруженных сил РФ составляет около 1,9 млн человек, включая чуть больше 1 млн непосредственно военнослужащих. Предельная штатная численность органов внутренних дел РФ (без персонала по охране и обслуживанию зданий), финансируемая за счет ассигнований федерального бюджета, составляет почти 905 тыс. человек, включая около 757 тыс. непосредственно сотрудников полиции. Также к этому можно прибавить не менее 340 тыс. росгвардейцев и не менее 250 тыс. из структур, подчиненных ФСБ. Как уже писала «НГ», современным российским вооруженным структурам в совокупности осталось немного для того, чтобы достичь советского уровня милитаризации, и это несмотря на то, что сейчас население в РФ примерно вдвое меньше, чем в СССР (см. «НГ» от 30.03.17 «Вооруженные силы РФ по численности приблизились к армии СССР»).

По поводу неэффективной избыточной занятости в экспертном сообществе ведутся дискуссии. Например, в Минэкономразвития снова и снова повторяют, что сейчас рынок труда РФ «функционирует в условиях, близких к дефициту».

В то же время специалисты Института экономики роста им. Столыпина указывали на «избыточную занятость в бюджетном секторе, правоохранительных структурах и частных структурах обеспечения безопасности, бухгалтерии». По их оценкам, резерв составляет не менее 10 млн человек – как раз за счет него можно решить проблему дефицита трудовых ресурсов, ставшую новой «страшилкой» правительства (см. «НГ» от 29.05.17).

Исследователи из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее предупредили, что «технологическая и организационная модернизация крупных и средних предприятий, а также реформа бюджетного сектора могут к 2025 году снизить потребность в работниках на 2,5 млн человек»: «В результате российская экономика может превратиться в трудоизбыточную. Для устранения возможного роста социального напряжения потребуется обеспечить наращивание объема производства малых предприятий в 2–2,2 раза».

Во время состоявшейся во вторник в «Яндексе» дискуссии «Рынок труда будущего» директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков рассказал, что в стране уже десятилетиями – еще со временем СССР – осознанно проводится политика искусственной занятости, когда людям находят неэффективную, зато оплачиваемую работу. Эксперт привел примеры искусственной занятости – охранники, бухгалтеры, чиновники и т.п. В список попадают также различные посредники в производственных и иных процессах.

По словам Пескова, «главный вызов 2020-х годов для России – как людей из ненужной сферы переместить в нужную сферу»: понять, в какой сфере труд, условно говоря, охранника или бухгалтера будет полезен и продуктивен. Эксперт уточняет, что этот вызов потребует в том числе проектирования принципиально новых профессий.