Сара Надя ЛИПЕС | Марши благородного полицая
На модерации
Отложенный
Позируя перед камерой, улыбается полицай. На нём фуражка комначсостава РККА с чёрным околышем (артиллерист, танкист или связист) и солдатский ремень. На левом рукаве шинели — белая матерчатая повязка с двумя полосами по диагонали, из всех надписей читается только крупная - «Wehrmacht». Из работ фотографа вермахта Иоганнеса Хёле, сделавшего репортаж о Киеве времен оккупации. Источник: censor.net.ua/ Бундесархив
Киевлянин, достойный звания Праведника народов мира за спасение еврейской семьи, был приговорен советским судом к 25 годам лагерей
Продолжаю изучать материалы СБУ, связанные с темой Холокоста.
Сегодня я прочитала нетривиальное дело. Даже порывалась идти бить морду прокурору, но вовремя вспомнила, что помер виновный в несправедливом приговоре. Лет сорок тому назад преставился.
Никогда не думала, что меня будут так возмущать арест полицая и последующее за ним наказание.
Проживал себе в Киеве некий Константин Лисицин. В армию его не призвали по причине эпилепсии. А когда немцы пытались отправить его на работы по расчистке, решил , что интереснее пойти в полицию (причём сделал он это по совету товарища, который уверял Лисицина, что сотрудничает с партизанами). Год он служил в обычной полиции — облавы на базарах, угоны в Германию и прочая рутина времен оккупации, а потом стал музыкантом. Собственно он и поступал-то туда на должность музыканта, но целый год бригада все никак не сформировывалась и его посылали на черновые работы.
Во время своей службы в полиции он выдал справку соседке-еврейке от себя самого о том, что она выкрест. Чем продлил ее жизнь на год, и спас ее детей. А ее саму все таки сдал управдом, который пытался сделать это все три года оккупации, но всякий раз его попытки пресекал добросердечный полицай.
Но когда Лисицин сбежал к партизанам, управдом всё-таки отправил эту еврейскую женщину в гестапо. Каким образом спаслись ее дети, документы умалчивают.
А Лисицын, рискуя жизнью, раздавал сочувствующим поступавшую подпольно газету "Правда", отдавал назад конфискованное при облавах, не позволял грабить народ при обыске, постоянно воровал оружие и передавал его партизанам, прятал беглых военнопленных, и в конце концов ещё два года успел повоевать в РККА до ноября 1945 года. А когда после окончания войны хозяин занятой Лисицыным еврейской квартиры вернулся из эвакуации, беспрекословно согласился освободить жилье.
И за все это прокурор дал ему 25 лет лагерей. Только после повторной апелляции срок сократили на пять лет. Причём исходя из текста приговора, его в основном посадили за то, что он играл немецкие марши, когда народ отправляли в Германию. Ну не уроды? Два тома на него потратили. Толпу свидетелей сто раз допросили. Марши им, видите ли, не понравились. Вон, в Кашаперовке один полицай человека убил. Так ему пять лет дали. Совсем одно и то же: человека убить и марши на вокзале играть.
Конечно, велико желание передать дело Лисицына в Яд ва-Шем. Но присвоят ли ему звание Праведника мира? Всё, что говорит о его благородстве по отношению к евреям, — собственные и свидетельские показания в деле НКВД. Спасенные благодаря Константину дети соседки были очень малы, вернувшийся с фронта ее муж вскоре умер, а имеется лишь свидетельство его брата. К тому же эту еврейку в конце концов расстреляли…
Но мы, уважаемые читатели, можем отдать дань памяти полицая, достойного самых добрых слов.
Автор — историк, ведущий специалист в еврейской генеалогии. Желающие связаться с ней для заказа исследований по истории вашего рода могут написать по адресу nadialipes@gmail.com.
Комментарии