Тот экономический рост, о котором докладывает Росстат, существует только на бумаге

На модерации Отложенный

Кремлевские статистические службы фиксируют бурный рост россиянской экономики, который, однако же, не замечают ни население, ни бизнес. Если верить аналитикам Центробанка, то по итогам второго квартала россиянский ВВП увеличился аж на 2,5% - это рекордный показатель с 2013 года. Правда, аналитики стыдливо умалчивают, что этот статистический всплеск является не признаком роста экономики, а всего лишь “отложенным эффектом” от роста нефтяных цен. В 2016 году “черное золото” подорожало, а экономика РФ, где от нефти зависит 60% валютных доходов, реагирует на колебания рынка с опозданием примерно на полгода.

Казалось бы, приток иностранной валюты, жизненно необходимой для импорта потребительских товаров, продовольствия и оборудования, пусть и немного, но увеличился. Вот только долларовый дождь, который пролился над сырьевыми корпорациями, до населения и реального сектора экономики так и не дошел. Опросы, проведенные в августе, показали, что 88% обитателей РФ на уровне своих карманов никакого экономического роста не ощущают, даже несмотря на то, что по официальной отчетности его темпы якобы достигли 4-летнего максимума. Каждый четвертый жалуется на то, что финансовое положение его семьи продолжает ухудшаться. Больше половины - 56% жалуются, что никаких изменений в лучшую сторону после рекордного с 1990-х годов обвала уровня жизни - нет.

После обвала на 12,7% за два года спад доходов в реальном выражении к июлю, по оценке Росстата, замедлился до 0,8%. На днях это россиянское статистическое ведомство сообщило, что в августе была зафиксирована дефляция - индекс потребительских цен якобы снизился на беспрецедентные 0,5%, а в годовом выражении его рост замедлился до 3,3%. Но это как раз тот статистический “успех”, который люди в своей реальной жизни не заметили. В среднем граждане РФ оценивают рост цен в 3,5 раза выше - на уровне 11,3%. Две трети заявили, что цены растут, а их доходы - нет.

40% населения жалуются, что дорожают услуги ЖКХ, треть видят рост цен на мясо и рыбу, столько же - на молоко.

Дефляция, о которой сообщает Росстат, существует лишь на бумаге. Служба госстатистики традиционно мониторит узкую группу товаров, которая практически не учитывается потребителем на полках магазинов - это большая расфасовка продукта без бренда. Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Ведь от того, какой уровень инфляции рассчитает Росстат, зависит, например, объем индексации пенсий и социальных пособий. Каждый процентный пункт официально признанного роста цен требует увеличения расходов бюджета на 70 млрд рублей в год, поэтому, разумеется, статистика будет выглядеть гораздо приятнее реальности.

Если использовать показатель от Росстата, то россияне за год обеднели на 0,8%. Если же скорректировать доходы на ту инфляцию, которую наблюдают, согласно опросам, сами граждане, то речь будет идти уже об обвале на 12,1%. Растет налоговая нагрузка, цены, тарифы ЖКХ, бензин и другие энергоносители. То же самое - на уровне бизнеса: несмотря на то, что формально налоги не повышаются, на деле сборы растут. Это происходит за счет имущественных налогов после перехода на кадастровую оценку земли и объектов недвижимости, отмены значительной части налоговых льгот - прежде всего по имущественным налогам, и улучшение налогового администрирования, что ведет к росту собираемости ряда ключевых налогов.

В итоге рентабельность любого вида деятельности, кроме добычи полезных ископаемых и их транспортировки за рубеж, падает. По итогам первого полугодия прибыль в несырьевом секторе экономики рухнула на 15,6%, а зафиксированный Росстатом обвал стал максимальным с весны 2014 года. И входа не просматривается. Жалкие 50 долларов за баррель нефти - это слишком мало, чтобы наполнить дырявый государственный бюджет, а значит, “кремлевские” под рассказы об улучшении всех и всяческих показателей станут и дальше увеличивать налоговую нагрузку на население.