Две оперы Георга Фридриха Генделя

На модерации Отложенный

В репертуаре Большого театра обновление репертуара. Ставят две оперы Генделя Георга Фридриха. "Роделинда" и "Альцина".

"Роделинда"

Роделинда, королева лангобардов (итал. Rodelinda, regina de' Longobardi; HWV 19) — опера Георга Фридриха Генделя на итальянском языке в трех актах. Либретто Николы Франческо Хайма на основе либретто Антонио Сальви для одноименной оперы Джакомо Антонио Перти (1710). Либретто Сальви было основано на пьесе Пьера Корнеля «Пертарит, король лангобардов» (1653), основанной, в свою очередь, на «Истории лангобардов» Павла Диакона. События, которые легли в основу пьесы Корнеля, связаны с правлением лангобардского короля Бертари (ум. 668), который был свергнут своим вассалом Гримоальдом (ум. 671), но вернул себе трон.

Действие происходит в VII веке в Милане.

Действие I

Покои Роделинды. Королева лангобардов оплакивает своего мужа Бертарида, считая, что он мертв (ария «Ho perduto il caro sposo»). Гримоальд, захвативший трон Бертарида, предлагает Роделинде руку и сердце, но она с негодованием отказывается (ария «L’empio rigor del fato». По совету Гарибальда Гримоальд расторгает помолвку с Эдвигой (ария «Io già t’amai»). Эдвига оскорблена и грозится унизить его в отместку (ария «Lo farò») Гарибальд сам хочет жениться на Эдвиге, но, оставшись один, признается: его интересуют его только ее права на престол (ария «Di Cupido impiego i vanni»).

Кладбище, где похоронены короли лангобардов. Здесь же возведен кенотаф Бертарида. Появляется Бертарид, одетый как гунн, в стране которых он скрывался. Глядя на свой памятник, он тоскует по Роделинде (ария «Dove sei, amato bene»). К Бертариду приходит Унульф, который служит Гримоальду, но на деле хранит верность законному королю. Им приходится спрятаться от глаз Роделинды и Флавия, которые явились почтить память Бертарида (ария Роделинды «Ombre, piante, urne funeste»). Унульф не позволяет Бертариду раскрыть себя перед Роделиндой, хотя тот жаждет утешить горе жены. Появляется Гарибальд. Он угрожает убить Флавия, если Роделинда продолжит отказываться от брака с Гримоальдом. Та дает согласие, но угрожает Гарибальду, что когда она вновь взойдет на трон, он лишится головы (ария «Morrai, sì»). Входит Гримоальд. Довольный согласием Роделинды, он обещает Гарибальду защиту от гнева королевы (ария «Se per te giungo a godere»). Бертарид потрясен тем, что Роделинда готова предать его память. Унульф пытается утешить его (ария «Sono i colpi della sorte») и найти способ ему помочь, но Бертарид хочет дождаться момента, когда Роделинда окажется замужем за Гримоальдом, чтобы отомстить ей за неверность (ария «Confusa si miri»).

Действие II

Зал во дворце. Гарибальд уговаривает Эдвигу выйти за него, ведь женой Гримоальда ей не быть — а так они вместе смогут сесть на трон. Эдвига возмущена и предательством Гримоальда, и согласием Роделинды стать его женой. Ее переполняет ненависть и мысли о мести (ария «De’ miei scherni per far vendette»). Роделинда ставит Гримоальду условие: чтобы она вышла за него, он должен убить Флавия на ее глазах, ведь она не может быть одновременно женой узурпатора и матерью законного короля. Она не простила заговорщикам смерть Бертарида (ария «Spietati, io vi giurai»). Унульф советует Гримоальду отступиться, Гарибальд же предлагает принять условия Роделинды, и тогда она сама же отступится. Гримоальд не слушает ни того, ни другого — он полностью поглощен своим чувством к Роделинде (ария «Prigioniera ho l’alma in pena»). Унульф шокирован жестокостью Гарибальда, а тот без обиняков излагает свое кредо: править можно только кнутом (ария «Tirannia gli diede il regno»). Унульф догадывается, что Гарибальд не заинтересован в том, чтобы видеть Гримоальда на троне. Кроме того, он с облегчением понимает, что Роделинда в действительности верна своему мужу (ария «Fra tempeste funeste a quest’alma»).

На лоне природы Бертарид предается горю (ария «Con rauco mormorio»). Эдвига узнает его. Узнав, что Бертарид хочет только воссоединиться с женой и сыном, и не претендует на престол, Эдвига обещает ему помочь. Унульф разубеждает Бертарида в измене Роделинды. Теперь они готовы рассказать Роделинде, что Бертарид жив. Бертариду не нужно для счастья ничего, кроме жены (ария «Scacciata dal suo nido»).

Унульф приходит в покои Роделинды и приносит ей вести о Бертариде. Она изнывает в ожидании встречи с мужем (ария «Ritorna oh caro e dolce mio tesoro»). Наконец супруги воссоединяются. Бертарид просит у Роделинды прощения за то, что усомнился в ее верности.

Их обнаруживает Гримоальд. Не узнавая Бертарида, он в негодовании думает, что Роделинда променяла его на первого встречного. Чтобы защитить честь жены, Бертарид раскрывает свое инкогнито, но Роделинда, опасаясь за его жизнь, уверяет, что это ложь. Гримоальд готов казнить соперника в любом случае, будь то любовник Роделинды или ее муж (ария «Tuo drudo è mio rivale»), но великодушно оставляет их напоследок наедине. Они прощаются друг с другом (дуэт «Io t’abbraccio»).

(Википедия)




















 

http://www.aveclassics.net/news/2012-06-05-2587

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%28%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%29

 

Альцина (Гендель)

Опера “Альцина” была написана знаменитым немецким композитором Георгом Фридрихом Генделем и поставлена на сцене в 1735 году. Композитор создавал свое произведение на итальянское либретто L’isola di Alcina (“Остров Альчины”), приобретенное им во время путешествия по итальянским городам.

Первоначально либретто было написано для оперы-сериа итальянского мастера музыки барокко Риккардо Броски. Первоисточником послужила одна из линий героической поэмы Людовико Ариосто “Неистовый Роланд” 1516 года — конечно же, значительно адаптированная.

Сюжет оперы "Альцина"

Волшебница Альцина (сопрано) - правитель одинокого острова посреди бурного океана. Всякого рыцаря, попавшего на остров, Альцина своими чарами превращает в чудовище.

Однако, полюбив рыцаря Руджеро (контр-тенор), волею судеб занесенного на остров гиппогрифом, Альцина оставляет тому человеческий облик. Вверившись волшебству Альцины, Руджеро забывает свою невесту Брадаманту.

Брадаманта (контральто) же не из тех женщин, что годами согласны ждать своего возлюбленного. Переодевшись в своего родного брата Риккьярдо, она отправляется на поиски Руджеро вместе со своим учителем и опекуном чародеем Мелиссо (бас). С ними также юноша Оберто (детское сопрано), надеющийся отыскать своего пропавшего без вести отца - рыцаря по имени Астольф.

К несчастью, корабль их тонет перед самым островом Альцины. Сестра Альцины Моргана (сопрано) с первого взгляда влюбляется в лже-Риккьярдо. Военачальник Оронт (тенор), влюбленный в Моргану, воспылав ревностью, рассказывает Руджеро, будто бы Альцина тоже любит "Риккьярдо". Несмотря на все старания Мелиссо и Брадаманты объяснить Руджеро, кто спрятан под костюмом Риккьярдо, тот отказывается им верить.

Мелиссо вручает Руджеро волшебный перстень, надев который, рыцарь освобождается от колдовских чар Альцины и видит остров таким, какой он есть - пустыню, населенную чудовищами. Пожелав увидеть забытую им невесту, он встречает Брадаманту. Поняв все, Руджеро хочет покинуть остров. Альцина в ярости и хочет превратить Руджеро в чудовище, но рыцарю удается охладить ее пыл.

По-настоящему полюбив, Альцина теряет волшебную силу. Ее пленники получают свободу, чудовища превращаются обратно в рыцарей, Оберто находит своего отца, а Руджеро воссоединяется со своей возлюбленной Брадамантой.

Факты об опере "Альцина"

  1. - Гендель написал "Альцину" для своего первого сезона в лондонском театре Ковент-Гарден, через девять лет после того как стал британским подданным.
  2. - Премьера прошла с оглушительным успехом. Публика была в восторге как от работы великого композитора, так и от оформления - костюмов и декораций.
  3. - К сожалению, наряду с другими произведениями Генделя в жанре опера-сериа, "Альцина" была незаслуженно забыта. Прошло долгих 190 лет, прежде чем "Альцина" вновь была поставлена в Лейпциге.
  4. - Партия Руджеро изначально была написана для певца-кастрата с диапазоном меццо-сопрано. На момент написания певцы-кастраты были повсеместным явлением; сейчас же партия может быть исполнена в диапазонах сопрано или контр-тенор.
  5. - Опера содержит несколько музыкальных вставок, предназначенных для балетных выходов, постановка которых осуществлялась ярчайшей танцовщией своего времени француженкой Мари Салле, работающей по контракту в Лондонском Ковент-Гарден.
  6. - Гендель отзывался об "Альцине" как об одном из лучших своих произведений. Неоспоримым достоинством он считал непохожесть отрицательных персонажей друг на друга.

http://orfey.club/opyeri/altcina-gyendyel/

  1.