Марафон 2017. Про спорт и любовь

На модерации Отложенный

             Родители пытались привить мне любовь к спорту. Чтобы я лучше понял, какой именно вид спорта я люблю, мне обязательно надо было попробовать много и разных. Поэтому я занимался разными видами спорта – индивидуальными и командными. В процессе прививания любви выяснилось, но не сразу, что родители предпочитают для меня индивидуальные виды спорта, такие как фигурное катание, плавание, шахматы, гребля, а я – командные: футбол, волейбол, баскетбол, даже греблю!, но не в одиночках, как это было с байдаркой, а в группе – парная распашная или восьмерка академическая. Вероятно, такие предпочтения со стороны родителей были обусловлены их личным опытом и предпочтениями в занятиях спортом.

           Отец занимался легкой атлетикой – дискобол (в основном) и толкатель ядра из общества Динамо, а еще – очень прилично рисовал, видимо Питерское происхождение сказывалось, ну сами понимаете – культурная столица и все такое. В общем,  некая фанаберия, как я узнал от бабушки, уроженки другого города, именуемого Санкт-Петербург, все же имела место быть. Сами прикиньте – вот как может художник прожить без диска или хотя бы ядра!? Ну вот представьте – подходит какое-то «существо» (далее – без кавычек для однозначности), пусть даже оно учит прямо сейчас тебя рисовать, и начинает критиковать твои шедевры! Естественно, что после споров и разных аргументов со стороны Творца (!) Шедевра (!), сие существо начинает ретироваться. Но дать ему уйти.. просто так, без достойного возмездия!? Вот тут и пригодятся навыки: по цели, удалившейся со средней скоростью на небольшое расстояние, применяется ядро, а по более быстрой – диск, как учили древние греки и завещавшие продолжать эту традицию на Олимпийских играх каждые 4 года.

              А мама – типа «толкала ядро» и еще – пятиборье, но без лошади и шабли, хотя, я так полагаю, ей достаточно было ограничиться бегом и стрельбой. Ведь что самое главное для женщины? – умение стрелять (точно в цель) и бегать (не быстро, но изумительно изящно). Быстро бегать - не самый лучший способ добиться желаемого, да большинство женщин этого не умеет по причине умения ходить на ходулях… пардон, удлиненных ногах.. ну вы поняли, я – про каблуки и шпильки. Зато КАК они умеют уворачиваться!... И никто не видел этих тренировок! Мужской мозг этого осознать не в силах, что частенько выражается в малосвязных апечатных словосочетаниях. Карма, однако! Ах, да – еще как-то раз, до замужества, сходила в горный поход по Архызу с одногруппниками из Киевского политеха. Как это сказалось в моем будущем, я поведаю чуть позже.

               Мои усилия в «одиноких» видах спорта, хотя и приносили результат, но менее значимый, чем в командных. Нет, на 2-й или 1-й разряд я выходил, но разве может сравниться этот выращенный постылым (часами!) стулом «шах и мат» с забитым в ворота противника голом в «девятку» ударом с 20-ти метров с разворота!? Причем – ПОБЕДНЫЙ!!! Или удачный прыжок с 5-метровой вышки в бассейн со 2-м местом на первенстве города по гребле на 8-ках, где первое место заняла сборная Украины, а отстали мы всего на 0.5 сек?... один гребок!!!? А с чем можно сравнить радость от «пробитого» тройного блока, принятого тобой «мертвого» мяча в первой линии или поднятого в «мертвой зоне» под сеткой мяча в волейболе? А ведь этот кайф еще слаще, если ты знаешь, что тебе этим заниматься – не разрешали, а то и ЗАПРЕЩАЛИ! ;)

             Мда. А всего-то я хотел сказать, что несмотря на разногласия, я своих папу и маму любил. Думаю, что и они меня тоже. Хотя порой эта любовь принимала гротескные формы и дозволяла использовать непедагогичные методы, такие как ладонь, ремень и даже (!) резиновый шланг от стиральной машины. Которые я категорически не одобрял сразу же, но, после того, как шкурка подживала, осознавал, что и сам бы.. в состоянии аффекта от совершенного сыном, мог бы и погорячиться. Ученье – свет (аж до звезд из глаз), а НЕученых…. нас тьмы и тьмы.

              В спорте первой и долгое время единственной любовью был Футбол. Мне очень нравилось «работать с мячом» еще лет с 6, даже хотел поступить в футбольную школу. Но этому категорически воспротивились родители. Типа – было у отца три сына, двое умных, а третий – футболист. В футбольную школу я не попал, потому что любил родителей, но в футбол продолжал играть, потому что я его тоже любил. Мне почти все равно было – на каком месте, лишь бы играть! Перепробовал себя в ролях нападающего, защитника, полузащитника и даже вратаря (рост позволял). Самое удачное мое амплуа – атакующий полузащитник. Почему? Да мне просто нравилось очень и самому забивать и отдавать пас, после которого забивался гол.

            Ах, Первая Любовь! Она – на всю жизнь, долгую или короткую! Но она не часто бывает взаимной, увы. Все мы взрослеем. За первой любовью приходит другая. По крайней мере, мне так кажется. Как бы даже – должна прийти. Лучше, хуже, взаимная, имеющая «результат» или иная – это не мы определяем. Вернее, не так – мы это определяем Потом, по факту события. Увы, часто – ставшего нашей личной историей, опытом, который «сын ошибок трудных» (наших же, не заемных!).

             Вот так случилось, что после первого курса меня уговорили поехать в лагерь киевского политеха «Глобус» на Западном Кавказе. Мой одногруппник и друг детства: Необычные ощущения! Воздух! Природа не виденная - Горы, скалы, люди и т.п. Его поддержала моя мама. Физически меня не пугали ни нагрузки, ни потребность лазать по камням. Какого-то страха перед высотой не ощущал, по причине непонимания, что такое – Высота. В общем, купили студенческие путевки, собрались, поехали. При том, что я ни малейшего представления не имел – ЧТО там и как там себя вести… экипировался «при полном параде» и горных ботинках типа «вибрам». И мама меня не остановила, дескать – там все выдадут, что надо. Так что отправился я в горы в… костюме и с небольшим рюкзаком со спортивной одеждой и кроссовками.

            А поехали мы на неделю раньше. В результате мы приехали не то, чтобы в чисто поле, но в это время в лагере только начальник лагеря да еще человек пять из студотряда. И много стройматериалов…. Лагерь до сих пор был чисто палаточным, да еще небольшой склад. В общем, следующая неделя к любви не имела отношения, а была занята освоением новых профессий: копателя, столяра, ошкуривателя, рубщика дров, корчевщика валунов. В итоге к приезду основного контингента турлагеря, кроме полезных навыков, мы могли «заткнуть» любого фразой – Это Я тут все строил!

         Вместе с нами в автобусе от Черкесска ехала девушка. Я сразу ее заметил из-за рюкзака побольше моего.

Хотя, чего тут обманывать, рюкзак тут так, малозначащая деталь. Просто когда стройная высокая блондинка с нежным лицом и яркими серыми глазами вот так легко обращается с рюкзаком! Да еще явно едет ОДНА в диких (по моим понятиям) местах, где аборигены имеют привычку умыкать невест без их спроса! Но мало ли, может у нее тут родственники. Однако,  она поехала с нами в том же автобусе и из Карачаевская в Учкулан, что меня удивило еще больше. В конце-концов оказалось, что она тоже едет в «Глобус» и последний отрезок до лагеря мы уже ехали втроем в кузове грузовика.

            Познакомились – перешла в 10-й класс, занимается туризмом третий год, но пока только пешеходным, решила попробовать горный, зовут – Лена. Из Киева, т.е почти родня. Ну, а в лагере ее сразу определили «на кухню», а нас – подсобниками на все руки. И ноги – тоже, куда пошлют. А костюмчик произвел впечатление: она тогда подумала – очень странный парень, может какой-то ненормальный? Вероятно, любопытство и сыграло некоторую роль в том, что она не возражала против того, чтобы поселиться с нами в одной палатке. Кстати, начальство лагеря приказало девушек из виду не выпускать и не оставлять одних в палатке. И на то, как показал опыт, были весьма веские причины.

            А потом было распределение по отрядам, которые должны были идти в походы разных категорий сложности. Обычно новичков, к которым мы с другом и принадлежали, берут в походы 1-й, самой низкой сложности. Впрочем, исключения могут сделать для тех, у кого хорошая физическая подготовка, и взять в поход 2-й категории. Так что мы благополучно все трое снова оказались в одной палатке. Ну, а дальше – сам ПОХОД, о котором можно повествовать ровно столько, сколько он длился, уподобляясь акыну, который поет то, что видит, и такая песня может длиться неделю.

            Как можно описать горный воздух, которым сложно надышаться? Он чист, но разряжон. Как можно описать бурную реку с чистой и холоднючей водой, с температурой ледника? Она способна сбить с ног даже без бурного таяния ледников и ею напиться невозможно – хочется еще и еще. Такой воды нет и в лучших родниках. Как можно описать место, в котором соседствуют источники нарзана и боржоми, сливающиеся в каменную ванную, как можно описать вкус Природной минеральной воды? Да Вы НИКОГДА не пили настоящий нарзан или боржоми! В ванне этой старикам возвращают молодость! Можете ли вы представить, что вы из лета попадаете в зиму всего за день, но без самолета? Смена природных поясов от лиственных к сосновым, еловым, потом кустарники, почти тундра, а потом – снег, лед, высокое голубое небо, слепящий свет… Всего за дневной переход! Альпийские, одуряюще пахнущие луга, на которых днем все кипит и жужжит. А радость от того, что увидел малинку? Как же удобно собирать малину, поднимаясь снизу вверх! Все ягоды видно! А заодно и чернику с земляникой…;)

            А что такое ледопад? Это надо ВИДЕТЬ! Своими глазами, пройти Своими ногами. Как выглядит ледовый колодец? – это как лунка во льду, кажется и дно рядом, настолько прозрачна вода. Только глубина ее несколько метров, ухнешь – вряд ли достанут, уж больно узко. Эти огромные снизу горы, скалы, ледники… некоторые из которых оказываются не такими уж крутыми, когда подойдешь поближе. Ледовые трещины… какие они «в натуре»? Вот одна – поперек ледника, а ту, что под скалами и не видно, пока не подойдешь к ее краю. И эти завораживающие названия - Бегшрунд, Ранклюфт, Морена, Кулуар, Дюльфер, Айсбайль… Все такое немецкое и неассоциируемое с объектом, пока не увидишь. Фирн на леднике – как покров из крупных градин, которыми природа засыпала снежное поле. Но он еще бывает игольчатым – такие маленькие, в несколько сантиметров сталагмиты, которые хрустят под ногами. Стены-нижи и глыбы в ледопаде, зеленоватые на просвет, грязно-белые вблизи и страшные на глаз. Разве можно все это рассказать?

            Друзья. Еще недавно ты их и не знал, или знал, но с одной и не самой важной стороны. Всем трудно, не спрячешься, не отбрешешься. Ты виден весь, сам себе рентгеновский аппарат. Все твои достоинства и недостатки. Тут все честно. Ты - не такой как ты думаешь о себе, каким хочешь казаться. Там, в горах, ты не сможешь схитрить, обмануть, ты можешь только показать – какой ты есть на самом деле. Иногда это неприятно, но справедливо. Это или понимаешь, или уходишь из этого мира. Туда, где комфортнее врать и «казаться».

                 И, конечно, Любовь. Первая, умопомрачительная (или – безумная, как хотите), трепетная, нежная, невероятная, Прекрасная! И ревность, сводящая с ума. Это ПОТОМ понимаешь, что беспочвенная. Тогда впервые понял - насколько близок был к смерти. Дунула в затылок дураку, чего уж там, но смилостивилась. Меня поняли и простили. Спасибо друзьям, не стали окликать, когда уже скользил вниз. Боже ты мой, как много было все же Счастья! И после похода, в Сухуми… Какие приключения! Ну, хотя бы на пароходе «Адмирал Нахимов». Да-да, тот самый;)

           Только вернувшись домой, я понял: Горы, это – МОЁ! До конца жизни. Такая странная Любовь к достаточно опасному спорту. А в Любви между мужчиной и женщиной спорта не должно быть, Она не совместима с соревнованиями. А те, кто думает иначе, они любить не умеют, они любят только себя. Любовь с большой буквы для них недоступна, тут они чистые аутсайдеры, которые так и будут топтаться на метке «Старт», хотя считают себя Победителями.

           Я долго думал – чем проиллюстрировать сей рассказ? В те времена я сам не фотографировал, а брать что-то эффектное, но не привязанное к моей жизни – незачем. Есть несколько дорогих фото, но ничего не говорящих без пояснений. И все же… есть одно в котором, пусть и нет всего многообразия впечатлений, непростой науки «уметь ПРАВИЛЬНО»: ставить ноги при ходьбе по траве, камням, льду, находить зацепы при лазании по скалам, и конечно - уметь помогать, дружить, радоваться, иногда забывать дышать от восторга, сладкого чистого воздуха, которого больше нет нигде, науки не пить воду из ручьев, когда очень хочется, и многое другое…

         Это просто вид с ночевок в бывшем альплагере «Парус», разрушенного немцами в войну, на другой склон с Мечтой. Непройденным перевалом Игольчатый. Глядя на него с другого борта ущелья сложно представить, что ТАМ вообще можно пролезть. Были другие, тоже весьма суровые и сложные, но этот… остался мечтой.

P.S. Я совсем не шифровался, но если хотите загадок, так их у меня есть. Как звали эту девушку и какую глупость я учудил?;)