РПЦ не рассчитывает на свой духовный авторитет
Борис Фаликов, "Грани"После того как Русскую православную церковь возглавил патриарх Кирилл, стало совершенно очевидно, что церковь хочет играть активную роль в жизни общества. Все заявления Кирилла об этом свидетельствуют: церковь хочет быть социально активной.
На мой взгляд, происходит некоторая подмена. Дело в том, что церковь осуществляет свое активное присутствие в обществе с помощью таких методов, которые, на мой взгляд, являются не совсем верными. Церковь по Конституции отделена от государства, но она стремится активно присутствовать в обществе как раз с помощью государства.
Методы, с помощью которых достигается это присутствие, не отвечают тому, как должна быть устроена жизнь в современном цивилизованном мире. На мой взгляд, это не идет на пользу ни обществу, ни церкви.
Получается, что церковь пытается влиять на общество, не вступая с этим обществом в прямой диалог, а пользуясь своей близостью с государством и наращивая эту близость. Естественно, это вызывает в обществе достаточное количество нареканий. И для самой церкви, мне кажется, это не очень хорошо, потому что, используя метод прямого давления, она дискредитирует себя в глазах общества и теряет свой авторитет и престиж. Сейчас это пока еще не ощущается, но со временем это будет заметно.
Комментарии
Маркс имел ввиду, что это - болеутоляющее средство при плохой жизни.
Любой наркотик приносит барыши
Россию РПЦ рассматривает в целом как "свою территорию", намертво закреплённую исключительно за ней - нет, даже не Богом, а государством - поскольку "зона ответственности" РПЦ чётко совпадает с границами страны, и, что ярче всего проявилось после прихода Путина к власти - претензии РПЦ на "окормление" граждан других государств (Украина, Беларусь) совпадают с претензиями Кремля к руководству этих стран.
А стремление РПЦ проникнуть во все сферы государственной и общественной жизни России - это вовсе не ноу-хау патриарха Кирилла, это всего лишь возвращение к давней российской церковной традиции. В XIV веке, во время междоусобных войн русских князей, которые не желали подчиняться возвысившейся и укрепившейся верховной власти Москвы, именно Русская церковь всеми силами не только помогала московским князьям закрепить их монополию на власть, но действовала как единомышленник Москвы. Например, мятежные нижегородцы в 1365 году были принуждены к покорностью не московской ратью, а Сергием Радонежским, который отлучил их от церкви и закрыл храмы, после чего мятеж утих.
неграмотным русским обывателям