Министр уничтожения?

На модерации Отложенный

 Педагоги разочарованы и встревожены политикой главы Минобразования Ольги Васильевой. Они устали от постоянных «реформ», которые ни к чему хорошему не приводят.

<hr/>Учителя устали жить в течение 20 лет в состоянии постоянной реформы без значимых результатов.

Год назад министерство образования и науки РФ возглавила новый руководитель — доктор исторических наук Ольга Васильева. За прошедшее время многие педагоги, ждавшие перемен к лучшему, успели разочароваться. Другие еще надеются на позитивные реформы. Третьи же и не ждали ничего хорошего. Большинство констатируют продолжение спада.

В российской образовательной политике за последний год произошли преимущественно «идеологические» перемены, считает первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. «Министр образования и науки Ольга Васильева заявила о том, что министерство покончило с идеологией так называемых образовательных услуг, и это встречает поддержку практически всего образовательного сообщества. Ольга Юрьевна, в отличие от предыдущего министра, заявила о том, что министерство будет заниматься содержанием образования, и первые предложения в части образовательного стандарта появились. Новый министр заявила, что министерство будет активно заниматься проблемой воспитания, и августовские совещания в этом году были посвящены этой теме. Ольга Васильева заявила о том, что она приостановила массовое закрытие российских вузов. Насколько я вижу, количество закрытых российских вузов в этом году заметно снизилось; в общем, процесс не остановился, хотя значительно замедлился», — перечислил Олег Смолин.

 

Как рассказал депутат, председатель движения «Образование — для всех», в то же время проблемы с финансированием российского образования продолжают усугубляться. Нехватка финансов остается краеугольной проблемой.

«Мы понимаем, что министр образования — это не министр финансов. Существенных финансовых изменений в образовательной политике не произошло. В этом году федеральные расходы на образование, в отличие от многих других расходов, немного увеличены. Но они увеличены меньше, чем ожидаемая официальная инфляция. То есть в реальных деньгах будет происходить, хотя и небольшое, сокращение расходов на образование», — отметил Олег Смолин.

Он подчеркнул, что, несмотря на это, значительная часть образовательного сообщества по-прежнему связывает с министром образования серьезные надежды на перемены.

По словам сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, с приходом на должность министра Ольга Васильева высказала идеи, одни из которых вызывают беспокойство, а другие были положительно встречены в учительской среде. Но последние пока остаются нереализованными. «Думаю, что от одной фигуры, от одного человека и не может произойти резких перемен. Но это уже хорошо, что их не произошло. Мы постоянно говорим о том, что хватит производить быстрые и неожиданные, ни с кем не обсужденные реформы в школе», — сказал Луховицкий.

 

 Школьные педагоги испытывают чувство разочарования от работы министерства образования и науки РФ, считает председатель профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина. Как рассказала профлидер корреспонденту «Росбалта», с приходом на должность министра Ольги Васильевой учителя ждали позитивных перемен, но ожидания не оправдались.

Самым первым разочарованием, по словам Кукушкиной, стало заявление министра, что единых подходов к формированию зарплат не будет. «Разброс в ставках базовых окладов очень велик. Например, в Вологодской области минимальная ставка — 3 тыс. 150 рублей. Столько стоит учитель. В Москве в разы выше, в Петербурге выше. В разных регионах все по-разному, нет единого подхода. Это неправильно: учитель в Череповце и учитель в Москве выполняют одни функции. Поскольку у нас „майскими указами“ зарплата привязана к средней по региону, то логично было бы, если бы эти показатели достигались какими-то доплатами. Базовая ставка, то, сколько должен получать учитель в любом регионе, должна быть изначально везде одинаковой. Педагоги ждали, что заявление министра будет о том, что подходы должны быть единые, и надбавки, и принцип начисления. Оказалось, что этого сделано не будет», — сообщила профлидер.

 

 Учителя также ждали конкретных шагов по уменьшению бюрократизации образовательного процесса.

«Огромное количество жалоб поступает на нарастающий вал разной отчетности. Причем, эта отчетность не только профильная, которая была всегда, а это еще дополнительные функции, которые образовательные учреждения выполняют по заявкам разных органов, начиная от УВД и ФСИН. Складывается такое впечатление, что чиновники, чтобы показать свою значимость, изобретают очередную отчетность. И хотя наше министерство занимает очень интересную позицию, что это все сделано на местах, но я не могу в это поверить. Вал бумажной отчетности не снижается», — сказала Наталия Кукушкина.

Профлидер подчеркнула, что педагогическое сообщество также встревожено планируемыми изменениями в подходе к аттестации педагогов. «В этом году в 13 регионах будет апробирована проверка знаний учителей русского языка и литературы и математики, то есть некий экзамен. Тревога вызвана не тем, что педагоги в себе не уверены, что они не сдадут этот экзамен. Они его сдадут. Но у опытных педагогов — „стажистов“ — такая новация вызывает чувство унижения. Почему мы в очередной раз должны кому-то доказывать собственную значимость и профессиональную состоятельность? Специфика труда педагога такова, что каждые три года в обязательном порядке все педагоги проходят курсы повышения квалификации, каждые пять лет аттестуются, чтобы иметь допуск к работе. Такого тотального контроля я не знаю ни за одним представителем какой-то другой профессии, может за исключением врачей. Да и там, мне кажется, порядки мягче. Многие „стажисты“, с которыми я разговаривала, которые давно работают и у которых уже есть пенсия, говорят: как только это будет сделано, мы уйдем из школы, мы не будем терпеть дальше эти унижения. А ведь на „стажистах“ образование и держится», — заявила профактивистка.

 

Наталия Кукушкина отметила, что педагоги устали жить в течение 20 лет в состоянии постоянной реформы, а новые изменения в стандартах, программах, линейке учебников, планы по введению обязательных экзаменов по иностранному языку, при нехватке педагогов, не добавляют оптимизма ни учителям, ни детям, ни их родителям.

В отечественной системе образования не происходит заметных сдвигов, считает и сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», доцент Павел Кудюкин.

«Деклараций, большей частью странных, было немало. Например, о том, что нужно в образовательных организациях делать упор на разного рода воспитательную работу. Очевидно, что на это влияли личные взгляды министра Ольги Васильевой — с ее очень заметным клерикальным оттенком. Под воспитательной работой понималось не столько общегражданское воспитание, сколько специфическая религиозно-патриотическая пропаганда, которая, по определению, нарушает российскую Конституцию. Потом было несколько пока еще нереализованных инициатив довольно странного характера, вроде введения обязательных ЕГЭ по иностранному языку и по истории. Инициативы, с моей точки зрения, плохо проработанные и весьма спорные. Ну и, наконец, недавнее заявление о необходимости устранить из учебников варваризмы, заимствованные слова. Сама по себе постановка вопроса звучит очень смешно», — полагает Павел Кудюкин.

 

По словам эксперта, он не видит улучшений ни в системе общего образования, ни в системе среднего профессионального образования, ни высшего. «В системе высшего образования единственный, может, плюс — это то, что приостановили слияние вузов. Но только приостановили, а даже не сказали, что эта практика весьма спорная. А в целом в системе образования продолжается деградация, которая идет уже давно. Понятно, что тут накоплена инерция, и даже если бы пришел министр с четкой концепцией по улучшению обстановки, то это сразу бы процесс вспять не повернуло бы. Но я не вижу ни действий по реализации какой-то концепции, ни самой концепции. Особенно ярко деградация проявляется в результатах ЕГЭ по математике после введения двух уровней. Базовый уровень — это вообще позорище, это уровень, наверно, даже не 8-го класса той школы, которую я заканчивал, а то еще и менее того», — сказал Кудюкин.

Уровень образования в стране продолжает снижаться, считают все специалисты, проработавшие в этой сфере не один десяток лет. Министры образования до сих пор лишь помогали ему скатываться все ниже. Есть ли опции «затормозить», «остановить» или, наконец, «поднять» у процедуры реформ, до сих пор остается неясным.

Дмитрий Ремизов