Пророк Зороастр.

На модерации Отложенный

Пророк Заратуштра (Зороастр).

Термин пророк определен как божественно вдохновленный и божественно назначенный учитель, кто приносит послание религии, показывает и переводит указания Бога, и учит людей относительно поведения в жизни в этом мире. Пророк, поэтому, является более высокой душой, вдохновленной Богом и Духовными Существами и продвинутой в духовном проникновении. Слово Авесты для 'пророка' - ashta. Согласно Авесте, Заратустра был божественно назначенный и божественно вдохновленный пророк. Он описан состоянием Язата (Yazata), то есть Божественное Существо, и во многих текстах, его упоминают сразу после Ахура Мазды, даже перед другими Божественными Существами.

 

Древность

Зороастризм - самая древняя мировая религия этой цивилизации, и его пророк, первый пророк в мире. Ныне сохранившиеся священные писания Авеста, не сообщают никакие прямые данные, относительно времени, в котором пророк Заратуштра жил, однако, это может быть рассчитано по различным другим косвенным источникам, основанным на исторических, литературных, лингвистических, астрономических, геологических и археологических доказательствах. Существующие основные мнения ученых могут быть разделены на три группы:

A) Приблизительно 6500 B. C. (здесь и далее – до н.э.): самые ранние Греческие и Римские писатели сохранили традиции относительно даты Пророка Заратуштры на основе трех отправных точек: (1) экспедиция Ксеркса (Xerxes); (2) Троянская война; и (3) смерть Платона. Результат в каждом случае приблизительно подобен.
(1) Диоген Лаэртский (3 век н.э.) сообщает, что согласно Ксантусу (Xanthus 6 век до н.э.) Заратуштра жил приблизительно  в 6480 до н.э., и согласно Гермодору (Hermodorus 3 век до н.э.) он жил приблизительно 6180 до н.э.
(2) Плиний Старший (23-79 н.э.) говорит что Евдокс (Eudoxus 868 до н.э.) помещает Заратуштру приблизительно в 6347 до н.э., и Гермиппус (Hermippus 250 до н.э.) помещает его в приблизительно 6180 до н.э.
(3) Плиний Старший пишет: " имеется также другая школа магии и волшебства, которая получена от Моисея и Евреев, но оная датируется много тысяч лет после Заратуштры.

Таким образом, Pliny, Aristotle, Eudoxus - 6348 B.C.
Hemippus, Hermodorus, Theopompus - 6184 B.C.
Xanthus, Diogenes - 6480 B.C.
Herodotus - 600 B.C.

Все это показывает, что древние Греческие и Римские писатели сохранили традицию, что Заратуштра жил тысячи лет перед их временем, и мало того, другие писатели не противоречили им, но подтверждали их с одобрением. Нигде в собственно Иранской традиции не сообщается, что Пророк Заратуштра был современником Кира (Cyrus), или что он жил 258 или 300 лет перед Александром. Напротив, все собственные источники определяют очень далекую старину Пророку, и показывают, что он появился не позже чем 6000 B. C.
 

Б) Большое Оледенение геологически помещено в пределах 10-и тысячелетий B.C. Если бы линейно идентифицировать те исторические события с фактами связанными с жизнью Заратуштры, и затем периодом правления короля Джамшеда, как исторически установленными, то жизнь пророка пришлась бы на 6-е тысячелетие B.C.
 

В) Лингвистический метод: Сравнение языка Ригведы (древнейшие арийско-индийские) и Гатхас (древнейшие арийско-иранские источники) и вычисление древности языка Авесты, сходится на периоде вокруг 6-ых тысячелетий B.C. Необходимо заметить, что Гатхас однозначно признается более древними, чем Ригведа.  
 

Г) Астрономический: позиции звезд, какие записаны в Авесте, сходятся на 6000 В.С. как периоду рождения пророка.
Многие ученые соглашаются на вышеупомянутые даты: B.T.Anklesarias - 6000 B.C.
S.J.Bulsara - 6500 B.C. (На основе Большого Оледенения) A.F.Khabardar- 5000 B.C. (На основе Астрономии) I.J.S.Taraporewala - 3500 B.C. (На основе Астрономии) B.G.Tilak - 4500 B.C. (На основе Филологии Вед и Гатх)
 

Д) Даты между 1000 B. C. и 1700 B. C.:
Некоторые ученые, под влиянием Библии, и в некоторой степени археологии находят правильными следующие даты: профессор Мэри Бойс - 1500 B.C.
K.R. Cama - от 1200 до 2300 B.C.
J.M.Unwala - 1100 -1400 B.C.

Е) Дата приблизительно 630 B. C.:
1.      Текст на пахлави (средне-персидском) Арда Вираз Намаг (Arda Viraz Namag) заявляет, что религия пророка Заратуштры была в чистом состоянии, в течение 300 лет, до того как Иран был захвачен Александром Македонским, и Авеста была сожжена. 
2.      Подобно этому другой текст на пахлави «Выбор Задспрама»,  указывает 300 лет перед Александром.
3.      Бундахишн (Bundahishn) дает годы царствования королей и династий от Кай Виштаспа (Kay Vishtasp) к Александру, которые составляют в целом 258 лет. 
4.      Традиции относительно пророка Заратуштры в более поздних записях в современном персидском, арабском и сирийском языках, все основаны на вышеупомянутых книгах на средне-персидском.

Это - известный факт хронологии, что Александр вторгся и разрушил Иран приблизительно в 330 B. C. Следовательно согласно первому пункту, рождение пророка Заратуштры: 300 + 330=600 B. C. Заявлено, что король Виштасп обратился в религию, когда Заратуштра был в возрасте 42 года. Следовательно, согласно второму пункту, рождение пророка Заратуштры: 42 +258+330=630 B. C.

Базирующийся на вышеупомянутой хронологии некоторые Западные ученые установили предполагаемые даты как следующие: A.V.W.Jackson – от 6600-до 700 B.C.; E.W.West – от 6600- до 700 B.C.

Основная причина для этой неточной хронологии - то, что тексты на пахлави утверждают, что мир длился в течение 12000 лет, и что пророк Заратуштра появился в начале 10-ого тысячелетия. Имелась установка, согласно которой, тысячелетие пророка Заратуштры совпало с крушением Империи сасанидов. Следовательно, источники тех дней были вынуждены сжимать и уплотнять все события древней хронологии от пророка Заратуштры к Арабскому завоеванию Ирана в этом периоде 1000 лет, непосредственно предшествующих крушению Империи. Они поэтому вычислили продолжительность событий, как они могли, и в частности определили годы царствования, которые не соответствуют даже приблизительно годам царствования в исторически зафиксированной хронологии.

Следовательно, заявления " 258 лет перед Александром " и " 300 лет перед Александром " основаны на ненадежных данных.

Имя и фамилия: персональное имя пророка, как это указано в Авесте, является Заратуштра (Zarathushtra). В пахлави название появляется как Зартушт (Zartusht), и на Современном персидском и других языках, это имя принимает различных формах, но вообще Зардушт (Zardusht). Имя по-разному написано даже в древних Греческих и Римских записях, но наиболее частая форма – Зороастр (Zoroaster), который используется  в английском и других Европейских языках. Название пророка по-разному объясняется, но два обычно принятых значения - "обладающий золотым верблюдом" и "золотая звезда". Спитама (Spitama) - название семейства Пророка, и это означает "самый белый, самый чистый". Это было имя его прародителя в девятом поколении. Следовательно, пророк известен как Заратуштра Спитама (Zarathushtra Spitama) в Авесте или как Зартушт Спитаман (Zartusht Spitaman) в пахлави.

Божественное назначение: Согласно Яшна (Yasna), Главе 29, когда Geush Urvan (Душа Земли) жаловалась Создателю, на загрязнения и зло, происходящие на планете. Создатель, обсудивший это с Божественными Существами объявил, что имеется только одно существо, кто может исправить это – Заратуштра Спитама. Душа Земли не утешалась, поскольку она искала поддержку властного и мощного принца, в то время как согласно божественному совету средство от бед мира было Духовная власть пророка. Наконец, после долгого обсуждения, назначение Заратуштры было подтверждено.

Рождение Пророка Заратуштры и события его жизни: отец Заратуштры был Поурушаспа (Pourushaspa), что означает "обладающий серой лошадью". Имя его матери было Дугдова (Dughdhova), известной в настоящее время как Догдо. Это означает "молочная". Он был рожден в  Азербайджане (Azar Baizan), Северо-западная область древнего Ирана, в религиозной общине, известной как Маздаясни 'Mazdayasni', которую он позже поддержал и включил в основу религии.
Заратуштра улыбался при рождении, из-за понимания его Божественной Миссии, которой помогают Божественные Существа. Страна была наполнена светом Божественной Славы, приветствуя его рождение. Все добрые создания Ахурамазды были в восторге и эйфории, видя Божественный Свет, но злые и ущербные существа были испуганы божественным сиянием, и опасались, что пророк положит конец их злым умыслам и действиям. Они, поэтому, делали попытки убить малыша Заратуштру. Но пророк был божественно защищен, и, следовательно все такие попытки были напрасны.

Божественное Открытие: когда Заратуштра был в возрасте 20 лет, он направился по божественному проведению на гору Ушидарена (Ushidarena), «гору божественного ума». Он оставался на горе в течение 10 лет, и посвятил время и энергию молитве, медитации и общению с Божественными Существами. Там он получил божественное Посвящение и передачу Религии через Божественные Существа, особенно через Воху Махана (Vohu Manah) и Сраоша (Sraosha).

Ранние трудности: в возрасте 30 лет, он возвратился в народ и начал проповедовать религию. В начале, Пророк прошел через трудности неверия и не имел поклонников. Злой дух приказал демону обмана убить Заратуштру, и демон устремился угрожающе на Пророка. Заратуштра пропел короткую молитву  Ахуна Ваирья (Ahuna Vairya), и демон сбежал, объявляя свое поражение. Он чувствовал, что демоны планировали его смерть. Крайне беспомощный, Злой Дух пробовал умиротворить и покорить Пророка,  предлагая королевскую власть, как подкуп для отказа от веры в Ахура Мазду. Отклоняя прямое предложение, Заратуштра твердо ответил: "Никогда не откажусь от веры -  даже если мое тело, жизнь и сознание разорвали бы на куски!"

Ученики Пророка: наконец, провидением Ахура Мазды, Пророк Заратуштра одержал победу. Его первый ученик был его отеческий кузен Маидиоимаонга, сын Арастьи. Другие ученики Пророка были  Ашмокхавант, Саена Ахумстут, Исатвастра, Урвататнара и Хваречитра.
Пророк Заратуштра проповедовал его религию во дворе короля Виштаспа. После того, как интеллектуальные обсуждения и духовные опыты короля Виштаспа привели к признанию его,  как истинного пророка Ахура Мазды, Виштасп стал королем-патроном. Кроме того, члены его королевского семейства, королева Хутаоса (Ketayun), его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли Религию Пророка Заратуштры. Позже, Религия была принята всеми жителями Ирана.

Арджасп (Arjasp) объявляет войну Ирану: Когда Туранский король Арджасп услышал, что король Виштасп и иранские люди восприняли религию Пророка Заратуштры, он послал гонцов к королю Виштаспу и угрожал ему страшным вторжением, если он не откажется от Зороастризма. Король Виштасп отказался отступать от Религии, и подготовился к защите страны. Туранцы вторглись в Иран, и после жестоких сражений, в которых храбрые члены королевского семейства и простые иранцы отважно боролись в защиту религии и страны, Иран устоял. Зарир и другие Иранские герои отдали свои жизни. В конечном счете, иранцы одержали полную победу.

Восхождение Пророка Заратуштры: В Авесте нет никаких указаний, прямых или косвенных, относительно кончины Пророка. Это упомянуто только в пахлави и персидской литературе. Специальный термин, используемый в пахлави для кончины Пророка - vihez i zartusht'  - восходящий. В книге Денкарт (Denkard VII, преамбула Ch. IV и V) Саддар Бундахишн (Saddar Bundahishn) говорит, что после выполнения его миссии Заратуштра ушел к прародителям рода в Арья Веджае (Airan Vej)
Поздняя персидская традиция сообщает, что Пророк был убит Туранским солдатом Тур-бара-Туром, а пророк, в возмездии убил того,  бросив в него четки. Это кажется,  невероятным, поскольку Заратуштра, на основании его собственной Божественной Энергии (Khvarenangh) был настолько неукротим, что даже Злой Дух (Angra Mainyu) не был способен вредить ему. (Denkard, Vd.19, Ashi Yasht 2.20, Zamyad Yasht 80,81, Yasna 9.12,13) Таким образом, чтобы обычный смертный  убил Пророка, это кажется невероятным. Может иметься другая версия, которая объясняет это, поскольку согласно Бахман Яшт (Bahman Yasht) умерщвление Тур-бара-Тура было необходимо для сохранения и восстановления страны.
Согласно более поздней традиции, Заратуштра скончался в возрасте 77 лет и 11 дней. День кончины Пророка известен на гуджарати, как «Зартошт но дишо»; и это празднуется в настоящее время в месяце Маха (Roz Khorshed, Mah Dae).