Училка Марьиванна против школоло
На модерации
Отложенный
В качестве послесловия к серии постов об парочке американских школьников, перестрелявших 14 своих одноклассников, и их последователях — хотелось бы немного сравнить передовой американский и отсталый отечественный опыт. Тем более что на днях был инцидент в подмосковной школе, то и там вместо кучи покойников обошлось легкими телесными повреждениями учительницы и сломанными ногами у пары школьников, попрыгавших в окна.
Люди везде сходят с ума, часть из них кончает с собой, и часть из них выбирает «расширенное самоубийство», пытаясь забрать еще и кучу попутчиков по дороге на тот свет. Но – почему столь разные результаты в этих двух странах?
Ответ, что дело только в доступности оружия, неполон. Давайте вспомним послевоенные годы. Оружия тогда было – хоть завались, и мальчишкам получить его проблем не составляло. У нас в Измайловском парке и то постоянно находили гранаты. Кроме того, ситуация в послевоенном СССР была много тяжелее. Школьники пережили войну, это – тяжелейшая травма, по сравнению с которой американские военные с их посттравматическим симптомом после Афгана нервно курят в сторонке. У половины школьников отцов убило, среди оставшихся куча контуженных, изуродованных, пьющих по-черному из-за реального посттравматического симптома. Матери у школьников не вокруг них увиваются, а на заводе от звонка до звонка за убитых мужиков вкалывают. И, все-таки – таких случаев «расширенного самоубийства» не было. Почему?
Во-первых, как мне кажется, дело в разном отношении к школе.
Советские школьники ходили в школу, чтобы там учиться. Зачем американские школьники ходят в школу, я не понял. Из американских фильмов и книг я понял, что они занимаются не учебой, а постоянным выяснением, кто круче в лучших тюремных традициях. Ну да, если никто не учится, надо же как-то занять время.
Во-вторых, хотя в американских школах учатся и дольше, то там постоянно происходят ротации. Во-первых, есть несколько ступеней, во-вторых, многие переезжают. В результате в обновляемых коллективах постоянно идет выяснение социальных ролей. У нас же, когда школьники учатся в том же классе 10 лет, уже все давно определено.
В-третьих, у нас школы – по территориальному признаку. Школьники общаются друг с другом и вне школы, знают родителей друг друга, родители тоже знают друг друга. Убивать человека, с которым 10 лет жил в соседнем доме и мать и сестру которого ты хорошо знаешь, психологически тяжелее.
И, в четвертых – педагоги и их отношение к своей работе. Советские педагоги следили за дисциплиной в школе. Образования каких-то «спортивных мафий» или «мафий школьников в плащах» они не терпели. Они следили, чтобы одни школьники не обижали других, тех, кто позволял себе такое – воспитывали, брали на заметку, если не помогало – переводили в школы для трудных подростков.
Поэтому именно те самые «тупые Марьиванны», бывшие основой педагогических коллективов и которых сейчас любой может походя облить грязью, и держали советскую систему школьного образования, заставляя школьников учиться, а не убивать друг друга.
Комментарии