Русская мать сгорела с еврейским сыном…
На модерации
Отложенный
Тамара Савицкая-Лившиц и её сын Лёва
О материнском самопожертвовании жительницы Белгорода Тамары Савицкой-Лившиц (1915 – 1942)
Эта русская женщина была замужем за часовщиком Семеном (Соломоном) Лившицем. В 1937 году у них родился сын Лева.
Когда в октябре 1941 года нацисты заняли Белгород, все еврейские семьи были взяты на особый учет. В конце 1941 года её и четырехлетнего сына по указанию немецкого командования арестовали местные полицаи. 5 или 6 февраля 1942 года Тамара, отвергнув предложение гитлеровцев об освобождении в обмен на жизнь сына, была сожжена вместе с другими советскими гражданами (в основном евреями) в сарае "Камышитового завода" в селе Пески на окраине Белгорода.
В этом же пламени сгорел и ее пятилетний сынишка…
В "Акте о зверствах немецко-фашистских захватчиков в городе Белгороде" от 16 августа 1943 г. указана дата Песчанской трагедии – 6 февраля 1942 года, и количество сожженных – 2000 человек. Во всех других документах значится дата трагедии – 5 февраля 1942 года, и количество сожженных – 1700 человек. Но имеют ли значение эти расхождения в цифрах, когда мы знаем о реальных историях тех, кто горел вместе с Тамарой и ее сыном?
Эти факты приведены в уже названном "Акте о зверствах…"
Узнав о судьбе Савицкой-Лившиц, журналист Александр Вальдман, как заместитель председателя Координационного совета общественных организаций русскоязычных соотечественников (КС) Израиля, на очередном заседании предложил ходатайствовать перед национальным мемориальным Центром изучения Катастрофы (Холокоста) и Героизма в годы Второй мировой войны "Яд ва-Шем" о посмертном присвоении ей почетного звания "Праведник народов мира". Его инициатива была поддержана участниками заседания, и обращение в "Яд ва-Шем" было решено подготовить.
Но, насколько нам известно, звание Праведника не может быть присвоено членам еврейских семей. Были сложности с присвоением такового даже тем, кто, спасая евреев, лишь после освобождения от оккупации вступил в брак со спасенными.
В любом случае, думаем, в "Яд ва-Шем" рассмотрят обращение русскоязычных активистов, а для увековечивания памяти Тамары и Лёвы обязательно найдется место в этом мемориале.
Мы же благодарны нашему коллеге за то, что он помог извлечь из забвения историю матери, несмотря на шанс на спасение, отправившейся в пламя вместе со своим еврейским сыном.
Комментарии
Чудны дела твои господи - со стороны иудеев евреем ты не являешься, но на смерть идешь за то, что ты еврей.