Юрий Григорьев: «С моей дочерью мог договориться только Хрюша»...

На модерации Отложенный

Юрий Григорьев: «С моей дочерью мог договориться только Хрюша». Легендарный ведущий телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» рассказал о себе и об «Останкино»

 

Актёра Юрия Григорьева знали все дети Советского Союза. Тот самый дядя Юра, который много лет вёл телепередачу «Спокойной ночи, малыши!», вот уже 41 год работает в знаменитом Центральном детском театре — РАМТе. О своей работе в театре, в кино и на телевидении он рассказал «ЗБ».

40 лет в одном театре
— Юрий Герасимович, как получилось, что вы стали «детским» актёром?
— В 1976 году я окончил Щукинское училище и в поисках работы ходил на просмот­ры в театры. К этому времени у меня за плечами уже были съёмки в кино, и это придавало уверенности. Но в то время был переизбыток артистов и большинство театров вели просмотры «для галочки». В некоторых театрах это было даже унизительно. Руководители театра приходили, садились и начинали общаться между собой. А потом говорили актёру: «Закончили? Давайте, следующий».
Всё сложилось иначе в Центральном детском театре, где начинали Ефремов, Дуров, Анофриев, играли Евгений Перов, Татьяна Струкова, удивительная Валентина Сперантова. Когда я вышел, они внимательно смотрели. Им было смешно! Замечательная была атмосфера. И я решил остаться. И вот уже 41 год я здесь.

«Достаточно добр для детей»
— Юрий Герасимович, вы столько проработали с куклами — сначала в программе «Спокойной ночи, малыши!», потом в телепередаче «Шишкин лес»… А с чего началась эта история?
— Мне было уже 35 лет, когда я впервые приехал на съёмки передачи «Спокойной ночи, малыши!», это было в 1980 году. В «Спокушки» меня пригласила замечательный режиссёр Наталья Ситкова — она единственная из всей коман­ды до сих пор работает в передаче. Она пришла в мой родной театр и увидела мою фотографию. Как она мне потом рассказала, ей показалось, что я «достаточно добр, чтобы сниматься для детей».
— Как отреагировала ваша дочь, когда впервые увидела папу на экране?
— У Настеньки была замечательная реакция. Ей тогда было три годика. Мы сидели вместе перед телевизором, начались «Спокойной ночи, малыши!», и вдруг папа возник на экране… Она напряглась и боялась повернуться в мою сторону — вдруг папа исчез? Для неё это было потрясение.
— А когда стала постарше?
— Настя никогда не была непослушным ребёнком. Но если вдруг расстраивалась по поводу чего-то, то ей могли позвонить по телефону Хрюша или Степашка и поговорить с ней. Для Насти это было что-то невероятное!

Джинсы в студии?!
— «Спокойной ночи, малыши!» снимали в телецентре «Останкино»?
— Всё начиналось на Шаболовке, а вскоре оттуда мы переехали в 12-ю студию телецентра «Останкино». Тогда председателем Гостелерадио СССР был Сергей Лапин, который имел тенденцию периодически из своего кабинета подключаться к любой студии. С этим связан один забавный случай. Однажды я отработал, разгримировался, иду к метро. Вдруг меня догоняет ассистент: «Срочно, назад! Лапин!» Возвращаюсь в студию. Мне говорят: «Зайди в кадр, быстро! Ты же в этом снимался?» Встал перед камерами и слышу голоса в аппаратной: «Что вы! Вам показалось, какие джинсы?!» Оказыватся, Лапину показалось, что ведущий детской программы был в джинсах. А на мне были синие брюки.
— Часто с вами в телецентре происходили забавные случаи?
— Случалось. Как-то готовился к эфиру в общей большой гримёрной на 2-м этаже. Там одновременно работали восемь художников по гриму. Меня загримировали под фрёкен Бок — я должен был «прийти» из мультфильма к своим героям передачи «Спокойной ночи, малыши!».


И вдруг дверь открывается, влетают двое в чёрном, а за ними входит Юрий Лужков — по средам у него был прямой эфир. Шумный, кепка в руках. И вот его гримируют, а тут он краем глаза увидел меня и говорит: «Это что такое?» Я голосом фрёкен Бок отвечаю: «Готовлюсь к съёмке. А ты тоже будешь, да?» Я обратился к нему на «ты», потому что фрёкен Бок так со всеми общалась, а я ведь уже вошёл в роль. И Юрий Михайлович подыграл мне, ответил: «Тоже буду». Он был в хорошем настроении, и я пожелал ему: «Ни пуха ни пера».

Путёвка от принцессы Турандот
— Почему вы решили стать актёром?
— Никто в моей семье никакого отношения к актёрской профессии не имел. До 8-го класса у меня не было никаких мыслей об актёрстве. А в 9-м классе — тогда я ещё жил в Риге — мы с другом Сашей Осколковым разу­чили юморески для школьной программы «Алло, мы ищем таланты!». Говорят, было очень забавно. И мы с Сашей стали страшно популяр­ны. После этого у меня и возникло желание попробовать себя.
— Дома вас поддержали?
— Мама поддержала, ведь она сама когда-то хотела стать актрисой. К нам тогда в Ригу приехал из Москвы хороший знакомый мамы — доцент медицинских наук Иван Хорол. Он сказал, что может познакомить меня с легендарной артисткой Цецилией Львовной Мансуровой, первой исполнительницей роли принцессы Турандот. А вскоре я поехал на летние каникулы к бабушке в Москву — вот и отправился к Мансуровой на прослушивание. Помню первую встречу: в комнату ворвалась женщина необузданного темперамента — казалось, люстры закачались. Я прочитал что-то невразумительное, а она дала мне несколько ценных советов и попросила своего студента со мной поработать. Таким образом она дала мне путёвку в жизнь. После этого я приехал и поступил, с первого раза.
— Вы сыграли свою первую роль в кино на 2-м курсе. Как это получилось?
— На Киностудии имени Горького тогда работала ассистент режиссёра по актёрам Белла Дунаева, которая занималась подбором актёров, — удивительная женщина. Приземистая, с низким голосом, без папиросы в зубах я её просто не помню… Она знала всех артистов и студентов театральных училищ. И вот когда режиссёр Игорь Шатров искал актёра на главную роль Толика в спортивной мелодраме «Закрытие сезона», она меня нашла в Щуке. Я учился на 2-м курсе, а вообще-то в Щукинском училище нельзя было сниматься, вплоть до отчисления. Но худ­рук нашего курса Катин-Ярцев решил, что мне это будет полезно: раскрепостит.

Не хотел сниматься в чернухе
— Параллельно с работой в театре вы снялись в нескольких картинах. В том числе — в таких прекрасных, как «Поговорим, брат…», «Женатый холостяк», «Гостья из будущего». Почему же вы расстались с кино?
— Это произошло в девяностых годах. Началась чернуха на экране… Надо было бы сниматься, а я отказывался, не понимая, что можно выпасть из обоймы. Но для меня, человека православного, это было неприемлемо. И я с головой ушёл в концертную деятельность: объездил всю страну вдоль и поперёк, более 140 городов России. И только в 2004-м я сыграл роль полковника, начальника РОВД в фильме «Время жестоких».
— В каких проектах вы сейчас заняты?
— Я очень люблю читать по характерам. С «Библиофоникой» мы сделали больше 20 аудиокниг, на радио «Вера» я прочитал «Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова. С радостью записал две особенные книги, собранные из отрывков вариантов романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Я волновался, потому что помню опыт актёров МХАТа, которые хотели поставить этот спектакль — и вдруг такое началось! Вячеслав Невинный где-то упал, ещё кто-то пострадал. Но у меня всё прошло хорошо.

Беседовала Юлия ВАНИНА