Россия на мировом рынке угроз

На модерации Отложенный

Виктор Мараховский

Россия на мировом рынке угроз

30.08.2017

Вначале — типовая свежая колонка в передовом мировом СМИ. Американское издание CNN сообщает нам, что «Ромни был прав насчёт России».

В колонке автор — элитный дорогой журналист — ностальгически вспоминает старые добрые дебаты в старом добром 2012-м году.

(Кстати, если посмотреть в тот год из сегодняшнего — то ностальгия вполне объяснима. Как мы помним, тогда мир ещё не отличал ТОЗР ИГ от остальных иракских группировок, а главной угрозой планете считалась «Аль-Каида», чьей главной суперсилой было прятаться; ещё победно маршировала демократия по Ливии; ещё на позитиве пребывала целая, с Великобританией, Европа; ещё не случилось мясорубки в Париже, в Брюсселе, Лондоне, Берлине, Ницце, Барселоне; чуть не победила демократия даже в стране коррумпированной диктатуры Путина, и так далее).

Ну так вот. В Америке в 2012-м, чего у нас почти уже не помнят, кандидат в президенты и действующий президент Барак Хусейн Обама одной левой уделывал на дебатах мормона-мультимиллионера Митта Ромни.

В частности, он его уделал (на вторых дебатах) такой покатной шуткой:

– Вы вот говорите: «главной опасностью для США является Россия – наш главный геополитический противник». Не Аль-Каида, заметим, а Россия! Вам звонят 1980-е и просят вернуть им их внешнюю политику («звонила какая-нибудь минувшая эпоха, просила вернуть её X»— указание на то, что собеседник не успевает за временем и устарел).

Публика весело смеялась.

Именно это был момент, добивший тогда президентские амбиции Ромни, припоминает журналист. А ведь старик был прав. Он был совершенно прав, называя Россию именно «геополитическим противником» – то есть антагонистом, «как в шахматах, старающимся блокировать каждый ваш ход или контратаковать».

И вот посмотрите на Россию сегодня: она не дала добить Сирию, она не даёт усилить санкции против КНДР, она слила компромат на штаб Клинтон. Она нам не друг, а главный противник, как и предупреждал Ромни

…Что в этом (типовом для политической лирики эпохи раннего Трампа) комментарии интересно для нас.

Во-первых — встает вопрос, где же на прогрессивной американской карте мировых угроз Китайская Народная Республика. Ведь более десяти лет, с конца 1990-х по конец 2000-х, в умных американских изданиях журчали настойчивые рассуждения о том, как бы исподтишка или открыто (а также — чьими руками), вдарить по Китаю и ограничить его мощь.

Ответ на этот вопрос имеется.

КНР на самом деле не забыта. Сейчас на тему «вдарить» есть несколько перспективных разработок, вроде корейского конфликта и нелепого противостояния с Индией где-то в Гималаях.

Просто место Китая на рынке угроз — в секции «главный экономический конкурент». Причём и тут его статус меняется. Если в предыдущие полтора десятилетия Китай в США именовался «вором рабочих мест, нечестными приёмами удешевляющим свою рабочую силу и продукцию», то сейчас он — конкурент в области высокотехнологических брендов, поскольку разрабатывает собственные хайтек-девайсы, медицинское оборудование, роботов и т.п.

Стоит помнить также «Один пояс, один путь» и десятки миллиардов долларов, выдаваемых Китаем развивающимся странам, включая африканские, по собственным китайским критериям.

Иными словами, КНР угрожает пресловутой «экономической колонизации» планеты.

В ситуации, когда любая страна будет иметь возможность выбирать между американскими технологиями и кредитами — и китайскими, давление «вашингтонского обкома» на непокорные страны может стать неэффективным.

И во-вторых.

Мы с вами — находясь в секции «главный геополитический конкурент» – представляем угрозу не сами по себе.

Россия ведь не грозит запустить ракеты на Гуам, не рассылает своих диверсантов в Европу давить людей фурами и не пропагандирует, в отличие от СССР, ничего такого, что может подорвать традиционный западный образ жизни (с этим Запад, как легко заметить, отлично справляется и сам).

Нет, наша функция на рынке угроз в другом.

Мы – защищаем от карающей базуки американского правосудия настоящие угрозы безопасности. Северокорейцев-владеющих-оружием, Асада-убивающего-собственный-народ, Иран-спонсирующий-терроризм. Мы не даём США доминировать на силовом поле.

В известном смысле Россия выполняет ту же функцию, что Китай — только не в экономическом, а в военно-политическом сегменте.

Если КНР в перспективе выступает с альтернативным технологическим и финансовым предложением остальному миру — то РФ предлагает миру «альтернативную крышу». И спасение Сирийской арабской республики от уже прописанной ей судьбы — в этом плане есть возмутительно эффектная акция русского силового пиара.

И тут мы можем процитировать ещё одну умную американскую аналитику под названием «Русско-китайский тандем меняет мировую власть» (автор — видный экс-аналитик ЦРУ): «Консенсус в американском правительстве и академических кругах продолжает утверждать, что, несмотря на известное сближение Китая и России, каждая из этих стран более заинтересована в развитии хороших отношений с США, чем друг с другом (…) Однако осознайте: время, когда США могли заставить КНР и Россию играть друг против друга, уже прошло».

Иными словами — да, оба «главных конкурента Америки» не хотят быть её конкурентами, а хотят торговать и дружить.

Но угроза — настоящая угроза всё ещё живому Pax Americana — в том, что эти два главных конкурента не имеют противоречий между собой. Поэтому давление на любого из них приведёт лишь к их большему сближению. А сделать России или Китаю выгодное «предложение дружить против соседа», подобное тому, что сделал КНР Киссинджер в 1970-х — Америка сегодня не может.

Главным образом — потому, что за годы глобального доминирования она разучилась что-либо предлагать. А давить, как легко заметить, у неё получается всё хуже.