Великий кризис рушит современный строй, что готовит нам будущее?
На модерации
Отложенный
Общественные кризисы могут быть самыми разным по масштабам и поражаемым сферам деятельности. Самым большим является эволюционный кризис цивилизации – он поражает целую цивилизацию и все сферы деятельности. Эволюционный кризис завершает очередную эпоху общественного развития стран цивилизации и его тяготы связаны с трудностями перехода к следующей эпохе. Именно в такой кризис сегодня погружается европейская цивилизация – пусть и в разной степени он развивается во всех входящих в ее состав странах и во всех сферах деятельности – политической, экономической, социальной, научной, культурной, военной и т.д. вплоть до семейной.
В арабском русле процесс перехода на индустриальный этап был запущен офицерскими революциями 50-60-х годов. В результате в части арабских стран начала внедряться индустриальная организация общества и стали ускоренно распространяться идеологии социализма и либерализма. В итоге общественное сознание арабских стран начало из феодального постепенно трансформироваться в индустриальное.
Однако феодальные политические силы не хотели уходить без боя и предприняли контрнаступления. Сначала они победили в Иране, который развивался в параллельном и соседствующим с арабским среднеазиатском цивилизационном русле. Но так как многие важные элементы индустриальной организации общества были муллами сохранены, можно считать, что переход Иран на индустриальный уровень развития только застопорился – перешел в вялотекущую форму постепенного распространения в общественном сознании представлений индустриальных идеологий.
Пример Ирана соблазнил аравийские монархии попробовать вернуть в феодальную эпоху и арабский мир. Развитие европейского индустриального общества продемонстрировало аравийцам, что крушение их монархий является вопросом времени. Причем ближайшего. В свою очередь сверхвысокие нефтяные цены нулевых годов обеспечили аравийцев нужными для организации феодальной контрреволюции финансовыми ресурсами.
Но и из такого варианта ничего не получилось – контрреволюция вышла из-под контроля. И большая часть арабского мира лишь погрузилась в жестокую смуту. «Арабская весна» стала только вторым после иранского этапом контрреволюции мусульманских патриархальных элит. А сегодня в форме «всемирного джихада» контрреволюция быстро распространяется на весь исламский мир, большинство стран которого разными путями начали переход на индустриальный этап развития.
Так что высока вероятность, что контрреволюционный пожар в ближайшее время охватит существенную часть азиатского, африканского и европейского континентов. Если этот пожар не потушить, что пока это не очень удается сделать, исламский мир скорее всего выгорит до состояния нынешних руин сирийских городов. Только так цивилизации исламского мира перейдут на индустриальный этап развития – исламский мир повторит историю европейских буржуазных революций.
Переход африканской цивилизации на феодальный этап общественного развития был запущен процессом деколонизации и протекает с характерной для такого перехода жестокостью. Ее главным источником является конкуренцией на африканском континенте патриархальных религий – христианства и ислама. К ней добавляется борьба христианских и исламских неофитов с приверженцами архаичных культов.
Поэтому в африканском эволюционном кризисе каждый участник ведет борьбу одновременно на два фронта. И вряд ли всеафриканская религиозная война завершится хотя бы в среднесрочной перспективе – скорее потребуется смена хотя бы двух поколений африканцев.
Для преодоления кризиса перехода европейской цивилизации потребуется не менее двадцати лет. Потому что для этого нужно будет создать принципиально новые идеологии. А так как мировоззренческие учения являются производными от философских систем, сначала нужно будет на смену материализму создать принципиально новую философскую систему. Для этого требуется переосмыслить природу мироздания, к чему современная наука совершенно не готова.
Не будет толку и от нынешних философов – они такого масштаба задачами перестали заниматься еще два века назад.
Так что как ни крути, на создание адекватного условиям новой эпохи мировоззренческого обеспечения странам европейской цивилизации потребуется не меньше десяти лет. Потом новые идеологии нужно будет внедрить в общественное сознание. Только тогда можно будет начать перестраивать в соответствие с их представлениями организацию общества и переделывать правовую систему. Ведь общество следующего уровня развития должно так же отличаться от индустриального, как индустриальное отличается от феодального. Поэтому двадцать лет для выхода европейской цивилизации из кризиса, это самый оптимистический прогноз.
При этом переход скорее всего будет сопровождаться тяжелейшими общественными потрясениями, на фоне которых история российских потрясений 90-х годов будет выглядеть общественной простудой. Так, по оценкам экономистов, повторение аналогичного российскому сценария развития кризиса приведет к снижению уровня жизни на 50% в странах Евросоюза и на 60% в США. Для Америки это приведет к гораздо большим в сравнении с российскими потрясениям.
В первую очередь потому, что в США гораздо больше в сравнении с СССР общественных проблем и, как следствие, раскол общества гораздо глубже и имеет больше измерений – мировоззренческое, этническое, имущественного неравенства, городского и сельского менталитетов.
В США уровень жизни в промышленных и сельскохозяйственных штатах выравнивается по советскому методу – федеральными трансфертами. При переходе кризиса в России в начале 90-х в тяжелую форму российские регионы первым делом перестали перечислять налоги в федеральный бюджет. Это же произойдет и в США. Чтобы ограничить падение уровня жизни хотя бы двадцатью процентами штаты-доноры перестанут перечислять налоги в федеральный бюджет.
В результате в сельскохозяйственных штатах уровень жизни обрушится не на 60, а на 80-90%. Американцы народ мобильный, поэтому сельское население хлынет в города. И там начнет отвоевывать место под потускневшим солнцем. А так как сельское население вооружено даже лучше городского, начнется в полном смысле бессмысленная и беспощадная война всех против всех. Что и приведет к повторению орлеанской истории в масштабах всей страны.
Развитие кризиса в Европе первым делом похоронит Евросоюз. И его распад не остановится на возвращении к Общему рынку. В самих европейских странах общественные конфликты перейдут в предельно жестокую форму. Этническая толерантность коренного населения богатых стран исчезнет в мгновение ока и условия жизни десятков миллионов иммигрантов быстро станут невыносимыми. Причем не только африканских и азиатских – положение восточноевропейских работников будет ненамного легче. Им придется вернуться в свои страны, в результате чего социальная ситуация в них станет катастрофической.
В результате если в богатых странах Европы уровень жизни понизится на 15-20%, то в бедных странах упадет на 70-80%. Общественные конфликты снесут нынешние правящие класс и начнется период буйства политических сил, который закончится установлением жестких авторитарных режимов.
Потому что в экстремальных общественных условиях только они способны установить и поддерживать порядок. При этом в богатых странах этнический фактор приведет к установлению гораздо более жесткой авторитарной власти – по образцу латиноамериканских диктатур.
Цивилизациям исламского мира для преодоления кризиса перехода потребуется еще больше времени. А там подоспеют кризисы перехода в латиноамериканской, китайской и индийской цивилизациях. Так что Великий эволюционный кризис, это надолго.
Хотя это будут не «темные века» – только десятилетия процесса разрушения отживших форм общества. И его ударные волны от будут гулять по планете вдоль и поперек – в глобализованном мире от них укрыться будет просто негде. Так эволюция накажет человечество за полвека легкой жизни и легкомысленного поведения.
Комментарии
Но сначала надо понять суть творчества. Потому что творчество это не только искусство. Без творчества не может существовать ни один род деятельности присущий человеку
Человек, даже в монотонном труде на производстве проявляет творческие способности, совершенствуя свои приёмы труда. Ведь так? Как вы думаете: - «Почему это происходит? Я вам отвечу, что сам мозг человека и особенности его работы заточены на творчество в самом процессе его развития.
. ТВОРЧЕСТВО ЕСТЬ сама СУТЬ РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ.
Однако, капиталу это от большинства трудящихся не очень нужно. Капиталу нужен исключительно процесс бесконечного повторения цикла производство потребление, в результате которого капитал и производит прибавочную стоимость. Нас медленно и неуклонно превращают в зомби-потребителя, создавая на нашей глупости и жадности своё благополучие для избранных.
Продолжение следует.
Но, начиная с 1917 года Цивилизационный проект СССР повлиял на все большие цивилизационные проекты: помог зародиться социальному государству на Западе, демонтировать колониальную систему. К примеру. Западный пафос отношений центра – периферии выражался превосходством сообщества метрополии. Это выражалось, в существенно более высоком их потреблении и характер отношений мирового центра и мировой периферии принципиально не менялся до появления Советского проекта в начале XX в.
САМИМ ФАКТОМ СВОЕГО существования СССР ДЕМОНСТРИРОВАЛ– ИНОЕ.
Советский проект и реализовывался, прежде всего, как протест против мира неравенства. Это был величайший замысел переустройства мира на началах социальной справедливости. Задача подразумевала преобразование всей системы жизнеустройства. Но выстроить эту систему было возможно, лишь создав нового человека, воспринимающего «другого» ни через отношение господства-подчинения, а через реализацию всеобщего равенства и братства.
Продолжение следует.
Однако вернёмся к вашему вопросу.
Сегодня в современно мире около 30% монотонных производств работают по безлюдной технологии (роботизированные комплексы). Ещё около 15% работают по частично безлюдной технологии. К концу XXI века, по некоторым оценкам ведущих западных экспертов, эта тенденция перевалит за 79-80 и даже 90%%. В том числе в сферах обслуживания, медицины и образования. Мы всё отчетливее понимаем, что в нынешней основной тенденции развития социума всё упирается в проблему лишних рабочих рук. . У капитализма на этот вызов развития социума нет разумного ответа, так как всё упирается в проблему лишних рабочих рук. А между тем, в любой парадигме общественного развития, где капитал, деньги и прибыль являются обязательным стимулом труда, пролетариат выполняет не только основную функцию трудовой деятельности, но и несёт основную функцию потребителя произведенных товаров.
НЕТ РАБОТЫ – НЕТ ЗАРПЛАТЫ, НЕТ ПОТРЕБЛЕНИЯ.
Продолжение следует.
В САМОМ ДЕЛЕ, к концу XXI века ДЛЯ КАПИТАЛИЗМА складывается парадоксальная ситуация.
Если роботы и механизмы вытеснят миллиарды людей из всех сфер производства и обслуживания, то товары произведённые капиталистом покупать будет некому, так как ни роботам ни автоматам товары не нужны. или капиталисту придётся раздавать деньги не в обмен за труд, а просто так, только для того чтобы покупались его товары. НО ЭТО ПОЛНЫЙ АБСУРД.
Маркс подобное развитие событий предвидел ещё во второй половине XIX века. В мире, как ранних, так и нынешних форм частной собственности складывается сложный и довольно противоречивый механизм общественной мотивации труда. Для трудящихся это мотив нужды, подчинения эксплуататорскому давлению и в определенной мере мотив творческого созидания. Для господствующих классов — в основном это мотив побуждения к труду других, создание социально-политических и иных условий, заставляющих людей трудиться и позволяющих отчуждать прибавочный продукт.
Продолжение следует.
Однако жестокая ирония истории заключается в том, что данная форма экономических отношений и вытекающих отсюда трудовых мотиваций оказывается самой оптимальной для развития производительных сил на определенном этапе. Именно это сегодня и происходит.
«..после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»
Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1952, стр. 15
Продолжение следует.
И ДАЛЕЕ
К. Маркс пишет о коммунизме: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация в которой свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». (К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч. изд.2, Т.4, с.447).
Иными словами, переведя это на современный язык, становится понятным, что развитие роботизации и автоматизации абсолютно всех сфер производства и обслуживания, даёт человеку истинную свободу творческого труда, высвобождая его от тысячелетней повинности зарабатывать свой хлеб в поте труда.
В этом состоянии сама наука и творчество становятся общественной производительной силой к которой будет стремиться каждый разумный член социума.
Только в таком состоянии свободы от монотонного труда, человечество может себе реально позволить сосредоточить всю творческую и коллективную инициативу и ресурсы планеты для разумного развития всех сфер жизни.
Продолжение следует.
А что у нас капитализм? Я полагаю, что достаточно вспомнить, что как только распался СССР, то следом тренд возрастания мирового неравенства был восстановлен. Разрыв между богатыми и бедными вновь оказался в динамике стремительного роста. Следовательно, для капитализма вопрос о соблюдении неравенства в потреблении, является основным вопросом в мотивации буржуя-кровососа владением средств производства в ограниченном объёме, для сохранения искусственной бедности масс.
ЗНАЧИТ, в дальнейшем КАПИТАЛИЗМ и страны ориентированные на капитализм БУДУТ ИСКУССТВЕННО ТОРМОЗИТЬ, как роботизацию, так и развитие автоматизированных производительных сил во многих регионах мира, с помощью искусственно созданных законов о торговли или с помощью различных экономических санкций. ЧТО НА ДЕЛЕ И ПРОИСХОДИТ.
Капитализм проиграет эту битву в любом случае, так как он несправедлив, циничен и предельно неэффективен в своём индивидуализме.
Приношу свои извинения ЗА ДЛИННЫЙ ПОСТ
С неизменным уважением к любому оппоненту, guenplen.
В первой половине XX века ни у кого не возникало сомнений в том, империализм есть высшая стадия капитализма, а коммунизм будет высшей стадией социализма. Однако, в конце века всё пошло наперекосяк: при Брежневе между социализмом и коммунизмом был вставлен некий "развитой социализм", который закончился диким капитализмом и олигархией, а империалисты США начали в глобальном масштабе перебрасывать приносящие прибыль и дающие хорошо оплачиваемые рабочие места производства в страны третьего мира, обедняя своих граждан.
Далее последовала череда инициированных США цветных революций, в результате которых страны попадали под управление долларовой империи. Финансы начали управлять не только мировой экономикой, но и международной политикой.
Это есть ГЛОБАЛИЗМ -- последняя стадия капитализма - империализма.
Капиталист Трамп, подсознательно понимая гибельность этого процесса, решил остановить его.
Удастся ли ему, или шею об него сломает?