Как свалить авторитарный режим Кремля? Дать русским безвиз!

На модерации Отложенный

Идея одарить русских безвизом набирает силу в Берлине. Трудно сказать, у кого она возникла изначально. Недавно её проповедовал журналист Юлиан Ханс, а теперь об этом вещает «зелёная» депутатка бундестага Марилуизе Бек. Последняя считает, что упразднение виз даст большому числу россиян возможность увидеть процветающую Европу, отчего русские люди разочаруются в путинском авторитарном режиме.
 


Недавно журналист «Süddeutsche Zeitung» Юлиан Ханс рассказал о новом витке холодной войны.


По его мнению, граница между Востоком и Западом становится всё плотнее. «И пусть новый железный занавес ещё не опущен, однако уже создан фильтр, который сокращает количество пропускаемых товаров, мыслей, идей и информации. Теперь вот и людей», — констатирует автор, имеющий в виду временные ограничения визовой политики, установленные правительством США в отношении российских граждан.

Герр Ханс не считает, что визовые санкции США коснулись Кремля: нет, от новых мер страдают по-прежнему простые российские граждане. По мнению немца, хозяину Кремля «вновь удалось» повернуть санкционный удар, ориентированный на верхушку, «на собственных граждан».

Как же избавить граждан России от бесконечных трудностей? Журналист предложил радикальный выход: хозяина Кремля поставила бы «в затруднительное положение… противоположная мера». И этой мерой журналист считает «упразднение визового режима».

Теперь об этом же заговорила на высоком парламентском уровне депутатка бундестага Марилуизе Бек. Она верит, что упразднение виз даст большому числу россиян возможность увидеть процветание Запада своими глазами. А затем русские люди разочаруются в путинском авторитарном режиме.

Марилуизе Бек (Marieluise Beck) — депутат бундестага, спикер по вопросам политики в Восточной Европе фракции «Союз 90/Зелёные». В своей статье для «Neue Zürcher Zeitung» она изложила тезисно своё видение политики Берлина в отношении Москвы.

По мнению фрау Бек, Евросоюз настаивает на силе закона, а Путин в это время «использует право сильнейшего». Как быть в такой ситуации Европе? «Требуются терпение и твёрдость», — отвечает депутат и переходит к основной части.

Россия «действует асимметрично», полагает автор. «Военная оккупация и аннексия Крыма, а также агрессия в Восточной Украине дали понять, что Кремль готов добиваться своих политических целей военными средствами», — указывает Марилуизе Бек. Обязательства по международному праву, в том числе Будапештский меморандум (Budapester Memorandum), «отбрасываются» Москвой «безо всяких сомнений». В то же время Евросоюз возражает против вооружённого насилия в европейской политике. Как для внешней политики Германии, так и для международного права важны Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия (die Schlussakte von Helsinki und die Charta von Paris), которые составляют «основу европейского мирного порядка». В то время как ЕС настаивает на верховенстве закона, Путин «использует право сильнейшего». Как же противостоять России и одновременно исключить риск военной эскалации? Для дипломатов это крайне сложная задача. Однако фрау Бек предлагает выход. Чтобы противостоять авторитарному режиму Путина, следует выполнить план из пяти пунктов.

1. Ясность и твёрдость в отношении чужой пропаганды. «Дезинформация — важный инструмент руководства России», — пишет депутат. Ясность мысли и ясность слов даёт убедительность, а потому «тоже является формой силы». «Русская пропаганда», отмечает Бек, действует «виртуозно», формирует целые «легенды», например, о том, как государства НАТО якобы «окружили Россию». Эти легенды «влияют на мышление многих граждан на Западе». Дело в том, что сама Россия расположила современные боевые подразделения на границе со своими восточными соседями.

2. Единство (Einigkeit). Путин добивается раскола Запада, и условия для этого существуют. Создание «правого интернационала» с партиями Ukip, Front national, FPÖ, AfD и сближение с герром Орбаном в Венгрии показывает, как действует Кремль в Европе. Правда, выбор Макрона во Франции оказался неудачей для этой «имперской» стратегии. Инвестиции в победу Трампа в США тоже не окупились: американская система сдержек и противовесов до сих пор работает, и яркость Трампа сильно потускнела. Что до Германии, то «старый канцлер» всё никак не превратится «в лоббиста Кремля».

Энергетический вопрос, кстати, вовсе не является германо-российским проектом: за безопасность проектов в газовой и нефтяной отраслях отвечает ЕС.

3. Компромисс означает реализм в политике. Сложные компромиссы предпочтительнее заявлений о неправоте. Тот, кто позволяет Москве выступать в роли посредника в Минском процессе, несмотря на то, что Кремль является стороной, ведущей «сомнительную войну», закончит тем, что превратится в просителя. Нужно различать главное: «конфликтующие стороны» находятся в неравном положении. Россия аннексировала Крымский полуостров и ведёт на востоке «агрессивную войну» (Angriffskrieg); украинская армия, напротив, «защищает свою территорию».

4. Поддержка предложений по модернизации. Российской экономике не хватает перспектив, население теряет покупательную способность. Инфраструктура в стране «полуразрушенная» (marode). Отсутствие верховенства закона наносит ущерб в первую очередь малым и средним предприятиям, отмечает Бек. Часть «хорошо образованной молодёжи хочет эмигрировать», и эта часть всё растёт. Страна «живёт только на газе и нефти», напоминает депутат. Деятели Кремля осознают, что систему нельзя «постоянно стабилизировать» репрессиями. Модернизация «недоступна» там, где нет «верховенства закона и демократии», повторяет автор. Запад должен подтвердить: он сделает всё возможное, чтобы поддержать модернизацию России «на основе демократических принципов». Для Запада Россия «принадлежит к Европе».

5. Visafreiheit! Безвизовый режим. Путешествия. «Пропагандистская машина Кремля, которая отравляет умы своих граждан, вынуждена противостоять свободе», — пишет Бек. Чем больше российских граждан увидит Запад с его свободой мнений и свободной прессой, жизнью без коррупционеров, но с сознательными людьми, тем быстрее «разрушится авторитарный режим Кремля», считает депутат. «Мы должны показать, что загнивающий (как предполагается) Запад делает лучшую жизнь возможной. Это может поспособствовать демократическим переменам в России», — утверждает Бек, пропагандирующая «свободу путешествий». Именно такой мирный подход следует противопоставить «силе» Кремля.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, германовед Александр Камкин сказал в своём комментарии по поводу статьи фрау Бек следующее.

Идея с безвизом может быть и здравой: во всяком случае, «будет чуть экономней ездить за границу». «Потому что контакты, — сказал эксперт «Свободной прессе», — несмотря на все сложности в наших взаимоотношениях с Западом, достаточно интенсивные. Миллионы граждан России ездят либо как туристы, либо по деловым визам, либо по научному обмену. И возможность не платить визовый сбор — что подразумевает безвизовый режим — было бы, наверное, даже и неплохо».
 

«Что же касается европейских и американских «прелестей» по сравнению с «путинским адом»… Знаете, каждый человек, имеющий голову на плечах, может сам оценить, где лучше, где — хуже.

Опять же, у всех свои предпочтения. Кто-то не может жить, например, без гей-парадов. И он, безусловно, будет в восторге оказаться где-нибудь в Сан-Франциско или в Берлине в данной атмосфере».

 

* * *

Европа и США, заметим, состоят вовсе не из сплошных радужных парадов, а эмиграция из России действительно достигает значительных величин. По оценкам Росстата, с 1989 по 2015 гг. Россию покинуло около 4,5 млн. человек. При этом узнать точное число покинувших «бывшую» родину не представляется возможным, поскольку методология учёта миграционных потоков за последнее десятилетие поменялась (об этом указывалось в докладе Комитета гражданских инициатив).

Похоже, сторонники «демократических перемен в России» выработали единую линию противодействия Кремлю и уже сформировали рабочий план. «Силовым» намерениям Путина Запад возразит мирной инициативой: открыто допустит всех желающих российских граждан в свободную Европу.

Упразднить въездные визы для российских граждан — что может быть проще? Тем самым благословенный западный рай откроется для несчастных русских с их «полуразрушенной» инфраструктурой и коррумпированными бюрократами. «Авторитарный режим Кремля» тотчас рухнет.

Одно только «но»: «зелёные», которых представляет фрау Бек, большого влияния в бундестаге не имеют.
 

Обозревал и комментировал Олег Чувакин