Мысль и Бог
На модерации
Отложенный
Не важно, есть Бог реально или нет. И в том, и другом случае мы верим или мыслим его существование или несуществование. Стало быть, первичной является МЫСЛЬ. Она-то и служит нам опорой в нашем реальном бытии. Более того, убеждённость в том, что никакого Бога нет, даёт человеку то преимущество, что он вынужден опираться, прежде всего, только на себя, развивать свою способность мыслить и действовать сообразно обстоятельствам и выводам из анализа конкретных условий своей экзистенции.
Вера в помощь абстрактных высших сил расхолаживает человека, ослабляет его волю, питает иллюзиями и низводит его в конечном итоге до положения раба всех тех, кто присвоил себе право распоряжаться его свободой и манипулировать им в своих интересах.
Вот что писал в свете сказанного древнеримский философ Сенека:
Душа – это Бог, нашедший приют в теле человека.
Пусть будет нашей высшей целью одно: говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.
Требуй, чтобы я сам управлял жизнью, а не был влеком ею.
Дуализм в вопросе о существовании/несуществовании Бога был присущ французскому математику, физику, философу и писателю Б. Паскалю (17 в.). Он полагал, что если версия существования бога не верна (допустима и противоположная версия), то человек ничего не проигрывает, и призывал учиться хорошо мыслить, ибо «всё наше достоинство состоит в мысли», которая и составляет «принцип нравственности».
Через сто лет такой же нравственный императив сформулировал Иммануил Кант.
Теперь сопоставим эти максимы с тем, как мы живём, и ужаснёмся.
1 сентября 2017 г.
Комментарии
И приведёт это человека непременно к прелести. Из-за сволочной своей натуры положит человек обязательно глаз свой на жену своего ближнего, на вола его, на осла его и пр. Ни перед чем не остановится. Даже и перед мокрухой. О чём, кстати, вся история человечества и говорит.
Паскаль считал, что, соблюдая заповеди, человек в любом случае станет порядочным, если даже Бога и нет.
притча "Жестокость верующих"
Однажды Мастер сказал епископу, что у верующих есть врождённая склонность к жестокости.
— Как это понимать? — спросили его сбитые с толку ученики после того, как епископ ушёл.
— Все они с лёгкостью пожертвуют человеком ради достижения цели, — ответил Мастер.