Агония атеизма в 1937 году и смерть его в 21 веке

На модерации Отложенный В январе 1937 года была проведена Всесоюзная перепись населения, итоги которой не вошли в официальные справочники. И уж совсем неожиданным оказалось включение в перепись рукою самого Сталина вопроса об отношении к религии.
После двадцати лет гонений на религию вопрос об отношении к вере поставил верующих в сложное положение. С одной стороны, люди опасались преследований за религиозные убеждения. С другой - люди боялись Божьей кары за отречение от веры. Распространились слухи, что на верующих будут смотреть как на кулаков или же их станут высылать в особую республику. Опасались, что детей верующих будут выгонять из школ, а взрослых - с работы. Одним из самых распространенных оказался слух о введении особого налога на верующих. Священники призывали своих прихожан не отрекаться от веры. Довольно часто звучали родительские угрозы: "Если запишешься неверующим, то ты мне не сын!"
В этой обстановке счетчикам и переписчикам пришлось приложить немало усилий, чтобы население решилось ответить на вопрос о религии. Инструкция требовала выяснить у респондента, верующий он или нет, а затем назвать свое вероисповедание: православный, католик, мусульманин и так далее. Причем на сталинский вопрос о религии каждый должен был ответить лично. На него запрещалось отвечать родственникам.
Благодаря переписи 1937 года сегодня мы располагаем уникальными сведениями о религиозности населения страны в годы атеистических гонений. Прогнозы о сплошном атеизме не оправдались. Превозмогая страх, верующими себя признали 56,7% ответивших на этот вопрос, или 55,3 млн взрослого населения. Неверующих было насчитано 42,2 млн человек. Представление, будто верующие, за редким исключением, были пожилыми людьми, не оправдалось. Даже среди 16-19-летних молодых людей верующими себя признала треть.
На территории страны оказались распространены девять основных вероисповеданий. Разумеется, подавляющее большинство опрошенных исповедовало православную веру. Затем шли католики, протестанты, армяно-григориане, мусульмане, иудеи, буддисты, ламаисты и шаманисты.
Более полувека сведения о так называемой сталинской переписи были скрыты в глубинах архивов. Как было сказано в официальных документах, при ее проведении были допущены серьезные методологические ошибки, приведшие к недоучету населения. Совет Народных Комиссаров своим постановлением от 25 сентября 1937 года признал организацию переписи неудовлетворительной.
Итоги ее были аннулированы. В 1939 году состоялась новая перепись, в которой вопрос о религии отсутствовал.
Загадочной остается цель, которую преследовал Сталин, внося в перепись вопрос о вере. Извлек ли он урок из сведений "дефектной" переписи? Вместо того чтобы строить предположения, вспомним некоторые факты. С момента переписи 1937 года разрушение церквей в Советском Союзе прекратилось. Из ссылок стали возвращаться священники. Этот процесс пошел особенно интенсивно с началом Великой Отечественной войны. В дни празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне многие российские газеты облетело сообщение, в котором утверждалось, что, когда фашисты подошли к Москве, по приказу Сталина в столице и в Ленинграде были проведены два крестных хода с Казанской иконой Божьей матери. И так совпало, что после этого наметился перелом в борьбе с фашизмом. И уж совершенно неопровержимый факт: с 1943 года Сталин начинает регулярно общаться с высшими церковными иерархами, а в "безбожной" стране вновь открываются сотни храмов. А факт, что данные переписи 1937 года в массе своей были уничтожены, но при этом сохранились сведения о религиозной принадлежности, разве не свидетельствует, что этими сведениями пользовались?
В XXI веке, когда Россия вновь обратилась к вечным ценностям, вопрос о религии был бы очень уместен в переписи. Как строить политику государства, не учитывая религиозного настроения и мировоззрения народа?
Вопрос о вере интересует сегодня очень многих. Несмотря на то что он "очень личный", его задают собеседникам корреспонденты. В школах опросы учащихся проводят учителя - ведь им это весьма важно знать, прежде чем начать излагать гипотезы возникновения мира или же излюбленную атеистическую теорию происхождения видов. А возможно ли помогать определить детям жизненные ориентиры и ценности, говорить о смысле жизни, не зная, во что верят ученики?
Полагаю, что включение вопроса о вероисповедании в опросные листы переписи будет означать смерть атеизма как мало-мальски жизнеспособного мировоззрения, способного влиять на ход истории России. Уж если в 1937 году народ, запуганный репрессиями и коллективизацией, не побоялся принять этот "вызов", то сейчас он ответит снующим по подворотням Интернета безбожникам легко и свободно.