Кому выгодны потери потоков туризма в Абхазии
На модерации
Отложенный
Убийство россиянина Сергея Кабанова на одном из абхазских пляжей вызвало громкий информационный резонанс. Имиджевый урон республике нанесен нешуточный – и во многом эта заслуга, увы, принадлежит СМИ и сетевым ресурсам, готовым ради интернет-трафика сочинить любой заголовок. При этом сама новость о задержании сначала первого, а через три дня – второго подозреваемого в убийстве интересует разве что роботов, собирающих подборку для своих поисковиков. Куда примечательнее комментарии к новостям, где старательно критикуются позитивные отзывы об отдыхе в Абхазии, и тут же нагнетается негатив, отпугивающий потенциальных туристов
В летний голод СМИ выживают как умеют
Уровень интеллекта граждан, расписывающих деградацию туристического сервиса и «ужасы пребывания» в Абхазии, вполне определим непосредственно по текстам. Впрочем, каков заголовок у новости – таковы и основные настроения комментирующих. В этом можно убедиться на примере недавней публикации уральского информагентства «Ура.ру» под заголовком «Что творится в Абхазии, где убили русского туриста» – желающим ознакомиться, как говорится, гугл в помощь. Расчет на то, что впечатлительный человек откажется от поездки в обозначенный регион, вполне очевиден. Главное – грамотно расставить нужные акценты…
Содержание упомянутого материала, как и содержание иных подобных «произведений» современной «журналистики», пусть остается на совести авторов и редакторов. Кстати, вряд ли факту публикации обрадуются нынешние совладельцы ресурса под названием «Ура.ру» – которые, по отдельным данным, имеют двойное гражданство и посему (учитывая требования законодательства РФ) не хотят привлекать к своим персонам излишнего внимания. Тем более – когда речь идет о внимании правоохранительных органов.
Впрочем, свет клином на одном примере не сошелся. Судя по тому, какие заголовки котируются в лидерах на первой странице интернет-поисковиков, желание заработать на негативе только растет, и Абхазия в случае с убийством россиянина просто по умолчанию разделила участь других туристических маршрутов, попадающих под шквал моментально раскрученной критики. Не сложно увидеть и понять, как соотносится сетевая активность по внедрению негатива в адрес всей Абхазии с фактом нападения на россиянина – сложнее разобраться в том, кому это выгодно.
Где-то чаще, а где-то реже…
Понятное дело, что Абхазия – это не Египет и не Турция. Само собой, в каждом туристическом регионе есть своя специфика, свои очевидные плюсы и минусы. В связи с чем никто не собирается оспаривать чье-то частное мнение и агитировать за непременное посещение абхазских достопримечательностей и пляжей. Да, человек погиб и его не вернуть. Да, произошедшее – серьезный повод для местных властей сделать выводы и усвоить уроки, не допуская подобного впредь. Но если посмотреть на криминальную статистику, Абхазия как место для спокойного и безопасного отдыха на морском побережье вряд ли входит в список регионов с набором всевозможных рисков для туризма. Любителям поспорить предлагается оценить нынешнюю обстановку в Египте с недавним нападением на туристов в Хургаде с куда более печальными последствиями в виде многочисленного количества погибших и раненых. Заказчиков бойни в Хургаде нашли? А заказчиков еще более ранних, апрельских терактов в Танте и Александрии?
Хроника абхаских событий – на виду в открытом доступе. Первого подозреваемого в убийстве россиянина задержали 12 июля, на следующий день после трагедии. Второго подозреваемого сотрудники органов безопасности Абхазии задержали 16 июля. Власти таким образом дали четкий сигнал: они в состоянии оперативно реагировать на обстановку и при необходимости исправлять ошибки, а правоохранительная система в республике эффективна и работоспособна. Это важно, в том числе и потому, что речь идет о Кавказе с его уважением к тысячелетним родоплеменным традициям. И как раз выходит, что немалое количество сетевого негатива опирается именно на зафиксированные противоречия в представлениях «цивилизованного европейца» о местном гостеприимстве и традициях.
Все чаще приходится наблюдать, как растет критическая масса негатива в адрес народов Кавказа. По поводу той же Абхазии утверждается, что местные жители на самом деле ленивы и жадны, а молодежь мается от безделья и пристает к чужим девушкам.
Аргументы, прекрасно работающие на одну общую задачу: внедрить и закрепить в сознании потенциального гостя мысль о том, что посещать края с «отсталым и феодальным» общественным укладом становится все рискованнее. Тем более – проводить там отпуск. А вот соседняя Грузия – другое дело: там и с сервисом, и со всем остальным все в порядке, «не верите – приезжайте и убедитесь». Совсем так ненавязчиво и без подтекстов, не правда ли…
Справедливости ради следует отметить, что негатив в социальных сетях и в комментариях к материалам в СМИ далеко не всегда связан с запланированными информационными кампаниями, получающими поддержку через подконтрольные масс-медиа. Хотя не исключено, что новые темы у дежурных по прокачке негативного (антироссийского, разумеется) тренда черпаются в том числе и из пространства чьих-то личных аккаунтов. Был бы повод поскандальнее, а уж инструменты и методы раскрутки найдутся…
Государственное против государственного: когда ложь – не порок, но преимущество
Пожалуй, самый красноречивый пример искусственно негативного отношения к народам Кавказа – это Чечня. До сих пор не прекращающиеся попытки дестабилизировать обстановку в этой республике говорят об искусственном характере происходящего. Цель – дискредитация властей и разжигание конфликтов на межэтнической, межнациональной и межкультурной почве. И для этой цели все средства хороши. Уже на практике неоднократно доказывалось, как быстро и профессионально реагирует на вооруженные провокации чеченский спецназ. Здесь по понятным причинам желающим раскачать ситуацию ловить нечего. Нанимать провокаторов и террористов стало накладно – а в случае осведомленных свидетелей еще и чревато для заказчика.
Что еще остается делать бенефициарам, чтобы дискредитировать Грозный в глазах международной общественности? Вот и берутся за любую ложь, которая обретает видимость реальной правды с помощью тиражирования через лояльные «СМИ». В последний раз так было с раскрученной истерикой о «преследовании геев»…
Ни для кого уже давно не секрет, что на Западе тема нарушений прав человека в регионах России является одной из ключевых в стратегическом плане информационного и геополитического давления. От этой темы западные «защитники демократии» просто так не откажутся – и не только потому, что к ней причастно огромное число кормящихся исполнителей, встроенных в целую социальную пирамиду с Госдепартаментом США на верхушке.
Будет ли Абхазия исключением в этой схеме? Однозначно нет. Об этом свидетельствуют последние заявления Грузии на уровне представителя в ООН, зафиксированные на днях: с высоких трибун снова заговорили о «важности создания международных механизмов по обеспечению безопасности и необходимость контроля за соблюдением прав человека в Абхазии и Южной Осетии».
Внешнеполитическому ведомству Абхазии пришлось в очередной раз реагировать на свежую информационную атаку со стороны Тбилиси. На сайте МИД Абхазии разместили следующий ответ:
«…К сожалению, грузинская сторона продолжает использовать различные международные площадки для распространения ложной и однобокой информации о событиях в Абхазии. Пользуясь протекцией своих западных партнеров, Грузия блокирует участие представителей Абхазии в работе любых международных институтов… Обвинения грузинских политиков в том, что в Республике Абхазия происходят серьезные нарушения в области прав человека, носят исключительно политизированный и популистский характер…».
В связи с этим напоследок – четко зафиксированный факт. Известный в Евросоюзе общественный деятель Томас Хаммарберг еще в прошлом году возглавил под эгидой ЕС специальную миссию и побывал в Абхазии, изучив обстановку непосредственно на месте. После чего выпустил доклад о том, как в республике соблюдаются права человека. Видимо, этот доклад – несмотря на весь авторитет господина Хаммарберга у своих западных коллег – не содержал ничего политически ангажированного и нужного для критики властей на Кавказе, раз на него не ссылаются нынешние «поборники демократии».
Зато эти «поборники» ссылаются на что угодно, лишь бы не прерывался негативный информационный поток. Что еще раз говорит об очевидном.
Комментарии