Цена вопроса

 

Сколько стоит оттолкнуться от дна? Или пусть не дна, дно – образ художественный, почем смена направления: сколько стоит перестать идти вниз и начать подниматься?

Дорого стоит. Очень дорого. У нас столько нет.

Первое. Нужно перестать любоваться собой и считать себя самыми умными. Точнее, даже не так. Считать себя САМЫМИ умными можно. Это будет правда – остальные глупее. Но нужно допустить мысль, что наша самая умность, на самом деле, изрядная глупость. И что остальные не просто глупее нас, а ЕЩЕ глупее. Нужно понять, что в своем огромном множестве наши так ценимые нами наши идеи – случайно услышанные и весьма мало понятые обрывки реальных мыслей. И что относится это в равной степени к клерикалам и атеистам, традиционалистам и новаторам, националистам и коммунистам, тоталитаристам и либералам... Всюду лоскутья. Из которых, в принципе, можно сшить одеяло. Но для этого надо уметь шить. А мы не просто не умеем – мы не понимаем, что не умеем. И потому мерзнем под несшитыми обрывками правды.

И здесь требуется не просто отказ от самопревозношения. Цена много больше. Нужно признать, что другой умнее тебя в том или ином отношении, что другой лучше тебя в том или ином отношении. А это для нас еще сложнее, чем признать собственное несовершенство. Способны мы на это, разве что глядя на выдающихся спортсменов. Там да – там не посомневаешься. Но всюду, где есть хоть какая-то возможность сказать "Я не хуже", мы за эту возможность цепляемся судорожно, двумя руками. Мы таким образом самооценку свою повышаем. Только самообман для этого не лучшее средство – он со временем рассеивается. И оказывается, что годы, которые можно было потратить, чтобы становиться лучше, ты потратил на уговоры себя, что и так хорош. Просто – загляденье, лучше не бывает... И уж точно – не хуже других.

Но отказаться от довольства своим умом – это далеко не вся цена. Второе, что нужно – научиться жалеть о сделанным. Нужно научиться громко говорить "Ну, и дурак же я был!". Или хуже того – "Ну, и скотина я был!". Это совершенно необходимо. Без этого не перестать быть скотиной. И мало того – не убедить других, что хочешь перестать.

С этой валютой у нас полный швах – на такое не способен никто. Поэтому и относимся мы друг к другу соответственно.

Здесь мало один раз процедить сквозь зубы "Ну, да, допустим, что я тогда-то был не на сто процентов прав".

Нужно много больше. Нужны систематические сеансы публичного покаяния-очищения лидеров перед теми, кого они ведут. И не в форме общения Путина с народом: лакированные ответы на полированные вопросы. Нужна чистка с песочком. С хлоркой. Особенно поначалу. Пока не счистим накопившуюся грязь. Такие бани должны стать основой общественной гигиеной. Иначе нами так и будут верховодить люди с грязной душой.

Кто готов сегодня на такую чистку себя? Никто не готов. Очень это дело трудное. А без него ничего не получится. Лидеры должны быть отмыты до дыр.   

Третье – нужно делиться. Пока мы такие разлибералы, что кто сколько урвал, столько и его, и не надо считать деньги в чужих карманах, нам не то, что в политике – нам в общественной жизни нечего делать. Не может быть успешным общество, где каждый наровит урвать себе кусок пожирнее. Любое бриллиантовое колечко – чей-то недоеденный кусок.

Четвертое – нужно перестать сердиться. Нужно стать доброжелательным, захотеть помогать другим. Тоже валютка не для нищих душою.

И пятое. Нужно перекроить себя. Так, чтобы доля забот об обществе стала больше. Сегодня не так много тех, у кого эта доля вообще заметна. Я сам, моя семья, мои друзья, моя работа, мои увлечения... Всё. Для моего общества места нет. Гражданин (то есть тот, кто отождествляет себя с обществом) у нас маленкий-маленький!.. Без микроскопа и не увидишь. Как же нам с такими маленькими гражданами устраивать в нашем обществе гражданское общество? Никак. Для этого кирпичи нужны, а у нас – песчинки.

Но пятое – это как раз не самое сложное. Это, в конечном итоге, во многом – вопрос моды: интересуемся мы политикой или футболом. А вот остальное – очень трудно.

Чтобы поменять жизнь, нам нужно поменять себя. И даже не поменять – менять все время, постоянно. А для этого надо захотеть менять себя. А мы не хотим. Мы себе нравимся. Нам другие не нравятся. Нет у нас этих денег – недовольства собой. А значит нет и желания богатеть душой – становиться лучше.

Мы и не становимся.

В общем, дорого это – менять нашу общую жизнь. Не по карману. Вот мы на Путина и валим. Так проще.

А что Путин? Путин у нас ровно такой Путин, какого мы, пардон за банальность, заслуживаем. Или – совсем крамольная мысль – даже чуть лучше, чем мы заслуживаем.