Выборы-2012: актеры и роли

На модерации Отложенный Ну вот и настал экватор. В трудах праведных, в заботах о коррупции, милиции и модернизации достиг президент Медведев двухлетней годовщины своей инаугурации. Теперь впору подумать о президентских выборах-2012.

МЫ ПОСОВЕЩАЕМСЯ, И Я РЕШУ

Впрочем, гадать о том, будет ли Дмитрий Анатольевич в них участвовать, занятие не слишком плодотворное. Определять реальных политических участников действа не нам, и даже не ему. Как мог бы сказать по этому поводу Владимир Путин: «Мы посовещаемся, и я решу».

О том, что именно решит Владимир Владимирович, нас и Медведева проинформируют, когда придет время. Медведева пораньше, нас попозже. Интригу, скорее всего, Путин будет сохранять как можно дольше, чтобы аналитики все это дело анализировали, комментаторы комментировали, а политологи политизировали. Особенно важно последнее, поскольку выборы-2012 на самом деле не будут иметь характера политического действа. Они станут развиваться по законам телевизионного шоу. Но для того, чтобы шоу хорошо смотрелось, чрезвычайно важно поддерживать иллюзию развития политического процесса.

В ЧЕМ ЖЕ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ И ШОУ?

Главная задача на выборах – победить. Политическому актёру (иначе говоря, деятелю) важно не столько собрать большую аудиторию, сколько привлечь собравшийся электорат именно на свою сторону. Для этого актёр излагает программу, критикует соперников, сулит избирателям золотые горы и доходчиво объясняет, по каким таким объективным причинам эти горы ему не удалось воздвигнуть в ходе предыдущего политического цикла.

Главная задача политического шоу (как и любого шоу) – наполнить зрительный зал. Актёру важен аншлаг. Пусть соберется побольше народу. Пусть народ этот следит за напряженностью действа. Пусть зрители сопереживают, хохочут, кидают на сцену цветы, а в урну бюллетени. Лишь бы не было впечатления скуки и безразличия. Поскольку полупустой зал – это первый признак того, что в скором времени играть основные роли будут совсем другие актёры.

Выборы-2012 будут строиться по законам шоу. Понятно, что в любом случае победу на них одержит герой-любовник, причем, скорее всего, уже в первом туре. Но вот кому доверят другие роли? Кому дозволят разогревать почтеннейшую публику для того, чтобы она не засиделась в буфете или, что хуже, совсем не покинула зал после первого же акта?

ВЕТЕРАНЫ СЦЕНЫ

Ну, ясно, что не обойдется без старика Зюганова. Выборы без Геннадия Андреевича, это все равно, что «Поле чудес» без Якубовича. И надоело уже вроде за столько-то лет, и смотреть тошно, и все репризы давно известны, и скука смертная в глазах самого шоумена читается совершенно откровенно. Но есть ведь устойчивая зрительская аудитория (то бишь, электорат).

Люди приходят, занимают места в задних рядах (где подешевле), сопят, хрипят, кашляют. Скрипят… то ли стульями, то ли суставами. И создают впечатление, будто все это действо им еще интересно.

И ведь на самом деле интересно. Причем не потому, что в этом избирательном шоу есть что-то действительно захватывающее, а потому, что все остальное в их жизни еще скучнее. Проголосуешь раз в четыре года за Зюганова – и солнце становится ярче, как в юности, и вода мокрее, и Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди…

С Жириновским похожая история. И в то же время совсем непохожая. Владимир Вольфович, как и Геннадий Андреевич, – заслуженный ветеран сцены. Так просто его с нее не сгонишь. Драйв, конечно, уже не тот, что в памятном 1991-ом, когда молодой и полный сил Вольфович впервые вышел на сцену, где сражался с покойными ныне Ельциным, с Рыжковым-старшим, с генералом Макашовым и с колоритнейшим Аман-Гельды Молдагазыевичем Тулеевым. Но и по сей день, если Жириновского в тихом месте, как писал Жванецкий, прислонить к теплой стенке, с ним еще очень даже можно поговорить.


Совсем недавно они с Путиным разыграли в Думе блестящий скетч на тему «Лужков и вывод капиталов за границу». Ну, подумайте только, есть ли более скучная тема, чем «Лужков», да, к тому же, взятый со всеми его капиталами? А Владимир Вольфович с Владимиром же Владимировичем сделали из этого маленький шедевр политической эстрады.

Так что Жириновский во время президентской кампании просто необходим. Ему не дадут отсидеться за спиной своего охранника, как было на выборах-2004. Будет отрабатывать народные деньги, ставшие за время его политической карьеры деньгами либерально-демократическими.

Владимир Вольфович будет играть не для задних рядов, как Геннадий Андреевич, а для передних, где места подороже, и жажда развлечений посильнее. Для тех, кто в передних рядах, надо все время придумывать что-нибудь новое, что-нибудь остренькое, что-нибудь с перчиком. Не про Лужкова, так про Батурину. Не про Батурину, так про Церетели… Или про последний бросок Лужкова, Батуриной и Церетели на юг. С таким мастером разговорного жанра, как Жириновский, вполне возможно процентов десять электората дотащить до избирательных участков.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЛАБРАДОРА КОНИ

А кто еще должен выйти на сцену? Понятно, что нельзя проводить выборы без технического кандидата. Должен быть обязательно некий Миронов-Богданов. Роль его, впрочем, не стоит преувеличивать. Это что-то вроде «Кушать подано» – одна реплика, одно появление на сцене, один тусклый взгляд, брошенный в зрительный зал.

Поскольку у нас установилась традиция обновлять технического кандидата к каждым новым выборам, можно предположить, что и в 2012 г. почтеннейшей публике будет представлен актёр, извлеченный откуда-то из кремлевских запасников. Не стоит гадать, кто это может быть. В принципе, сгодится и лабрадор Кони, дай бог ей здоровья в 2012 г.

Гораздо интереснее, сыграет ли вновь на большой политической сцене Григорий Явлинский? В год выборов ему как раз стукнет шестьдесят, и он перейдет, наконец, из разряда молодых, перспективных экономистов, способных провести правильную экономическую реформу начала 90-х гг., в разряд ветеранов сцены, по которым искренне соскучились зрители.

Если Явлинский выйдет на сцену, в зал просочатся все те, кто с искренним интересом смотрел в 1989 г. телетрансляции съезда народных депутатов, кто посещал митинги, а также те, кто разделял идеи программы «500 дней» и по сей причине не успел поучаствовать в разделе имущества советских госпредприятий. Безраздельная любовь к Явлинскому этой части зрителей политического шоу-2012, бесспорно, поднимет градус общего интереса к выборам и даст возможность проголосовать той части электората, которая при отсутствии демократического кандидата либо унесет свой бюллетень, либо вообще унесет ноги подальше от избирательных участков.

Ну, вот, вроде бы, основные роли распределены. Актёры, конечно, есть и другие, но вот ролей для них г-н Сурков не написал. Те, кто не вписываются в сценарий, будут отсеяны на подходе к залу. Лимонов пересидит выборы в каталажке, Касьянов запутается в бороде г-на Чурова, а про Немцова избиратель узнает много ужасающих фактов из ролика, выложенного в интернете героями «Молодой гвардии Единой России».

Есть еще, правда, на политической сцене партия «Правое дело». Но «правым» лишь после выборов сообщат из Кремля, кто ж, наконец, назначен их новым партийным лидером. А потому «Правое дело» будет готовиться к кампании-2018, когда ветераны политических шоу уже сойдут со сцены, и режиссер выборов станет раздавать актёрам новые роли.

Оригинал: http://slon.ru