Реактивность и активность

 

Август. Время отдыхать. Лента замерла. Событий никаких. Сеть лениво дожевывает встречу НТВ со зрителями и достоинства лизиного платья на фоне судопроизводительных спецовок. История про санкции уже почти переварилась. Свежака никакого. Ску-ука!

Нет, если кобылу щелкнуть по носу еще раз, она, конечно, взмахнет хвостом. Просто сегодня ничего не щелкает. Может, завтра?..

Протест – очень точное слово. Его природа реактивна: протест он всегда реакция на что-то, он протест против чего-то. Есть что-то – есть протест. Нет – нет. Власть делает что-то плохое – мы протестуем. Ничего не делает – молчим. Попробуй попротестуй, когда нет против чего?

Для власти это просто чудесно. Чтобы погасить протест, не нужно ничего делать. Нужно не делать. А она и так не сказать, чтоб очень деятельна была. Зачем? То есть дела-то делаются всё время, конечно: потоки денежные текут. Но только мы об этих делах ничего не знаем. Если, конечно, власть не хочет, чтобы мы узнали и заволновались. А она иногда хочет. Потому что она добрая. Она понимает, что нам без зрелищ никак невозможно.

Этим протест отличается от оппозиции. У протеста есть только слово "нет". А у оппозиции – еще и слово "да". Оппозиция хочет не так, как делает власть. По-другому. А еще у оппозиции есть цели и методы, которыми она рассчитывает своих целей добиваться. И эти цели не один только захват власти. Захват не цель, а средство. Цель же – что с властью делать. И не в личном плане. Это-то хорошо известно.

У нас оппозиции нет. Есть муляжи. Самый яркий – либерал-демократизм господина Ж.. Не менее яркий – православный сталинизм коммуниста З.. Еще чуть менее яркий... а впрочем, чего я вам рассказываю – вы же сами всех кукл знаете: четверть века мы наслаждаемся их спектаклем...

Кого в этом винить? Того, кто устроил театр, или того, кто исправно платит за билеты?

Меня больше интересует вторая категория. Потому что я сам из нее. Без зрителей театр не живет. Раз мы покупаем билеты, раз аплодируем или даже свистим, значит мы и ответственны за существование балагана.

Но нам же скучно!.. Как же нам без зрелищ?..

Понимаю. Но тут есть выход. Можно оставить им их игры и начать играть в свои. Тогда скучно не будет.

Как? Очень просто. Определить, что мы хотим, и начать это делать? Нет – не то, чего мы НЕ хотим. Чего не хотим – известно. Определить нужно, что хотим. С этим проблема.

Почему проблема? Потому что мы хотим невозможного. Все. И горюющие по сладким николаевским временам. И мечтающие пожить при Брежневе-Сталине. И даже завидующие успехам Эстонии. В одну реку нельзя войти дважды. И из бревен не построить готический собор. Кижи – можно. Нотр-Дам – нельзя.  

Здесь самое было бы время писать о том, что нам можно и нужно было бы хотеть и делать. Но... смысла нет. Потому что проблема у нас не столько в том, что мы не знаем, что хотеть и делать. Проблема в том, что неохота. Поворчать по поводу власти – это можно. Посмеяться – это с удовольствием. Это мы всегда любим. А делать?.. Делать – нет. Что, нам делать нечего?

Дел у нас, и в самом деле, хватает. Но – личных. А до страны руки не доходят. Вот поэтому и наблюдаем, как они, руки эти самые, доходят у других людей. Не слишком чистые руки.

Ну, так чего жаловаться. Мы то свои, чистые и надежные, спрятали...