"Нет никакой русской души". Датчанин о России
На модерации
Отложенный
«Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно», — писал Достоевский.
Уловить меланхолию, которая считается одним из неотъемлемых ингредиентов русской души - становится целью некоторых деятелей искусства, которые приезжают в Россию из других стран. Они уверенны, что русскому человеку не нужно никаких причин для того, чтобы погрустить, пострадать или поговорить на фундаментальные, откровенные темы, затрагивающие самые далекие уголки души. Корреспондент датского журнала Politiken в России размышляет о том, какие они на самом деле, русские? Так ли они меланхоличны на самом деле?
Это был один из тех вечеров, когда ты спинным мозгом чувствуешь, что ты — в России. В хорошем смысле. Дома у Галины и ее семьи в скромной, но уютной квартире на окраине города-миллионника Екатеринбурга у Уральских гор.
Настоящий ковер над диваном в гостиной. Красивый фарфор в шкафу-витрине. Фотографии родственников на полках и стенах, вышивки, простая икона, туристический плакат из Египта.
Галина, ее дочери Елизавета и Евангелина, ее брат Евгений, ее родители, Ирина и Александр, и я сидим за столом на маленькой кухне. Большое блюдо с пирогами с капустой. Блины и кислые сливки — сметана. Соленые огурцы и помидоры. Свежий укроп. Блюдо сардин. Соленое сало. Сладковатый ржаной хлеб. Самовар с водой для чая. Блюдо с яблоками, конфетами, белыми и розовыми ломтиками одной из русских сладостей, которая называется пастила. Потом — водка, армянский коньяк. Водки больше.
Длинные тосты с пожеланиями дружбы и мира и братства народов. Разговоры о культуре и природе, о географии и истории, о футболе и художественной гимнастике, немного о политике.
Фотограф Дидье Бизе
С гитарой приходит сосед Игорь, начинает петь песни Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого — оказывается, что к нему могут присоединиться все, кроме автора этих строк. У многих, включая автора этих строк, в глазах периодически появляются слезы. Из пустой гостиной, находящейся рядом, слышны звуки Первого канала. Еще тосты, еще водка, больше чая, больше разговоров о том-о сем.
Я познакомился с Галиной в тот же день. Она по образованию инженер-электрик, но постоянной работы у нее нет с тех пор, как 12 лет назад родилась Елизавета, ее старшая. И теперь она водит такси, что в России — занятие для женщин более необычное, чем работа инженера-электрика. Именно она забрала меня в аэропорту в белом Hyundai, когда я с помощью мобильного приложения, российского варианта Uber, заказал машину, чтобы добраться до квартиры в центре, которую я снял через сайт бронирования.
Фотограф Дидье Бизе
«А Вы откуда?» — таков был ее первый вопрос. После того, как она все разместила в голове по полочкам («А-а-а, Копенгаген, «Русалочка»), последовал второй: «А какой у Вас знак Зодиака?»
Я — Овен, оказалось, что Галина — Близнецы. Мы продолжали обращаться друг к другу на «Вы», это обычно для России.
Когда она услышала, что я не был в Екатеринбурге с 2002 года, то настояла на том, чтобы показать мне некоторые из достопримечательностей города. Церковь на крови, построенная над тем местом, где последний царь и его семья были убиты большевиками в 1918 году. Небоскреб «Высоцкий» в 52 этажа. Сверкающий торговый центр, именуемый «Гринвич». А еще кинотеатр под открытым небом в Парке Маяковского.
«Я сама тут никогда не была. У меня времени нет, да и не с кем», — замечает Галина, не флиртуя, а просто констатируя факт.
И после того, как мы 20 минут проговорили в машине с работающим двигателем под окнами моей снятой через сайт квартиры, она предложила, чтобы я просто поднялся и оставил в квартире сумку, а потом поехал с ней к ней домой и познакомился с ее семьей.
Фотограф Дидье Бизе
Не буду утверждать, что такое случается в России часто.
Или — мне довелось испытать это недавно в одном из московских баров — получить поправки от вежливого молодого человека, которому стало любопытно побеседовать, когда он услышал мою оценку развития нынешней политической ситуации в стране.
Фотограф Дидье Бизе
При первой встрече многие русские кажутся застегнутыми на все пуговицы, неприветливыми, недовольными, иногда просто-напросто злобными. О ком бы ни шла речь: гаишник, кассирша в супермаркете, билетерша на станции или соседи по многоэтажке. Все довольно жестко. Улыбка рассматривается как нечто нелепое и не вполне уместное.
Но стоит преодолеть первый барьер, и ты обнаруживаешь дружелюбие, вежливость и гостеприимство, равных которым мало где в Европе можно найти.
Сами русские любят поговорить о «русской душе», хотя в действительности русские так же отличаются друг от друга, как отличаются друг от друга и датчане, и другие европейцы.
Фотограф Дидье Бизе
В качестве составляющей этой души нередко называют духовность (хотя современные развлекательные программы по российскому телевидению практически так же поверхностны и помпезны, как, например, аналогичные итальянские); православие (хотя очень немногие русские ходят в церковь); традиционные семейные ценности (хотя разводы, аборты и случайный секс распространены невероятно); патриотизм (хотя многие русские иронизируют как по поводу того, что происходит в стране, так и по поводу руководителей, включая Путина).
Другие ингредиенты, которые более критически настроенные наблюдатели обнаруживают в русской душе, это пораженчество, цинизм и комплекс неполноценности, часто принимающий обличье высокомерия. А еще меланхолия, которую французский фотограф Дидье Бизе так замечательно уловил в своей фотосерии.
«На самом глубоком и мучительном уровне это чувство сильнейшего душевного страдания, часто не имеющее объяснимой причины. В менее тяжелых вариантах оно может быть ноющей душевной болью, стремлением непонятно к чему, болезненным томлением, смутным беспокойством, терзанием ума, неясной тягой. В конкретных случаях оно означает стремление к кому-то или чему-то (ностальгию, любовные страдания). На низшем уровне — уныние, скуку», — писал Набоков, умерший в 1977 году.
100 годами ранее его еще более знаменитый соотечественник и коллега по писательскому цеху Федор Достоевский затрагивал в своем дневнике ту же тему:
Фотограф Дидье Бизе
«Я думаю, самая главная, самая коренная духовная потребность русского народа есть потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдальческая струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьет ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно», — писал Достоевский.
Что, разумеется, относится не ко всем русским, которые совсем другие.
Фотограф Дидье Бизе (Didier Bizet) Родился 21 июня 1964 года в Лионе. Сдав экзамены в Академии искусств в 1989 году, работал в сфере рекламы.
В июне 2015 года стал работать на фотоагентство Hans Lucas. Дидье Бизе несколько лет путешествует по России и выставляет свои фоторепортажи и в самой России, и в Западной Европе.
Комментарии
пафоса, почтения, холуйства;
истинные соки богословия –
ересь, атеизм и богохульство.
(с)
А почему датский гость должен быть так уж хорошо знаком с творчеством Астрид Линдгрен? У меня складывается впечатление, что шведскую писательницу записали в датчанки :-)
Русскую жизнь империя превращала и превращает в вынужденное шизофреническое сочетание
несовместимых противоположностей, что породило миф о каких-то «загадках» русской души. Никаких загадок не останется, если вылечится от имперской «шизофрении»! Да и «умом не понять» в отношении России сразу улетучится: всё станет можно понять, если прекратить врать всем и всюду.
но и на то, что россияне да же и не помышляют, качественные авто и дома, регулярные путешествия, да просто есть что отложить, а не выживать от подачки до подачки,по милости барина.
https://youtu.be/N1RzZS1BdMU
Так живут выселеные банками за долги.Ни каких картонных коробок!
https://youtu.be/JjyPtNFcQUk
Инвалидность в US это не приговор
https://youtu.be/oJQw2BiumkY
И россиянская "потёмкинская деревня" тебе для сравнения троллепут
https://youtu.be/c0qI3iPPd_A
а хочется навесить на кого-то другого.
Собственно, ради этого люди и приходят в религию (почти любую, ну, может, за исключением буддизма — может быть).
«Самая дешевая гордость — это гордость национальная.
Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств,которыми он мог бы гордиться, ведь иначе он не стал бы обращаться к тому,что разделяется кроме него еще многими миллионами людей.
Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки. Но убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит, он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости.
Так, напр., из 50 англичан едва ли найдется один, который согласится с вами, если вы с должным презрением отзоветесь о глупом и унизительном ханжестве его нации,
если такой найдется, то он окажется, наверное, умным человеком.»
Мысль убита, рот зажат,
В глубине души проклятья,
Слёзы на сердце кипят.
Русь под гнётом, Русь болеет;
Гражданин в тоске немой;
Явно плакать он не смеет,
сын об матери больной!
Нет в тебе добра и мира,
Царство скорби и цепей,
Царство взяток и мундира,
Царство палок и плетей."
1857г. Иван Никитин?
Как оно видя что творится в стране, продолжать зарабатывать себе на кусок хлеба лизанием зада власти?
но даже не замечают этого.
— А что это за болезнь?
— Когда слышишь одно, а видишь другое.
--------
А я не согласна с этими мыслями Достоевского. Народ в России всегда жил трудно: он, как эквилибрист, всегда балансировал между счастьем и несчастьем. Оттого эти страдания и отпечатались в его характере. Но это совсем не означает, что для него они стали даже "духовной потребностью". Людям всегда хотелось жить счастливо, в достатке, быть свободными и здоровыми. Впрочем, это мечта любого человека на нашей земле.
Много ли весёлого и счастливого народа вы встретите в произведениях Чарльза Диккенса?
...Не хвалитесь вы, за ради бога, что вы — русские. Дикий мы народ!
Есть ли кто лютее нашего народа?
В городе за воришкой, схватившим с лотка лепешку грошовую, весь обжорный ряд гонится,
а нагонит, мылом его кормит. На пожар, на драку весь город бежит, да ведь как жалеет-то,
что пожар али драка скоро кончились! Не мотай, не мотай головой-то: жалеет!
А как наслаждаются, когда кто-нибудь жену бьет смертным боем, али мальчишку дерет как Сидорову козу, али потешается над ним? Это-то уж самая что ни на есть веселая тема.
В силу чего русской душе так мило, так отрадно запустенье, глушь, распад?
Лжи столько, что задохнуться можно. Все друзья, все знакомые,
о которых прежде и подумать бы не смел как о лгунах, лгут теперь на каждом шагу.
Ни единая душа не может не солгать, не может не прибавить и своей лжи, своего искажения к заведомо лживому слуху.
Я с ужасом думаю, кого нарожает это пьяное кровавое быдло,
захватившее власть России и что будет с моей страной через два три поколения.
Впрочем, что тут думать. Всё более или менее ясно.
Всё злобно, кроваво до нельзя, лживо до тошноты, плоско, убого до невероятия...
Наши де...
И за такие эти вот строчки дали ему Нобелевку. И дальше -прямая связь награждения нобелевкой - Алексиевич.
что мы и сегодня тщательно скрываем свой ум, не в меру покладисты
и самозабвенно угодливы перед любой властью. Мы знаем, что коса косит там,
где трава высока, мы стараемся быть незаметны – и это в крови.
Столетия крепостничества с времён Орды и бюрократическое устройство общества сделали чувство вины одним из самых сильных социальных рефлексов «маленького человека» в России.
Даже находясь на самом верху государственной иерархии такой человек все равно
чувствует себя виноватым за то, что он вообще существует. Он не только мазохист, но и садист по натуре.
Не случайно, что главным государственным начинанием российского
самодержавия извечно является проект «власть ради самой власти».
Революция на многих творческих людей наложила негативный отпечаток. И эти переживания отразилось как на душевном состоянии людей, так и на их литературных произведениях. И Бунин не исключение. Вот это его трагическое мироощущение тех событий обозначилось в названии и в самом произведении "Окаянные дни". Такое состояние можно понять. И он был такой не один. В Париже с Буниным работал и Иван Шмелев. У него есть очень хорошие спокойные произведения о русском быте, московской купеческой и крестьянской жизни, например, "Лето Господне", а также "Солнце мёртвых".
как не надо жить и чего не надо делать.
П.Я. Чаадаев
Вот на примере сравнения Наполеона и Сталина
Иногда пишут: Наполеон пролил больше крови, чем Сталин, однако французы его уважают, а мы своего родного отца народов выкидываем из мавзолея, и всячески поливаем. Почему?
В самом деле, почему?
А вот почему. Давайте подумаем, что создал Наполеон и что - Сталин. Вынесем за скобки их кровавые подвиги, будем рассматривать только позитивные итоги.
Так вот. Наполеон сформировал рациональную и эффективную бюрократию, судебную, финансовую систему, систему светского образования, укрепил религиозную терпимость, равенство перед законом, сильное местное самоуправление. То есть Наполеон создал весьма прочную систему государственного управления, которая пережила его и его империю.
Что же создал Сталин в смысле государственности? Однопартийную систему, внеконституционные органы власти (Политбюро, ЦК, обкомы и райкомы). Он уничтожил частную собственность в городе и деревне, сформировал государственную плановую экономику и, что весьма важно - придумал этнотерриториальную иерархию, разделившую народ...
--------
У меня как раз есть свежий пример к этому , а может быть, он будет и ответом :)
Буквально неделю назад, дочка показывала город знакомому французу. Он интересуется экономикой и историей. И вот аналогично, как и автор, расспрашивал о наших культовых героях и отношении к ним. Но на ответный вопрос об отношении французов к Наполеону, он ответил очень коротко: Мы не любим об этом говорить.
Понимаешь?
Но вот плюс французов,что они развиваются,а мы снова скатываемся в совковое(средневековое?) болото.
«Любование собственной жестокостью- характерная черта отребья»
(Фридрих Ницше)
«Я не верю в коллективную мудрость толпы, состоящую из невежественных индивидуумов»
(Томас Карлейль)
" Народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы»
(А.И.Герцен)
Вот в российском телевизоре принято смеяться над американским президентом,
который по рукам и ногам связан парламентом, судами, СМИ и гражданским обществом.
Это в стране, где государственное устройство считается супер-президентским.
Радостно хихикающим соловьевым-киселевым, возможно, не приходит в голову,
что экономическая мощь и процветание США непосредственно связаны с тем, что президент в этой стране не всевластен.
Как пример - человеку, который хочет вылечиться от алкоголизма, не стоит пропускать рюмочку за обедом.
Это вполне нормальное удовольствие для обычного гражданина, для бывшего алкоголика может вернуть его в прошлый кошмар.
Ордынскую самодержавную вертикаль из России надо выдергивать с корнем,которым в данный момент является институт президентства.
Парламентская республика, избираемый парламентом и подотчетный парламенту премьер –
вот путь России к политической нормальности.
Ха-ха-ха - это любой иностранец любят поговорить о «русской душе»
И статейка - заказуха, чтобы в очередной раз оболгать русских. А русские - яркие, мужественные сангвиники, а не меланхолики.
«Русским людям нужна Правда, и они ищут её, прежде всего в жизни»,
- Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист.
«ЖИТЬ ПО ПРАВДЕ - ЭТО ПО-РУССКИ!»,
- Уильям Томсон, английский физик.
«Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель»,
- Фридрих Гегель, немецкий философ.
«Концепция добронравия — жить по-совести — это по-русски»,
- Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании.
«Русскость — это мировоззрение справедливого жизнестроя»,
- Станислав Лем, польский писатель.
"Ради праведной идеи Русские люди с радостью трудятся, даже находясь в заключении, и тогда они не чувствуют себя узниками, - они обретают свободу",
- Адам Смит, шотландский экономист и философ
«ТРУДИТЬСЯ НА БЛАГО НАРОДА, ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ЭТО ПО-РУССКИ»,
- Никколо Макиавелли, итальянский политический мыслитель.
- Шарль де Голль, французский государственный деятель, президент Франции.