Штральзундский Алтарь

На модерации Отложенный

В городе Стральзунде, в соборе Святого Николая сохранилась уникальная вещь, остатки алтаря 14 века (1360/70 годы). Четыре деревянных рельефа некогда служили обрамлением, сам алтарь не сохранился. Алтарь и вместе с ним деревянные рельевные панели были пожертвованы в храм обществом купцов, которое называло себя «Рижские ездоки» (Rigafahrer), в благодарность за благоволение со стороны высших сил к их торговым делам, которые они вели в России. Торговали они в основном мехами и мёдом и поэтому на рельефах изображены люди, от которых они получали товар – русские охотники. Точнее, следовало бы сказать, новгородские, поскольку Новгород ещё был независим и с остальной Россией (прежде всего с Московским княжеством) находился не в лучших отношениях.

Рельефы совершенно уникальны, обычно артари укаашались библейскими сценами. Они изображают не господ, а обычных людей, такими какими их видели их современники.

 

Фото 1 – Общий вид в интерьере собора

 

Фото 2 – Панель A. Охота на белок. Обратите внимание, охота происходит в лиственном лесу. Человек в красном – явно начальник. Обращают на себя внимание апичёски и головные уборы.

 

Фото 3 – Панель B. Человек слева разделывает белку, очевидно шкуры снимались тут же, со свежих тушек. Человек справа с топором вероятно занят добычей мёда.

Хотя уже давно существовали пасечные хозяйства, дикий мёд ценился подчас выше, чем полученный «культурным» способом.

 

Фото 4 – Панель C. Гоняние белок. Человек с топором стучит по стволу, человек с палкой гоняет белок. Я это понимаю так, что белок нужно было гонять с места на место, что бы они устали и сидели спокойно, пока лучник в них целится. Но я не специалист и не знаю, сколько нужно времени, что бы прицелиться и выстрелить и насколько эффективно стрелять в белку из лука, когда она скачет с ветки на ветку.

 

Фото 5 – Панель D. Продажа (обмен?) мехов и мёда. К сожалению, надписи, которые были на лентах, не сохранились. Очевидно, изображен город (каменные укрепления!), ф не просто купеческая фактория. Т.е не купцы приходили к добытчикам, а наоборот. Их приходу явно рады, человек в воротах их приветствует. Но не видно, что купцы дают в замен (секрет?). Сделка производится за пределами города, и они продают свой товар не на рынке (т.е. не свободно), а непосрественно скупщику. Впринципе, всему этому может быть весьма простое объяснение – за торговлю на рынке, равно как и за проход черех городские ворота, нужно было платить подати. Отдавая товар снаружи, охотники экономят приличные деньги. Впереди пришедших – уже знакомый человек в красном, вожак охотничьей артели. Хотя принесли в основном меха, второй человек, как я думаю, держит в руке сосуд с мёдом. Это определённо не горшок. Я бы сказал, что это мех – кожанный сосуд.