Агрессия Кремля против Украины подрезала крылья российской оборонке

На модерации Отложенный

Приватизация Крыма и вмешательство в события в украинском Донбассе поставили под угрозу один из главных для Кремля национальных приоритетов – программу перевооружения российской армии. Как агрессия против Украины сказалась на российском оборонно-промышленном комплексе (ОПК), рассказал Голос Америки.

Как подсчитали аналитики Шведского оборонного исследовательского агентства (FOI), после введения Киевом в мае 2014 года полного запрета на военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией более 160 украинских предприятий и компаний прекратили поставки в соседнюю страну различных систем и комплектующих для российского ОПК. Российская оборонка враз лишилась более 3 тысяч наименований, среди которых были и критически важные компоненты, используемые для производства более 200 систем вооружения, подчеркнул эксперт FOI Томас Малмлоф. Общая стоимость разорванных контрактов составила приблизительно 1,2 млрд. долларов. 

Эксперты Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI) назвали почти 200 позиций из этого списка «уникальными», найти замену которым Россия до сих пор не смогла.

Из-за срыва госзаказов предприятиями отечественного ОПК в итоге программа перевооружения российской армии, рассчитанная на 9 лет, по мнению аналитиков международных исследовательских центров, растянется еще, как минимум, на 5-10 лет.

Наследство СССР.

После распада Советского Союза Российской Федерации досталось 82 процента всех предприятий тяжелой индустрии СССР и 65 процентов предприятий, выпускавших электронику военного назначения. Но в Москве не стали заниматься импортозамещением, рассчитывая на бывшие связи производственной кооперации с постсоветскими государствами. Так, в 1997 году российская оборонка выпускала только 17 видов вооружений полностью самостоятельного производства, для остального требовались узлы и компоненты с предприятий СНГ.

Украина в этом списке контрагентов российского ОПК занимала особое место. И хотя на долю этого государства пришлось всего 14 процентов предприятий от общего числа советской оборонки, среди этих 1800 заводов и конструкторских бюро (700 из которых работали исключительно с военными заказами) оказалось немало монополистов в производстве носителей, компонентов и систем для тяжелых межконтинентальных ракет, авианесущих кораблей, тяжелых транспортных самолетов и вертолетов, военной оптики, систем наведения, радиоэлектроники, газовых турбин и пр.

Россия вплоть до 2014 года так и оставалась главным покупателем украинского ОПК. Так, в 2014 году Украина экспортировала в соседнее государство продукции оборонки на 240 млн. долларов. И такое разделение труда вполне устраивало Москву, и не только с точки зрения экономики: «Масштабные закупки техники и вооружений позволяли Москве сохранять политические рычаги влияния в Украине, а внушительный объем экспорта делал Киев куда более сговорчивым в важных для России вопросах», – отметил Малмлоф.

Разрыв военно-технического сотрудничества в 2014 году стал тяжелым ударом для оборонно-промышленного комплекса обеих стран. По оценке Валерия Мунтяна, в то время представителя президента Украины по сотрудничеству с Россией и странами СНГ, более 400 российских предприятий полностью зависели от поставок из Украины, а 70 процентам украинских предприятий ОПК требовались компоненты из России. В целом разрыв отношений затронул 859 предприятий в Российской Федерации и 79 – в Украине.

В Москве хорохорились, обещая найти замену украинским компонентам на международном рынке либо заняться их производством самостоятельно. Однако Россия так не смогла найти замену уникальной украинской продукции, которая, по самым осторожным оценкам, составляла треть всего военного импорта России из соседнего государства, подчеркнул Малмлоф. Причин тому множество: международные санкциипротив России, более низкая себестоимость украинской продукции, нехватка мощностей в России для выполнения дополнительных задач, неспособность воспроизвести уникальные украинские технологии и т.п.

Без Украины – либо невозможно, либо слишком дорого.

Уход Украины отразился на программах перевооружения всех родов войск армии РФ. Так, по подсчетам аналитиков FOI, 51 процент межконтинентальных баллистических ракет, на которые приходится 82 процента всех ядерных боеголовок российской армии, полностью зависят от украинских предприятий – носители, системы контроля и навигации и пр. Украинская оборонка поставляла в Россию ракеты класса «воздух-воздух» Р-27 и Р-73, которые составляют большую часть арсенала ВКС России, комплексы наведения для бомбометания для боевых самолетов МиГ и Су, гидравлику для боевых самолетов, двигатели для вертолетов («Мотор-Сич» – для всех без исключения российских боевых вертолетов) и военных и гражданских самолетов и т.д.

Серьезный удар разрыв с Украиной нанес программе модернизации военно-морского флота России. Так, планировалось, что большую часть новых боевых кораблей ВМФ РФ (31 из 54) оснастят газотурбинными двигателями, которые выпускает «Заря-Машпроект» в украинском Николаеве.

И этот список важнейших узлов, агрегатов, компонентов, систем можно продолжать очень долго. «Украинский мораторий затронул все без исключения сферы российского ВПК», – отметил Малмлоф.

Попытки импортозамещения провалились.

На сегодняшний день попытки предприятий российского ОПК найти замену украинским поставщикам «закончились провалом».

Еще в 2014 году в ответ Киеву на отказ от военно-технического сотрудничества Москва объявила о плане импортозамещения – к 2016 году российская оборонка должна была освоить производство 95 процентов украинской продукции. Однако «себестоимость производства различных компонентов на российских предприятиях ОПК нередко в 5 раз превышает затраты украинских производителей», – утверждает Малмлоф. То есть 50 млрд. рублей, которые Россия потеряла от прекращения сотрудничества с Украиной (это оценка российской стороны, аналитики FOI считают, что эта цифра намного больше), нужно увеличить в несколько раз.

Но даже озвученных 50 млрд. рублей в российской казне не нашлось – наскребли только 38 миллиардов. Недостающие средства хотели получить за счет сокращения социальных программ федерального бюджета и привлечения частных инвесторов.

К программе импортозамещения привлекли все оборонные предприятия оккупированного Крыма, а вице-премьер Рогозин публично объявил, что Россия готова принять «любых специалистов» из Украины и других республик экс-СССР для работы на предприятиях российского ОПК. Находясь в международной изоляции, Россия вынуждена искать партнеров для военно-технического сотрудничества в Китае и Индии, однако это чревато тяжелейшими последствиями, считает Томас Малмлоф: это «может отбросить ОПК России на много лет назад», поставив российскую оборонку в зависимость от Пекина и Дели.