Добрые соседи

На модерации Отложенный Добрые соседи

Беларусь — многонациональное государство. Русские, поляки, украинцы, татары, евреи, армяне — люди 140 национальностей считают нашу страну своим домом, достойно устроили здесь свою жизнь. И это, вне сомнения, результат грамотной и целенаправленной политики нашего государства, ориентированной прежде всего на стабильную и достойную жизнь для всех граждан страны вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Ведь как свидетельствует история, мало что может сравниться по своей жестокости, беспощадности и бессмысленности с межнациональной враждой.

Особенно когда под святыми для каждого знаменами родины и веры культивируется ненависть к инородцам, идет открытое противопоставление религий и культур, разжигается межнациональная рознь. Но всегда ли между представителями разных национальностей и народов противостояние и вражда возникают из–за различий культуры, веры, традиций и менталитета? Не идет ли речь о причинах иного характера, для которых межнациональные проблемы лишь удобная ширма? И что скрывается за внешним проявлением межнациональных конфликтов?

В конференц–зале «СБ» над этими непростыми вопросами размышляли заведующий отделом Института философии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор Тадеуш АДУЛО, первый заместитель начальника департамента по гражданству и миграции при Министерстве внутренних дел Алексей БЕГУН, заместитель председателя Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Владимир ЛАМЕКО, председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Николай ЧЕРГИНЕЦ и председатель Белорусского объединения татар «Зикр уль–Китаб» («Память и книга») муфтий Абу–Бекир ШАБАНОВИЧ.

«СБ»: Всегда ли поводом для межнациональной вражды становится ущемление прав на самоопределение и самобытность? Или все–таки за этим стоят определенные экономические интересы и политические цели?

Н.Чергинец: Когда возникают столкновения между представителями разных национальностей, часто создается впечатление, что это межнациональные конфликты. Но намного чаще у их истоков лежат причины экономического, правового, а иногда действительно политического характера. В межнациональные они могут превратиться потом, если своевременно не принять меры по разрешению этих противоречий, чтобы не допустить их возникновения в будущем. Не случайно сегодня ООН в качестве одной из наиболее важных ставится задача недопущения конфликтов между представителями различных культур, религиозных конфессий, предотвращения так называемой войны цивилизаций. Не думаю, что у нас в стране имеются предпосылки для серьезных конфликтов на межнациональной или межконфессиональной почве. Но это не значит, что ничего не надо делать в направлении совершенствования межнациональных отношений. Ситуация постоянно меняется, и мы должны в своей работе учитывать это. Не ждать, пока проблемы возникнут, а работать на упреждение.

Т.Адуло: Конфликты на экономической, политической, правовой или бытовой почве были и будут. Но когда конфликту между представителями разных национальностей навешивается ярлык межнационального, он тут же возводится в ранг межнационального конфликта, и угроза его возникновения в действительности практически неизбежна. Если конфликт не разрешит власть, его будут разрешать сами люди, вовлекая в него все большие и большие массы населения с обеих враждующих сторон. Понятно, кто какую сторону будет поддерживать. Вот вам и размежевание по национальному признаку.

Что касается вопроса об искусственном разогревании национальной темы. Она настолько сложная и тонкая, что проблемы иногда возникают, когда к ней привлекается излишнее внимание. Когда подогревается интерес к этой проблеме как к глобальной. Но и замалчивать данную тематику, отдавая ее на волю случая, тоже нельзя. И очень важно не допускать никакой полуправды и лжи. Иначе тему разогреют политиканы. Во времена перестройки большинство СМИ давало массу материалов о несправедливостях, допущенных в сталинские времена в отношении нацменьшинств. В результате все это было использовано некоторыми политиками для разжигания националистических настроений, русофобии, что и способствовало в итоге развалу Союза. А знает ли кто–нибудь, что с 1864 года до 1914 года из Белоруссии в Сибирь в поисках лучшей жизни выехало добровольно около полутора миллионов человек? В большинстве своем безземельных крестьян. А в 90–х годах некоторыми политиками активно раскручивалась тема притеснения белорусов в царской России и СССР. Расписывали ужасы насильственной высылки белорусов в Сибирь. Чтобы, так сказать, «возродить» свое национальное самосознание. Выделить себя через вражду к другим. Понятно, какие цели преследовались этими «возрожденцами».

А.–Б.Шабанович: Все народы шли к цивилизации со своей культурой, духовностью, своими обычаями. Ни одна нация не смогла бы выжить, если бы проповедовала принципы вражды и ненависти к другим народам. Другое дело, когда политики, стремясь любой ценой достичь своих целей, играют на различиях культур и религий, используют эти различия для превращения их в противоречия, противопоставляя одну нацию другой.

Н.Чергинец: Примеров таких, когда политики в угоду своим узкокорыстным целям разыгрывают национальную карту, в истории немало. Вспомним «польский вопрос», поднятый рядом деятелей как со стороны Варшавы, так и рядом политиканов из наших граждан польской национальности, чтобы взорвать изнутри политическую обстановку в Беларуси. Чтобы, поставив во главе Союза поляков на Беларуси, вопреки воле людей, своих, прозападно настроенных лиц, диктовать условия всей стране. То же самое мы можем видеть и в Прибалтике. Желание властей продемонстрировать свою враждебность России в угоду определенным заинтересованным силам на Западе привело к тому, что практически половина населения, так называемая русскоязычная часть, в этих странах была лишена гражданства. Хотя эти действия противоречат общепринятым международным обязательствам, европейским соглашениям. В Беларуси подобный номер не прошел. Потому что внутри страны у людей не было причин для недовольства. У них, в отличие от некоторых политиков, нет никаких проблем в отношениях с властью. Всем было понятно, кто и зачем старался посеять раздор между гражданами нашей страны. С другой стороны, мы же не выдвигаем претензий, скажем, польской стороне, только потому что у них из 60 руководителей различного уровня в Белостокском воеводстве только один депутат является белорусом по происхождению. Хотя у нас на Гродненщине из 40 таких руководителей 23 — польского происхождения. Мы же не выставляем никаких требований Польше в этой связи. Мы считаем это вмешательством в их внутренние дела. А они нет. Понятно, что это заказ определенных антибелорусских сил на Западе. Для выполнения которого пытаются активно использовать и национальную тему. Поэтому нужно держать руку на пульсе. Национальный вопрос — это непростой вопрос, и здесь нужна точная выверенная и честная политика со стороны государства. И именно такую политику и проводит наша страна, где такие попытки были и будут обречены на провал.

«СБ»: В последние годы мы стали свидетелями ряда ожесточенных межнациональных конфликтов — Косово, Карабах, Южная Осетия... Как избежать эскалации конфликта, возникшего в местах исторического проживания народов на почву другой страны? Насколько актуальны эти угрозы для Беларуси и что может стать залогом безопасности?

Н.Чергинец: У нас в стране живут представители около 140 национальностей. Более миллиона белорусских граждан русского происхождения, около 400 тысяч польского, много украинцев, евреев, представителей самых разных национальностей. Среди них очень много людей, которые исповедуют и разные религии, в том числе католичество и ислам. Поэтому нужен спокойный и вдумчивый подход государственных органов всех уровней к тому, чтобы люди, приехавшие к нам жить, смогли адаптироваться к условиям законодательства нашей страны, культуре, укладу жизни, обычаям и традициям. И чтобы они воспринимали это как должное, как обязательное условие проживания, уважали как законы, так и культуру той страны, в которую они приехали. А не пытались обособиться от нее, а тем более противопоставить себя или даже возвыситься над ней. Это очень тонкий вопрос. Он требует постоянных исследований, анализа ситуации в мире и внутри страны. Он требует постоянного внимания и контроля со стороны государства, которое обязано на законодательном уровне регулировать эти отношения.

Т.Адуло: Государство может быть сильным, если опирается на то, что объединяет людей, а не обособляет, разделяет, тем более противопоставляет. И здесь очень важно, что более приоритетно для представителя национального меньшинства: интересы государства, в котором он живет, или же страны, откуда он приехал, или где его исторические корни? Чьим интересам он служит, чьи интересы он выражает? И на этот вопрос нужно обязательно давать ответ, как бы это сложно ни было. Если человек не живет там, где его историческая родина, он должен принять порядок того государства, которое его приняло. Я считаю, здесь национальные интересы должны отступать на второй план. А если он не согласен с этим, тогда, чтобы не испытывать социального дискомфорта, нужно возвращаться и жить в той стране, в том обществе, где он вырос и сформировался, а не пытаться изменить порядки в стране, принявшей его. Как гласит пословица: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В.Ламеко: Не бывает плохих народов, бывают плохие люди. Причем плохими не рождаются, ими становятся под влиянием «плохих» обстоятельств. Задача в том и состоит, чтобы, с одной стороны, государство создавало условия для развития каждого человека, с другой — требовало неукоснительного исполнения законов от каждого. Соблюдая равенство прав и ответственности каждого перед обществом и перед государством. Что касается нашего народа, то наша мирная и спокойная жизнь — это отражение нашего менталитета, складывавшегося не одно столетие в условиях совместного проживания на одной территории различных этнических и конфессиональных групп. Но успокаиваться, из–за того что у нас в межнациональных отношениях обстановка достаточно спокойная, нельзя. Она спокойная потому, что это результат постоянной работы, результат усилий и государства, и людей. И если обстановка в мире усложняется, значит, мы должны усиливать работу в этом направлении, учитывая опыт других стран.

Как избежать конфликтных ситуаций? Нужно постоянно, с учетом малейших изменений в мире, в стране совершенствовать национальное законодательство. Сегодня наше законодательство, по нашему мнению и мнению международных экспертов, современно и соответствует всем международным стандартам в сфере обеспечения прав нацменьшинств и как граждан, и как представителей отдельных общностей. В том числе на образование, на культуру и т.д. У нас все это предусмотрено Конституцией и регулируется законами. Это специфическое право. Но! Политика нашего государства заключается в том, что мы должны формировать восприятие нации как согражданства, как принадлежности к определенному государству на основе равенства перед законом, как это делается в цивилизованных странах. А не по принадлежности к каким–то этническим или другим общностям. Нужно, чтобы каждый человек независимо от того, какие у него этнические корни, был прежде всего гражданином, патриотом своей страны, страны, где он живет и работает.

«СБ»: Здесь нет противоречия между правом на сохранение и развитие национальной самобытности и обязанностью быть гражданином страны, таким как все, равным среди равных?

А.–Б.Шабанович: Представители разных народов, живущие в Беларуси, сохранили себя как национальные общности со своей культурой, верой, традициями, смогли их развивать.
Условия для этого есть. Можно говорить лишь о том, как улучшить эти условия. Причем не только для каких–то отдельных нацменьшинств, а для всех граждан страны. У нас в Беларуси прекрасная социально–экономическая и политическая база для построения процветающего общества людей всех национальностей. У нас нет проблем вражды и ненависти, конфликтов и войн. Может быть, с нас будут брать пример другие страны мира, как надо уметь жить в согласии. Но не должно быть самоуспокоенности. Как раз в такое время многие страны ослабляли работу по укреплению межнациональных отношений. И спохватывались, когда проблемы уже вырывались наружу, перерастали в противостояние.

Т.Адуло: Сегодня, на мой взгляд, в период обострения международной обстановки, перед лицом сырьевого и энергетического кризиса государствам и народам нужно больше думать не о разъединении, а о том, как сохранить мир и спокойствие, чтобы люди могли пользоваться тем, что есть, не разрушая его, жить, трудиться и растить детей. Мы не найдем ни одного государства, где бы жили представители только одной национальности. История так распорядилась, что одни народы оказались разделенными границами образовавшихся государств, а другие — не получили по разным историческим обстоятельствам своей государственности. В РФ сегодня только на одном Северном Кавказе проживает более 130 национальностей. И что, будем переделывать то, что складывалось веками? История и так состоит из непрекращающейся череды войн, и нужно ли еще давать для них повод? Любое раздробление государства, передел границ — это война, это гибель людей, бедность и разруха.

А.Бегун: Опыт ЕС показывает, что будет, если закрывать глаза на проблемы иммиграции. Неуправляемые иммиграционные процессы приводят к стихийно возникающим по всей стране этническим диаспорам. Они замкнуты на себя — обособляются от общества, подчиняются только своим внутренним законам и игнорируют законы государства. Причем всеми силами и средствами наращивают свою численность, законно и незаконно перетягивая со своей родины родственников и знакомых. Узкий замкнутый мир, закрытый изнутри для внешнего мира. Так начинаются проблемы. Следующим этапом становится требование увеличения прав как безработным, бедным. Но без обязанностей перед государством, принявших их к себе. В беспорядках во Франции и Германии участвовало очень много нелегальных иммигрантов. Видимо, там не очень–то боялись ответственности за нарушение законов... Мгновенное распространение от первого инцидента до массовых выступлений, захвативших одновременно несколько стран, показывает, что проблема очень запущенна.

«СБ»: Какие сегодня, на ваш взгляд, самые серьезные проблемы в межнациональных отношениях стоят перед нашим обществом, государством, где те болевые точки, которым необходимо постоянное внимание со стороны власти?

Т.Адуло: Перед нашей страной, слава Богу, главная задача — не в снятии напряженности межнациональных отношений, а в поддержании и укреплении того уровня общественной стабильности, которого мы достигли.

Н.Чергинец: К нам в страну приезжают ежегодно от 100 до 300 тысяч иностранцев. Сколько среди них тех, кто уехал из своей страны, укрываясь от правосудия? Тех, кто прямо или косвенно может самым негативным образом повлиять на внутреннюю обстановку в Беларуси? Те же торговцы людьми или наркокурьеры. Ни для кого не секрет, что из стран Азии существует мостик поставки наркотиков в Европу. Против них ведется самая серьезная война со стороны правоохранительных органов нашей страны в сотрудничестве со спецслужбами западноевропейских стран. Нередко эти люди пытаются под разными предлогами использовать национальные общественные организации, чтобы они помогли им здесь легализоваться. И часто получающие отказ пытаются апеллировать в различные инстанции, что их преследуют или дискриминируют по национальным признакам. Мы должны постоянно и четко отслеживать такие ситуации. Других вариантов нет.

Конечно, мы должны создавать все условия для свободного развития диаспор, но в первую очередь должны требовать безусловного выполнения законов нашей страны.

А.Бегун: В Беларуси проводится достаточно жесткая иммиграционная и визовая политика. В отношении нелегалов принимаются самые строгие меры. У нас нет конфликтности на национальной почве среди молодежи. За последние 2 года я не припомню ни одного такого случая. Привести примеры конфликтов между представителями этнических групп гораздо легче. Был такой случай между китайцами и индийцами. Повод достаточно простой — на бытовой почве. Несколько лет назад был конфликт между гражданами Беларуси и представителями одной из арабских стран. Проблема возникла из–за девушки. Все до банальности просто: наши молодые люди попытались показать приезжим, кто здесь хозяин... Но у нас действует жесткая система пресечения таких намерений в зародыше, так сказать, на начальной стадии. Если упустить момент, не локализовать его, он может разрастись и принять любую форму, в том числе и межнационального конфликта.

Есть у нас и преступления, совершаемые иностранными гражданами. Анализ показывает, что большинство таких преступлений совершаются нашими соседями — россиянами, украинцами, которых у нас принимают исключительно как своих, и они чувствуют себя как дома. Граждане третьих государств вообще стараются не вступать в конфликт с законом. Те, кто хочет остаться жить у нас, стремятся, по крайней мере, интегрироваться в общество. Но так было не всегда. В 1994 — 1995 годах ситуация была совершенно иная. Например, в Брестской области была даже так называемая улица Дудаева. Тогда группа лиц чеченской национальности, располагая крупными денежными средствами, скупала дома целыми улицами, чтобы освоить приграничные районы. Чтобы получить свой «трамплин» на границе. В то время мы еще не были готовы по–настоящему и правильно бороться с нелегальной иммиграцией. Ситуация около года была не под контролем. Но удалось справиться, все постепенно пришло в законное русло. Кстати, в Германии уже 50 процентов преступлений совершается иностранцами, которых при этом в стране менее 10 процентов. Вот результат западной «политкорректности» в национальном вопросе. В результате — игнорирование законов и порядка внутри страны теми, кто решил «пожить» на ее территории. Надо признать, то, что привело к беспорядкам, в ряде стран вполне вписывалось в рамки проводившейся ранее политики ЕС по предоставлению статуса беженцев всем желающим по поводу и без повода. Когда достаточно было одного желания приехать. И когда можно жить, не работая, на пособие и требовать к себе все больше внимания и заботы.

А.–Б.Шабанович: Правильно здесь сказали, что нужно держать руку на пульсе. Но кто должен ее держать? Конечно, государство, функция которого обеспечивать безопасность своих граждан и лиц, проживающих на его территории. Но не нужно думать, что только государство должно заботиться об этом. Это задача и каждого гражданина в отдельности. Надо оценивать любые действия с точки зрения не только интересов отдельных национальных и конфессиональных групп, но и интересов общества и государства. Когда внутри диаспоры появляются те, кто хочет поживиться за чужой счет, возвысить себя над другими, сама же диаспора должна остановить их, принять меры к тому, чтобы их влияние не росло, а уменьшалось. Потому что такие люди ведут остальных в пропасть. По их поведению видно, что они не хотят жить здесь постоянно, потому что своими действиями они настраивают против себя и власть, и общество. Такие сегодня здесь, а завтра там. А все проблемы, которые они создадут, обратятся против тех, кто останется. Если со стороны государства ведется четкая, выверенная национальная политика, конфликтов, как правило, не возникает.

«СБ»: Достичь согласия в обществе невозможно, если не будет движения с двух сторон и навстречу друг другу — людей и государства. Но как добиться того, чтобы групповые интересы, внутренние интересы и ценности землячества не стали самоцелью, как достичь разумного баланса между частными интересами людей и всего общества в целом?

А.–Б.Шабанович: Нужно помнить, что достижение частных целей в цивилизованном государстве, о чем вы сказали, невозможно без учета общенациональных интересов. Приведу пример. В октябре 2004 года поступила информация, что со стороны двух иностранцев — граждан Йемена и Сирии — ведется работа по пропаганде экстремистских идей среди мусульманской молодежи. Начинали работу вроде бы с воспитания мусульманской морали, а затем плавно перешли к экстремизму. Три года они вели такую деятельность, правда, в условиях конспирации. Их деятельность удалось пресечь именно по нашей инициативе, по инициативе общественности... Мы обсудили этот вопрос на своем съезде и приняли решение обратиться с открытым письмом в Комитет по делам религий и национальностей. Когда это дело расследовали, оказалось, что их деятельность далеко выходила за пределы законности и представляла угрозу общественной и государственной безопасности страны. Их выдворили из страны без права в течение 10 лет въезжать в Беларусь. Нельзя кивать только на государство. Если ты с душой относишься к своим единоверцам, к соотечественникам, то сам не допустишь, чтобы кто–то проповедовал национальную или религиозную нетерпимость и экстремизм, подвергал угрозе стабильность в государстве. И если некоторая часть людей оказалась недовольной принятым общим решением, то, я считаю, что мы как граждане Беларуси поступили правильно и честно по отношению к себе и нашей стране.

В.Ламеко: Проблемы иммиграции — это очень непростые проблемы. И чтобы не накапливать отрицательного потенциала, не ждать, пока в обществе возникнет напряженность на национальной почве, государство принимает очень серьезные меры по контролю за ситуацией, принимает упреждающие меры, направленные на поддержание и развитие того уровня согласия в обществе, который у нас есть сегодня. Не надо бояться того, что к нам приезжают иностранцы. Если эти люди едут с миром и добром, подтверждают свои намерения делами, что в этом плохого? Если они видят, что государство гарантировало им одинаковые права и возможности на жизнь и труд, уважает их национальные и религиозные традиции, предоставляет им право сохранять и развивать свою национальную культуру — у них нет никаких причин плохо относиться к этой стране, народу и государству, принявшему их как своих граждан. Самое главное — не политизировать национальные отношения. Политика — это дело прежде всего государства, а не групп населения, отличающихся между собой по каким–то национальным или конфессиональным признакам. А вот диалог культур, взаимное обогащение их — это то, что сегодня так необходимо в нашем неспокойном мире.

Т.Адуло: Подтолкнуть общество к социальной активности, вывести людей на улицы выплеснуть накопившуюся энергию, разбалансировать общество всегда легче, чем ввести его потом в нормальное состояние. Поэтому правы здесь выступавшие, что каждодневную, рутинную работу среди населения, среди всех его социальных слоев, этносов и конфессий нужно вести всегда, ни на минуту не снимая руки с пульса общества. Даже если причин для беспокойства вроде бы и нет. Конфликты межнациональными не рождаются, они ими становятся. У людей нет природной неприязни друг к другу. Скорее, наоборот, человек — существо общественное... Но если социальный конфликт возник, свидетельством зрелости общества может быть его способность предотвратить разрастание, остановить цепную реакцию вовлечения в него других людей и превращения его в массовый конфликт, в том числе межнациональный.

Авторы публикации: Елена ЛЕГКАЯ, Иван КИРИЛЕНКО
http://zabugom.com