Кто судил партизана Кононова (продолжение 4)
На модерации
Отложенный
Приложение 5.Из спецсообщения об аресте отделом “Смерш” Кушкиса Альфреда-Августа: “… О деятельности Кушкиса в карательной экспедиции (в Освейском районе) дает показания очевидец зверств участников этого легиона (Латышского) Кроман Елизавета Петровна: “…17 февраля меня, также как и многих других, арестовали за связь с партизанами и привели меня к Кушкис Альфреду, тот меня допросил. После допроса всех жителей нашей деревни – стариков, девушек, детей и женщин (всего около 100 человек), согнали к двум рядом стоящим сараям, и по десять человек начали отсчитывать, загонять в сарай и расстреливать. Когда от сотни осталось человек десять, в числе которых была и я, нас поставили метрах в 20 от сарая. Сарай подожгли, оттуда раздавались крики запертых там, еще не добитых людей. Все сгорели вместе с сараями…”
[1]Приложение 6.Из спецсообщения об аресте активных членов военно-фашистской организации “Айзсарги”: “Лейманис А.Ю…в августе месяце 1943 года был зачислен в 282 – А карательный полицейский батальон, в составе которого в течение пяти месяцев участвовал в карательной экспедиции в Литве и Польше по угону молодежи в Германию…”. “С февраля 1944 года Берзиньш А.Я. служил в 316-м батальоне 2-го Лиепайского полицейского полка, в составе которого участвовал в карательных экспедициях против партизан в Польше и Латвии…”
[2]Приложение 7.Из спецсообщения от 23 января 1945 года об аресте гражданина Латвийской ССР Спудиньша Людвига Карловича по ст. 58-1 “а” УК РСФСР. Выдержка из показаний задержанного: “В августе 1943 года 278-й полицейский батальон передислоцировался в Польшу… где так же при содействии авиации прочесывали леса и деревни на предмет обнаружения в них лиц, ведущих борьбу против немцев… В декабре 1943 года 278-й полицейский батальон приехал в Россию в район озера Освее. В этом районе действовало несколько таких батальонов. Здесь нашему батальону были приданы специальные отряды СД и даже авиация. В России наш батальон часто переезжал вдоль латвийской границы. Самолеты в этих районах бомбили деревни, а отряды СД совместно с полицейскими батальонами действовали по лесным массивам, где вылавливали местных жителей, скрывавшихся от бомбежки. Лица, обнаруженные и пойманные в лесах передавались отрядам СД, а впоследствии их расстреливали. Личный состав батальона питался за счет награбленных продуктов у местных жителей…”
[3]Приложение 8. Из спецсообщения начальника Управления контрразведки “СМЕРШ” 2-го Прибалтийского фронта от 18 августа 1944 года “Об издевательствах немцев и их пособников из латышских частей “СС” над советскими военнопленными”.
“В ночь на 6 августа с.г. 65 Гвардейский стрелковый полк 22 Гвардейской стрелковой дивизии в районе деревни Бобрыни (Латвийская ССР) производил наступательную операцию. Немцы и латыши из дивизии “СС” обошли боевые порядки гвардейцев, напали на них с тыла и отрезали небольшую группу советских солдат и офицеров от своих подразделений. При этом во время боя из группы было ранено 43 бойца и командира, которые, ввиду создавшейся тяжелой обстановки, не могли быть эвакуированы и были захвачены немцами.
Захватив пленных, немецкие мерзавцы устроили над ними кровавую расправу.
Рядовому Караулову Н.К., младшему сержанту Корсакову Я.П. и гвардии лейтенанту Богданову Е.Р. немцы и предатели из латышских частей СС выкололи глаза и нанесли во многих местах ножевые ранения.
Гвардии лейтенантам Кагановичу и Космину они вырезали на лбу звезды, выкрутили ноги и выбили сапогами зубы.
Санинструктору Сухановой А.А. и другим трем санитаркам вырезали груди, выкрутили ноги, руки и нанесли множество ножевых ранений.
Зверски замучены рядовые Егоров Ф.Е., Сатыбатынов, Антоненко А.Н., Плотников П. и старшина Афанасьев.
Никто из раненных, захваченных немцами и фашистами из латышей, не избег пыток и мучительных издевательств.
По имеющимся данным, зверская расправа над ранеными советскими бойцами и офицерами была произведена солдатами и офицерами одного из батальонов 43 стрелкового полка 19 Латышской дивизии СС”.
[4]Приложение 9.
Из рапорта офицера особых поручений Штаба Русской Освободительной Армии поручика В.Балтинша, 26 мая 1944 года, полковнику Позднякову, Представителю Русской Освободительной Армии в г.Риге.
В середине декабря 1943 г. по делам службы мне пришлось (с несколькими сотрудниками) быть в районе Белоруссии (быв. Витебской губернии), в деревнях Князево (Красное), Барсуки, Розалино и др. Эти деревни занимали немецкие части и терпимо относились к населению, но когда им на смену пришли латвийские части СС, сразу начался беспричинный страшный террор. Жители были вынуждены по ночам разбегаться по лесам, чтобы не быть убитыми. Вокруг этих деревень лежало много трупов женщин и стариков. От жителей я узнал, что этими бесчинствами занимались латвийские СС.
23 апреля 1944 г. мне пришлось быть в деревне Морочково. Вся она была сожжена. В погребах хат жили эсэсовцы-латыши. В день моего прибытия туда их должна была сменить немецкая часть, но мне всё-таки удалось поговорить по-латышски с несколькими из них, правда фамилий их не знаю. Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат трупы убитых женщин, стариков и детей, сотни непогребенных трупов, а также убитые лошади. Ответ был таков: "Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских".
Когда эта латышская часть уходила, она взяла с собой в качестве наложниц нескольких русских женщин и девушек. Им вменялось в обязанность, кроме того, стирать бельё солдатам, топить бани, чистить помещения и т.п.
На следующий день мы перешли маленькую речку и нашли вблизи неё несколько уцелевших хат и жителей. При виде нас последние испугались, но нам удалось быстро успокоить их. Мы показали им семь свежих крестов на могилах, в которых мы захоронили трупы, и рассказали о том, что видели. Крестьяне горько рыдали и рассказывали о том, что им пришлось пережить за время пребывания здесь латвийских СС.
В начале мая в районе деревни Кобыльники в одной из ложбин мы видели около 3 тыс. тел расстрелянных крестьян, преимущественно женщин и детей. Уцелевшие жители рассказывали, что расстрелами занимались "люди, понимавшие по-русски, носившие черепа на фуражках и красно-бело-красные повязки на левом рукаве", то есть это были латвийские СС.
[5]Приложение 10.Из приговора Нюрнбергского Трибунала: “Обдуманный и систематический характер преследования евреев лучше всего иллюстрируется докладом бригадного генерала СС Штропа, на которого была возложена ответственность за уничтожение гетто в Варшаве, фактически проведенное в жизнь в 1943 году. Этот отчет был представлен Трибуналу в качестве доказательства…и на его первой странице была сделана надпись “Еврейское гетто в Варшаве больше не существует”. Штроп говорит в своем отчете, что в результате его мероприятий в Варшаве уничтожено 56065 человек”
[6].
[1] Центральный архив ФСБ.
[2] Центральный архив ФСБ.
[3] Центральный архив ФСБ.
[4] Центральный архив ФСБ.
[5] “Источник” //1998 №2 - с.74-75
[6] Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8 томах. Т.8. М., Юридическая литература, 1997, С. 633-634.
Комментарии