Итоги нефтяной битвы

На модерации Отложенный

Россия потратила в 2014-2016 годах 965 долларов в расчете на одного человека из золотовалютных резервов, чтобы справиться с рисками девальвации рубля, сообщают  аналитики «Финэкспертизы». Согласно оценке специалистов, это лучший результат среди нефтедобывающих стран, решавших аналогичную проблему. При этом курс рубля по отношению к доллару обесценился менее, чем в два раза (но очень близко).

Саудовская Аравия потратила на эти же цели 3,6 тысячи долларов на человека, Катар — 2,8 тысячи долларов, Норвегия — 1,4 тысячи долларов. В период низких цен на нефть золотовалютные резервы Банка России сократились на 142 миллиарда долларов.

Но зато в 2017 году резервы банка России стали расти.

Эти средства были направлены на поддержание курса рубля через валютные интервенции. При этом российская валюта к сегодняшнему дню отыграла большую часть понесенных тогда потерь. Мы же помним и курс 70, и ожидания 100 рублей за доллар.

Существенную роль в экономии золотовалютных резервов сыграл переход к свободному образованию курса рубля, объявленный Банком России в ноябре 2014 года.

В результате валютные интервенции проводились лишь ради сглаживания резких колебаний на валютном рынке, не мешая девальвации и последующему укреплению рубля. Большинство нефтедобывающих стран действовали другими методами: они либо тратили резервы на поддержку национальной валюты (как Саудовская Аравия), либо не тратили их совсем, допуская резкое падение курса (как Казахстан).

Именно поэтому Казахстан оказался самым экономным в плане расходования резервов: его антикризисные меры обошлись казне в 75 долларов на человека. Однако это объясняется относительно небольшим объемом золотого запаса (около 30 миллиардов долларов). Также небольшие суммы потратили Нигерия (80 долларов на одного жителя страны) и Венесуэла (187 долларов на человека).

При этом Венесуэла   израсходовала все имеющиеся у нее резервы (как и Канада). При этом девальвация валюты латиноамериканской   страны составила минимум 780% и привела к голодным бунтам.

Валюты практически всех нефтедобывающих стран сильно девальвировались за последние три года. Исключением стали лишь Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Все эти страны направили резервы на поддержание курса (отсюда и большие затраты). По такому же пути пошла Канада, которая объявила 3 марта 2016 года о том, что продала весь свой золотой запас.

Для России девальвация национальной валюты имела оздоравливающий эффект для внутреннего производителя. Ослабление рубля создало широкие возможности для наращивания внутреннего производства, прежде всего в сельском хозяйстве. В чем пришлось убедиться на собственном опыте при походах в магазины. При этом неизбежно  упал уровень благосостояния граждан России. Особенно в части импортируемых товарах и при выездах за границу.

Но, соразмеряя с масштабами нефтяной войны и ее продолжительностью, приходиться признать, что потери оказались минимальны. "Региональная бензоколонка" показала большую устойчивость к внешним давлениям, чем СССР.

Россия не только не оказалась в долгах и на коленях, но и укрепила свою устойчивость, создавая все больше самодостаточных секторов экономики, не зависящих от внешних факторов. Начатая против нас экономическая война не закончена, но все возможные варианты давления оказались не эффективными - "Крымнаш" и Донбасс не уничтожен Хунтой, тем более не взят под контроль.

И вот теперь начинается самое интересное. Что будет в случае, если в ответ на начало наступления ВСУ на Донбассе, Россия на самом деле введет войска по самые гланды границы Польши? Или, что более вероятно, по Галицию, договорившись с поляками, а то и с венграми?