Президента — убить, мэрию захватить. Как и зачем бунтует Россия
Илья Пьянзин, неудавшийся убийца Путина, подал прошение о помиловании. Он обратился лично к президенту, которого за пять лет до этого собирался взорвать. Пока Путин обдумывает ответ, «Сноб» вспомнил, кто и как в новейшей истории России покушался на власть и что из этого вышло
Как водочный король захватил мэрию
1996 год. Водочный король Златоуста Александр Морозов, местный криминальный авторитет с внешностью голливудского актера, врывается в кабинет мэра:
— Я чужой человек, что ли, здесь? Вы чё здесь в масках навели? Чечня здесь, что ли, Афганистан? Чечню хотите здесь? — орет Морозов.
В коридоре топчутся местные милиционеры. Это они в масках. Пожилая сотрудница администрации пытается урезонить Морозова, но он кричит:
— Вам здесь жить! Кто о вас будет заботиться?
Морозову 25 лет. В здании — его братва, и ее больше, чем милиционеров. Мэр Караваев молчит: его сына недавно убили в уличной драке. Корреспондент BBC, приехавший по приглашению Морозова, фиксирует на ручную камеру «как душат демократию в маленьком уральском городе».
За несколько месяцев до этого генерал Лебедь открыл в Златоусте филиал движения «Честь и Родина». Морозов предложил местному лидеру движения Владимиру Максимову кресло мэра и деньги на избирательную кампанию. Максимов предложение принял, но то ли стал вести двойную игру, то ли просто неосторожно бросался словами — что с Морозовым он разберется после победы. Морозов об этом узнал и зарегистрировался как самостоятельный кандидат.
— Зачем? — спросил его Максимов.
— Только для страховки. Представь, поехал ты в Челябинск, а по дороге что-то с тобой случилось. Тут я и сгожусь.
Морозов взыскал с Максимова потраченные на кампанию деньги — и с процентами, а по городу развесил билборды с собственной фотографией и слоганом «Смелый, решительный, достойный».
За три дня до выборов Морозов просто захватил здание мэрии. Это не помогло ему победить, но и проигравшим его сложно назвать. Его не посадили в тюрьму за захват здания администрации, он продолжил бизнес, начинавшийся с обычного рэкета городских ларьков и выросший к тому моменту в водочную империю.
Проиграв кресло мэра, в том же 1996 году Морозов избрался депутатом челябинского ЗАКСа. Тогда он был уже хорошо известен в Москве, дружил с Иосифом Кобзоном и Вахтангом Кикабидзе. В Москве у Морозова был туристический бизнес — через него и благотворительный фонд «Терек» легализовывали криминальные деньги. «Терек» занимался и реальной благотворительностью — покупал квартиры ветеранам боевых действий в Чечне.
На Урале Морозова любили. В Челябинске он возглавил комиссию по противодействию коррупции, отремонтировал местное отделение скорой помощи, собирал деньги с местных бизнесменов в свой фонд и говорил, что зарабатывает не на рэкете и водке, а на туризме.
В мае 1997 года Морозов сбил гаишника, который остановил его для проверки документов. Морозова лишили депутатской неприкосновенности, посадили в СИЗО. Судили сначала за гаишника, а потом за рэкет и убийства.
Дали ему 19 лет. Морозов отсидел по полной и вышел на свободу в 2016 году. Сам он считает, что действовал так же, как чуть позже Владимир Путин: пытался навести порядок сильной рукой, и его просто убрали в политической игре.
В тюрьме Морозов много читал, особенно полюбил философа Ивана Ильина, выучил наизусть «Божественную комедию Данте».
Выйдя на свободу, Морозов сообщил, что хочет помогать жертвам своих преступлений и заниматься общественной деятельностью. Для этого он организовал монашеский рыцарский орден «Морозов — Братство — Златоуст». В мае этого года он обратился к мэру Златоуста Вячеславу Жилину с требованием установить в городе пандусы для инвалидов.
«Ты пока не инвалид, но все же бывает в жизни, — написал Морозов мэру. — И задумайся, как ты на коляске будешь приезжать к новому мэру на прием по такой ступеньке».
Как полковник с арбалетом свергал Путина
17 марта 2005 года около 9 утра глава РАО «ЕЭС Россия» Анатолий Чубайс выехал на работу с дачи в Жаворонках. На выезде из деревни стоял автомобиль Saab.
Когда BMW Чубайса снизил скорость перед выездом на оживленную трассу, на обочине взорвался фугас. Из леса выскочили люди в белых маскхалатах и начали стрелять. Охранники Чубайса открыли ответный огонь. Люди в маскхалатах прыгнули в Saab и скрылись; никто не пострадал. По версии следствия, операцией руководил полковник Квачков, а Saab принадлежал его жене.
Неизвестно, когда мятежный полковник Владимир Квачков впервые понял, что война идет уже давно, только никто об этом не знает. Этот тезис, к примеру, заявлен в уставе созданного им движения «Пара Беллум». Сам Квачков воевал всю жизнь. Сначала в Афганистане, потом в Таджикистане.
Квачкова арестовали в конце марта 2005 года. Его обвинили в организации покушения на Чубайса вместе с подельниками — Иваном Мироновым, Александром Найденовым и Робертом Яшиным.
Квачков свою причастность к делу отрицал. Находясь в СИЗО, он попытался стать депутатом Госдумы. Квачкову в регистрации отказали, и он объявил голодовку. Михаил Ходорковский, с которым он в тот момент сидел в одной камере, не поддержал протест. Но тем не менее между сокамерниками установились дружеские отношения.
5 июня 2008 Квачкова отпустили. Присяжные посчитали, что вина не доказана. На следующий день в интервью радио «Эхо Москвы» Квачков назвал Чубайса «национальным изменником и предателем», а Россию — страной, которая «оккупирована еврейской мафией». Общественная палата попросила проверить высказывание Квачкова на экстремизм. Экстремизма не нашли.
По версии ФСБ, сам Квачков в это время планировал нечто более серьезное. Он создал «Народное ополчение имени Минина и Пожарского». «Имена Минина и Пожарского включены в название организации по причине разительной схожести сегодняшнего положения России с обстановкой четырехвековой давности, — писал Квачков в воззвании. — Неразбериха на самом верху — не поймешь, кто управляет страной… межклановая грызня… измена бояр… воровство и самоуправство… разбой на улицах… вторжение с Запада».
21 февраля 2009 года Квачков стал начальником штаба ополчения. Он ездил по России, встречался с военными и вел среди них антиправительственную пропаганду.
Квачков с соратниками планировал захватить оружие в нескольких воинских частях, после чего устроить поход на Москву. Мятежники должны были занять города Иваново и Владимир, затем блокировать дороги, ведущие в Москву, «присоединяя к себе всё новые отряды восставших», и выдвинуть Кремлю ультиматум о немедленной передаче власти. Военных предполагалось разоружить мирным путем, агитируя их перейти на свою сторону.
23 декабря 2010 года, на следующий день после оправдательного приговора по делу Чубайса, Квачкова задержали сотрудники ФСБ по обвинению в организации мятежа и терроризме.
При задержании Квачков сказал, что это дело рук Чубайса, а на суде заявил, что не собирался поднимать мятеж, а готовил партизан на случай войны с иностранным агрессором. В то же время он отстаивал «право на восстание против тирании и угнетения».
Квачков назвал дело против себя сфальсифицированным и заявил, что следствие обвиняет его в подготовке переворота с помощью людей, вооруженных арбалетами. Обвинение это выдвинуто, потому что тренировки членов организации НОМП проходили в лесу около города Коврова, именно там была задержана группа мужчин, вооруженных арбалетами. Квачков же утверждал, что они всего лишь тренировались в стрельбе из арбалетов, приобретенных на законных основаниях.
Когда Квачков уже был под арестом, его единомышленники, члены «Народного ополчения имени Минина и Пожарского» разработали план: в День ВДВ захватить ГУВД, ФСБ, МЧС Екатеринбурга, уничтожить их руководство, взорвать электростанции, собрать все мужское население и держать оборону, дожидаясь подкрепления. Осуществить план не удалось — заговорщиков арестовали и отправили под суд.
Сейчас Владимир Квачков находится в колонии строгого режима, он осужден на 8 лет. НОМП в 2015 году признали террористической организацией и запретили в России.
Как житель села Погост доказывал, что он президент
В январе 2000 года, когда Владимир Путин только осваивался в Кремле, на уроженца села Погост Ивана Зайцева вышли клонированные люди, которые избрали его президентом. По крайней мере, так он рассказывал психиатру.
А через год, в январе 2001-го, он увидел тайный знак в программе «Куклы». В своей книге «Оксана Федорова Богиня Вселенной» он подробно описывает этот эпизод:
«Когда я себя узнал в “Куклах”, то я испытал шоковый страх, только не за себя, а за Россию. Когда кукла с лицом Путина играла роль Ивана, который написал письмо “на деревню дедушке”, и Иван в этом письме умолял забрать его к дедушке — Путину в сказочное будущее. [...] Вот тогда я понял на все сто, что Путин меня обвел вокруг пальца, и дни для России сочтены, и скрытая тоталитарная диктатура уже началась в реальном времени».
28 марта 2001 года Зайцев поехал в Москву — арестовывать Путина. Он подъехал на своих «жигулях» к шлагбауму у Боровицких ворот. Зайцева остановили. Диалог с охраной он приводит в своей книге:
— Ты не заблудился?
— Нет, не заблудился, я еду в Кремль к Путину, пропустите меня.
— А пропуск у тебя есть на въезд в Кремль?
— Пропуска у меня нет, но Путин знает обо мне и ждет меня в Кремле, а пропуском моим являются мои документы.
Зайцева отвезли в седьмой психдиспансер, продержали там два месяца и отправили домой, в родной Погост.
Во Владимирской области у него было 10 братьев и сестер. Через месяц одного из братьев убили — кто-то отрезал ему голову в его собственной квартире, во Владимире. Тогда Иван Зайцев сделал запись в своем дневнике: «Отрезать Путину голову».
Затем Зайцев стал готовиться к преступлению. Возмутило его не только жестокое убийство брата. Как он рассказывал психиатру, в Путине Зайцев видел немецкого шпиона, ведущего страну к нацизму. Особенно беспокоили Ивана подавление СМИ, разгул нацистских группировок и пропаганда спорта.
6 февраля 2002 года он решился. На тех же «жигулях» он подъехал к Боровицким воротам. На вопрос постового, есть ли у Зайцева пропуск, тот сказал:
— Какой на хрен пропуск, я настоящий президент России. Подними шлагбаум!
Постовой убежал в будку, Зайцев объехал шлагбаум и доехал до второго. Выйдя из машины, он спросил у растерянных охранников, почему опущен шлагбаум.
— Я настоящий тайный президент России. Понятно вам, кто я такой? — кричал Зайцев. — У меня в машине лежат документы, которые подтвердят вам, что я настоящий президент России!
Зайцев полез в бардачок и вынул из него «свой сертификат качества на отрубание Путину головы».
— Вот эти документы! И немедленно доставить сюда мне Путина — я сделаю то, что в этих документах написано!
Зайцева скрутили и отправили в ту же психушку. Через два месяца его благополучно выписали, а через пару лет он написал книгу о своей жизни и приключениях. Дальнейшие его следы теряются.
Как домохозяин из Казахстана попал в террористическую ячейку
Илья Пьянзин никогда толком не работал. Он сидел с детьми, а его жена Марина работала по контракту врачом в арабских странах. Там они прожили все нулевые.
В 2012-м Марине срочно понадобилось уехать домой в Казахстан. Она оставила мужа одного в Египте. Пока жена была в отъезде, Илья познакомился с двумя чеченцами — Русланом Мадаевым и Асланом Осмаевым, участниками террористической группировки «Имарат Кавказ». В 2007 году Осмаев сбежал из России, после попытки покушения на Рамзана Кадырова.
Какое-то время чеченцы просто общались с Пьянзиным, затем предложили ему поехать на Украину и заняться бизнесом, а каким, не пояснили. Когда они приехали в Одессу и начали взрывать в безлюдных местах бомбы, Пьянзин все понял. У Осмаева и Мадаева был заказ лично от Доку Умарова — сначала устроить несколько терактов, а потом убить президента России. Покушение планировали совершить на Кутузовском проспекте. Там находился схрон, куда еще в 2007 году Осмаев перевез боеприпасы, которые ждали своего часа.
Террористы делали бомбы и изучали, как перемещается кортеж Путина. Так прошел месяц. Пьянзин боялся и не знал, что делать; убивать российского президента он, по собственному признанию, не хотел — в России он на тот момент не бывал, Путина видел лишь по телевизору и зла ему не желал.
Спасло Пьянзина то, что Мадаев плохо разбирался во взрывотехнике. Во время работы над очередной бомбой он сделал что-то не так, и устройство взорвалось. Мадаев погиб, Осмаев и Пьянзин получили ранения. Пьянзина задержали на месте взрыва, Осмаеву удалось сбежать, его задержали только через месяц.
Пьянзина выдали России по запросу Генпрокуратуры и быстро судили — дали десять лет. Осмаева тоже должны были отправить в Россию, но ЕСПЧ рекомендовал Украине не делать этого. В итоге его посадили в одесскую тюрьму, а в 2014 году выпустили на свободу. Осмаев сразу отправился воевать в АТО — его зачислили в батальон имени Джохара Дудаева. В феврале 2015-го он стал командиром батальона, а в мае батальон в результате внутренних конфликтов распался. 1 июня в Киеве Осмаева тяжело ранил человек по кличке Динго, которого называют «личным киллером Кадырова». Жена Осмаева Амина Окуева открыла ответный огонь и ранила Динго. Сейчас оба лежат в больнице.
Пьянзин в это время учился в тюрьме на токаря. Не державший, по словам жены, в руках ничего тяжелее книги, Пьянзин освоил в заключении еще три профессии — раскройщика, отделочника, столяра — и отправил несколько своих месячных зарплат в фонд помощи детям ДНР и ЛНР.
После четырех лет заключения он попросил Путина о помиловании.
Игорь Залюбовин,Карина Башаева
Комментарии