Глава 11. Боевики в рясах

На модерации Отложенный

 

Глава 11. Боевики в рясах.

 

Однако вновь вернемся от современного криминала к историческому.

Здесь надо сделать некоторое пояснение для неискушенных читателей.

У них из сказок самих «святых отцов» могло сложиться мнение о монахах как о неких «сирых и немощных», получивших «призрение под сенью божьей обители».

Или как о неких подвижниках, не от мира сего, погруженных в нескончаемые молитвы, воздержания и посты.

Да еще и странствующих по городам и весям, с кружками для «пожертвований на храм».

Естественно, были и такие, черную работу должны были делать какие-то черные!

И делали - за кусок тряпки, чтобы прикрыть собственные мощи, и кусок хлеба, чтобы поддерживать эти мощи, пусть неисправными, но, худо-бедно, на ходу…

 

Но вот, что интересно.

Пытаясь найти в И-нете рисунки таких сирых и немощных монахов с кружками для сбора приношений «на храм», мы не нашли ни одного!

Видимо, это уже такая неактуальная архаика…

Сейчас церковь собирает бабло совсем по другой, более современной технологии!

И вместо этих «сирых и немощных» И-нет в неограниченном количестве выдал рисунки довольно жизнерадостных и вполне упитанных монахов с кружками… для пития горячительных напитков!

И для которых больше подходили бы такие ключевые слова, как: пиво, пьяница, выпивоха, монах, жирный, ловкач, фальшивый святой и так далее…

Но эти понятия, хотя тоже испокон веков архаичные, остаются вполне актуально современными и по сей день!

Судите сами.

 

Иллюстрация – Вывеска, Бар «Веселый монах» -

  

Неизменные ключевые слова: пиво, пьяница, выпивоха, монах, жирный, ловкач, фальшивый святой… -

 

 

Иллюстрация - Без комментариев -

 

 

Иллюстрация - Гоним, гоним, самогоним, с божией помощью… -

 

 

Иллюстрация - Памятник монаху с кружкой пива в Перми -  

 

 

Иллюстрация - За здоровье господа бога! -  

 

Становление русской православной церкви происходило в феодальном обществе, и поэтому она была плоть от плоти этого общества.

Состав высшего духовенства и так называемого «белого монашества» был точным слепком со светского высшего общества.

Епископы избирались обязательно из бояр.

В монахи шли князья или бояре, так как постригавшийся обязан был делать взнос в «общак» - или селами, или приличными денежными суммами.

Даже из купцов и зажиточных крестьян монахи встречались редко, только как исключение.

 Понятно, что такие «монаси» никаких особых забот и тягот не испытывали, на работы и «послушания» не наряжались и жили в свое удовольствие.

Для них монастырь был чем-то, вроде пансионата для рантье.

 Некоторое представление о таком образе жизни могут дать сценки из «монашества» товарок госпожи Буонасье, показанные в русском варианте фильма «Три мушкетера».

Во многом это художественный вымысел, конечно, но суть схвачена точно.

Понятно, что такие монахи или монашки на кухне картошку не чистили, дрова не рубили и на огороде грядки не пололи.

И с кружками по деревням не ходили.

 Так же, как для госпожи Буонасье, монастыри частенько служили тюрьмами, в которые упрятывали неугодных властям значимых людей…

Приснопамятная Бастилия строилась и служила крепостью прежде, чем стать тюрьмой.

 

Иллюстрация - Штурм Бастилии 14 июля 1789 года   -

 

И монастыри практически всегда строились тоже в качестве крепостей, служа полувоенными форпостами на границах государства.

  

Иллюстрация – Башня Печорского монастыря с бойницами -

 

А в военное время становились полновесными военными объектами.

Знаменитый Соловецкий монастырь был одновременно и монастырем, и крепостью на северных границах молодой России.

И тюрьмой в царское время, и концлагерем для политзаключенных в советское…

По своим техническим параметрам он был спроектирован для этого, как нельзя лучше!

  

Иллюстрация - Соловецкий монастырь-крепость -

 

Формальный характер боярско-княжеского монашества вовсе не требовал от них каких-то благочестивых «подвигов» для спасения их души.

Они вроде бы исполняли какую-то функцию, даже молились за кого-то или за что-то…

Но в основном просто давали контингент «почетных и благородных старцев» для замещения должностей митрополитов, епископов, архиепископов и т.д.

А отправляя функцию т.н. «богомоления», отправлять все прочие «подвиги благочестия» они предоставляли фанатикам, уходившим в схиму куда-нибудь «в пустынь».

И там ведшими аскетическую жизнь.

Или сидевшим в затворничестве здесь же, в качестве экспоната «благочестия».

Но и богомоление эти барствующие монаси отправляли без особого рвения.

Тогдашние писатели, касавшиеся монастырских нравов 14-15 веков, сходятся во мнении, что вчерашний боярин или князь, становясь монахом, продолжал вести такую же праздную и разгульную жизнь, как и до пострига.

Даже Иван Грозный возмущался, что:

«во всех монастырях держатся хмельные напитки и монахи предаются пьянству, по кельям незазорно ходят женки и девки, а «робята молодые живут там невозбранно».

(По мнению тогдашнего идеолога монашества, Иосифа Волоцкого, «робята молодые» были для монахов еще опаснее, чем женщины!)

 При таких нравах строгим игуменам оставалось либо бесславно уходить с поста, либо внедрять дисциплину «жезлом и затвором», рискуя собственной бородой!

Например, игумен Троице-Сергиевской лавры Паисий Ярославов, после двух лет игуменства, попросту сбежал из монастыря!

Потому что так и не смог обратить монахов на путь благочестия, на молитву и на пост:

«…бяху бо там бояре и князи постригашеся не хотяху повинутеся…»

Понятно также, что на монахов, принятых в монастырь «за ради бога», такие «настоящие» монахи смотрели пренебрежительно.

«С укоризною», как на чернь.

Такие монахи и были чернью, и даже так и назывались: черными монахами или чернецами.

 Поскольку распространять свою власть и удерживать людей в повиновении приходилось не только «словом божьим», но и силой, была среди белых монахов изрядная прослойка откровенных боевиков.

Читатель наверняка слышал, что Сергий Радонежский, благословляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, дал ему в помощь и своих опричников.

В том числе и двух знаменитых иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Перед началом битвы, как это было заведено в те времена, сначала схватились между собой самые могучие богатыри из противостоящих сил.

От Мамая выступил Тимур-мурза (Челубей).

А от русского войска – инок Троице-Сергиева монастыря, Александр Пересвет.

Как известно, оба в схватке погибли, но не в этом суть.

  

Иллюстрация – Наивная картинка - поединок Пересвета с Челубеем -

 

Челубей был мурза, то есть, знатного рода.

Под стать ему был и Пересвет: по происхождению – брянский боярин.

Так что, какие уж там, «немощные и сирые»?!

  

Иллюстрация – Картина, более реалистичная -

 

 Естественно, церковь перед светской властью в долгу не оставалась.

Новый христианский бог мыслился князьями, как их собственный, княжеский бог.

Этот бог давал им власть, венчал их на княжение, помогал им и в ратных и мирских делах.

И достойно принимал их души в своих чертогах после их кончины.

 

Вот, что пишет Карамзин в «Истории государства российского»:

«…Восшествие государя на трон соединено было с обрядами священными: митрополит торжественно благословил Долгорукого властвовать над южною Россиею; киевляне, новгородцы сажали князей на престол в Софийском храме.

Князь в самой церкви, во время литургии, стоял с покровенною главою, в шапке или клобуке (может быть, в венце); украшал вельмож своих златыми цепями, крестами, гривнами; жаловал придворных в казначеи, ключники, конюшие и проч.»

 

В данном случае мы Карамзину верим!

Если даже он пишет про князей такое, значит, могло быть и гораздо похлеще!

Как видим, князь стоял в обители бога с «покровенной главою», в шапке, по-свойски и запанибрата с господом.

Как с равноправным «подельником» в своей вотчине!

Церковь всячески поддерживала эту идеологию в пастве, обеспечивая послушание народа княжеской власти.

Достаточно напомнить факт, что первыми русскими святыми, т.е. первыми новыми богами новой церкви, были провозглашены ничуть не «слуги божьи»!

Это были князья Борис и Глеб, убитые после смерти Владимира во время дележки наследства.

 Никаких заслуг - ни перед церковью, ни перед обществом, для удостаивания такой великой чести, эти двое не имели.

Но новой церкви уже нужен был свой пантеон.

И доказательство, что она не зря ест хлеб, пожалованный ей княжеской властью.

Верховные клирики доложили князю, что тела убиенных «присно все целы», что лица их светлы, как лица ангелов, и что от них исходит святое благоухание!

Да еще распустили слух о чудесах, творимых новооткрытыми мощами!

У князя Ярослава тоже были свои резоны, и по наущению митрополита, в честь своих «мученически убиенных» братьев Бориса и Глеба, он построил большую церковь.

И объявил братьев святыми, и покровителями русской земли.

 

Продолжение следует.

 

Следующая, 12 глава – «Нетленные мощи и боевые иконы» -

Предыдущая, 10 глава четвертой части – «На зависть сыну турецко-подданого» - http://maxpark.com/community/43/content/5919190

Начало - http://maxpark.com/community/603/content/5638103

или – «Краткая история Прохиндиады» - http://maxpark.com/user/4295819599?page=5