В Госдуме - новый законопроект о вмешательстве в семью

На модерации Отложенный

 Jul. 13th, 2017 

Анна Кисличенко

Внимание: данный законопроект вернули в Ивановскую думу. Но за его судьбой стоит продолжать следить, поскольку те, кто его подготовил, вряд ли оставят свои попытки. В Госдуму подан законопроект, который невероятно расширяет права органов опеки в отношении детей и дает им беспрецедентные полномочия по вмешательству в жизнь семьи и детей.

Законопроект №187358–7, внесенный Ивановской областной думой, наделяет органы опеки правом без согласия родителей отправлять ребенка в социальный приют или назначать ему бессрочное социальное сопровождение. Такие полномочия органы опеки получают, если сами же признают ребенка находящимся в социально опасном положении (формально - через некую комиссию, консилиум и пр). Как в анекдоте: "Секрет в том, что крокодильчик сам же играет, он же и поет". Четкие критерии "социально опасного положения" , или СОП, в законодательстве РФ отстутствуют. 

К слову, из текста пояснений к законопроекту почему-то следует, что поместить родительского ребенка в социальный приют без согласия родителей можно уже сегодня, однако, видимо, речь идет о краткосрочном пребывании в случае задержания ребенка, его обнаружения и т.д. Новый же законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и статью 12 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» вообще отменяет принцип добровольности социального обслуживания детям в СОП.

Вот что сказано в Пояснительной записке "Законопроектом предлагается внести изменение в статью 4 Федерального закона № 442-ФЗ, устанавливающую принципы социального обслуживания, и сделать исключение из принципа добровольности социального обслуживания для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, что позволит устранить коллизию указанных федеральных законов и обеспечит оказание таким детям необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации."

Мне вспомнилось, как несколько лет назад, перед принятием закона о соцобслуживании я присутствовала на встрече родительских активистов с главой Комитета Госдумы по соцполитике Ольгой Баталиной и сенатором Галиной Кареловой. Тогда общественность выступала против принятия закона. Одним из наших требований были именно добровольность соцобслуживания и заявительный принцип. Это и было в результате отражено в тексте закона. Но вот прошло 3 года... И маленькие поправки грозят окончательно превратить социальную систему в карательный орган, лишающий родителей прав на своих детей. Пусть зачастую это родители-безработные, погорельцы.

Согласно смыслу нового законопроекта, если органы опеки и соцзащита признают ребенка в социально опасном положениии, то родители теперь не смогут представлять его интересы: отныне на усмотрение органа опеки или социальной службы ребенку принудительно назначают социальное сопровождение либо помещают его в социальное учреждение. Социальное сопровождение в данном случае - это когда за родителей какие-то дяди тети будут решать все о лечении и образовании ребенка, о психологическом сопровождении, различных диагностиках и пр. даже если ребенка еще не поместили в приют. Понятное дело, что ответственность "сопровождателей" за эти действия и их последствия на ребенке не прописана.

Данный законопроект грубо нарушает Семейный кодекс РФ, критически сокращая права родителей на принятие решения в отношении своих детей. Однако Комитет по социальной политике Госдумы почему-то этого не увидел. Это внушает большие опасения относительно дальнейшей судьбы скандального законопроекта.

Уполномоченная по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова дала в Госдуму отрицательное заключение на законопроект, заявив в интервью РАПСИ следующее: «Считаю данный законопроект недопустимым и противоречащим нормам Семейного кодекса РФ.

Принятие его дискредитирует права родителей и позволит органам системы профилактики «бесцеремонно» вмешиваться в дела семьи, решать судьбу и статус ребенка. То, что предлагается законопроектом, имеет смысл только по отношению к детям, находящимся в социально-реабилитационных центрах по решению органов опеки (Решение опеки выдается на основании добровольного заявления родителей - мое). В иных случаях принятие закона может обернуться недопустимыми инцидентами, связанными с оказанием принудительной социально-медицинской помощи. Под ударом окажутся дети, чьи родители имеют ненормированный рабочий график, или дети, за которыми временно приглядывают бабушки и дедушки. Без соответствующей доработки принятие законопроекта будет большой ошибкой на уровне государства», — сказала Кузнецова.

Если закон будет принят, то органам опеки в том числе больше не придется вынуждать родителей подписывать против воли "добровольное заявление" на помещение их ребенка в социальное учреждение - в сиротский приют. Ведь помещение ребенка в приют - это также социальная услуга. До сегодняшнего дня органы опеки вынуждены давлением, обманом, прочими манипуляциями заставлять родителей, часто под диктовку, подписывать такое "добровольное заявление". Именно на основании заявления родителей орган опеки выписывает постановление о размещении ребенка в приюте. В результате в СМИ часто оглашается статистика, что 85% детей в приютах находятся в социальных учреждениях по заявлению своих родителей, а общество вздыхает "ах-ах, какие плохие родители!".

Пока без согласия родителей изъятие органом опеки ребенка из семьи и помещение его в приют может рассматриваться как уголовные преступления - похищение и незаконное лишение свободы (ст.126 и 127 УК РФ). Новый закон закрепит порочную практику принудительного изъятия и помещения в приют. Большую путаницу вносят в сознание людей слова "социальные службы", "социальные услуги", "социальное сопровождение". Мало кто понимает, что и кто конкретно за ними стоит, в частности, мало кто знает, что во многих регионах России орган опеки является составной частью социальных служб. Для того, чтобы немного составить собственное представление о содержании этих понятий предлагаю прочитать "Порядок предоставления социальных услуг несовершеннолетним, признанным нуждающимися в социальном обслуживании", уже сегодня используемый в Югре.

Что это за ребенок, которого можно признать в социально опасном положении? Это ребенок, который "вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия." Так гласит закон. Однако, никакой конкретики, что такое "обстановка, не отвечающая требованиям по воспитанию ребенка" нигде нет. Да и как отличить ребенка со статусом "в трудной жизненной ситуации" от ребенка со статусом "в социально опасном положении" - нигде не описано.

Что любопытно, никто из законодателей пока не усмотрел в законопроекте ничего противоправного, в том числе Правовое управление. Правда, Правове управление увидело, что под реализацию закона потребуется дополнительное финансирование и потому нужно обязательно запросить мнение Правительства РФ - а дадут ли денег? Ведь если социальное сопровождение будет принудительным, хотя бы для начала для детей, то его объем в России явно вырастет в разы. Поскольку каждая соцуслуга - это конкретные ставки и тарифы. Кто-то просто протянул ручки еще глубже в бюджет, а результатом будут еще больше поломанных человеческих судеб?

#ЗащитимНашихДетей