Правление женщин-императриц в России
Правление женщин-императриц в России – крайне интересная и своеобразная страница в истории страны. Смерть ПетраI явилась не только уходом из жизни великого реформатора земли русской, но и началом периода правления женщин - императриц, которые в русской истории сыграли неоднозначную роль.
Значительный отрезок XVIII в. на российском престоле правили три императрицы – Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II. Их правление разные историки оценивают по-разному. Как и в любом правлении, там есть как плюсы, так и минусы.

Было еще относительно кратковременное правление Екатерины I, но ее деяния практически полностью заслонены гигантской фигурой фаворита Петра I – светлейшим князем А.Д. Меньшиковым. Насколько верной, тактичной и умной женой Петра I была Екатерина I, настолько же незаметным оказалось ее правление на российском престоле.

И вот на российском престоле появляется Анна Иоанновна. Личность Анны Иоанновны во всех периодах ее жизни описывается яркими красками, при этом темных значительно больше.
Являясь дочерью царя Иоанна Алексеевича (брата Петра I), Анна с детства воспитывалась с целью выдачи ее замуж за представителя одного из европейских королевских домов. Касаясь государственной деятельности Анны Иоанновны, следует отметить, что, став императрицей, Анна тотчас разогнала Верховный тайный совет, заменив его Кабинетом министров, который и управлял всеми делами в государстве. Однако в России первым лицом, который держал в своих руках все нити государственной жизни, был фаворит Анны Бирон. Сама императрица мало вникала в дела. Ее больше занимали и веселили всякого рода маскарады и забавы, наподобие женитьбы своих шутов князя Голицына и камчадалки Бужениновой. В царствование Анны Иоанновны жестокое правление и злоупотребление высших чинов, и, прежде всего Бирона, тяжело сказывались на экономике.
Следующей правительницей-женщиной была Анна Леопольдовна. К власти Анна никогда не стремилась, поэтому, став императрицей, практически не принимала участия в государственных делах. Большую часть времени Анна Леопольдовна проводила за карточной игрой или за чтением романов. Как правительница Анна Леопольдовна не оставила заметный след в истории, да и времени на это не было – правила Анна чуть больше года.

Другой женщиной на троне была Елизавета Петровна – красавица, умница, веселая хохотунья, любительница веселья. Дочь Петра I Елизавета получила довольно хорошее по европейским меркам образование. После смерти отца и матери она была одной из официальных претенденток на российский престол. Но ее не рассматривали в качестве кандидата на трон. Позже Елизавета Петровна возглавила отряд гвардейских офицеров, которые ее поддерживали, и сместила с престола Анну Леопольдовну и ее сына.
Однако стремление к успеху у мужчин и к постоянному веселью не позволяет описать портрет Елизаветы Петровны только в положительных тонах. Ее же собранность и решительность в критические моменты говорит о том, что эта «последняя Романова» явилась истинной русской царицей.
К значительным событиям в сфере науки и искусства во времена Елизаветы можно отнести создание в 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и П.И. Шувалова Московского университета. Кроме того, по их проекту возникли гимназии в Казани и Москве, а в Петербурге была основана Академия художеств.
Характеризуя личность Елизаветы Петровны, современники и историки отмечают фантастическую страсть императрицы к нарядам и развлечениям, которую она к тому же культивировала в придворных кругах и в среде высшего дворянства.
Будучи очень суеверной, она искренне верила в колдовство, духов, сглаз, панически боялась вида покойников и похорон и не расставалась со святыми мощами в ладанках. Однако при всех своих слабостях и недостатках как государственного деятеля Елизавета обладала одним хорошим качеством, унаследованным от отца, Петра I, – выбирать и привлекать к управлению государством способных людей. Государственными делами у Елизаветы, конечно, не без пользы, занимались такие толковые политики, как П.И. Шувалов, А.П. Бестужев-Рюмин. Вполне удачной можно назвать внешнюю политику Российского государства при Елизавете. Продолжая традиции своего отца, императрица смогла добиться укрепления авторитета России на европейском континенте.

Появление на российском горизонте Екатерины II, а точнее принцессы захудалого немецкого герцогства Софии-Фридерики Августы Ангальт-Цербстской пришлось на тот период, когда прерывалась прямая родословная царей Романовых. Однако, эта немка смогла превратиться в Екатерину Великую. Подобного титула, признанного всей Европой, были удостоены только два русских правителя – Петр I Великий и она, Екатерина II Великая.
Из явлений эпохи, теснейшим образом связанных с фактами личной биографии Екатерины II, должен непременно быть отмечен расцвет такого малопочтенного российского института XVIII столетия, как фаворитизм. С именами фаворитов Екатерины в памяти потомства оказались связаны важнейшие события ее царствования: переворот 1762 г. с братьями Григорием и Алексеем Орловыми, наивысшие военные и административные успехи с именем князя Потемкина, закат императрицы, физический и духовный, – с именами Платона и Валериана Зубовых. Но как бы ни была велика реальная или предполагаемая роль близких к Екатерине людей в российской истории, следует помнить, что ни один из них не затмил собою императрицу, подобно тому, как Ришелье затмил Людовика XIII, Бирон – Анну Иоанновну, а Бисмарк – Вильгельма I.
Екатерина II была и остается самостоятельной и значительной фигурой российской истории, своего рода связующим звеном между эпохой петровских реформ и бурным XIX столетием. От ее воли, характера, образования, отношений с окружающими, а иногда и от каприза, зависели государственные решения, движения войск и человеческие судьбы.
Женщины-императрицы в русской истории сыграли неоднозначную роль. Государство, несмотря на то, что правили страной слабые женские руки, не только не пришло в упадок, а наоборот, продолжало укрепляться. И в этом есть заслуга императриц. Конечно, не все из них приносили пользу стране, но и не было таких, которые только навредили государству.
Комментарии
— Она варит лапшу, а он ее всем развешивает.