Newsland.com – место, где обсуждают новости.
Социальный новостной агрегатор №1 в Рунете: самое важное о событиях в России и в мире. Newsland.com - это современная дискуссионная платформа для обмена информацией и мнениями.
В режиме 24/7 Newsland.com информирует о самом важном и интересном: политика, экономика, финансы, общество, социально значимые темы. Пользователь Newsland.com не только получает полную новостную картину, но и имеет возможность донести до аудитории собственную точку зрения. Наши пользователи сами формируют информационную повестку дня – публикуют новости, пишут статьи и комментарии.
Комментарии
Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США, и быстро распространился во всех развитых странах[4][1]. На родине оригинальный стиль обогащался, в частности, различными региональными музыкальными особенностями[5]. Популярная музыка и джаз в 1920-е годы стали для многих людей почти равнозначными понятиями, при этом американские критики, в первую очередь, противопоставили его коммерческой музыкальной индустрии США[6][* 1].
Но его широкому распространению, конечно, не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.
Основная статья: Свинг
Свинг в переводе с английского «swing» означает «качание». Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.
Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, Stephane Grappelli.
Основная статья: Бибоп
Чарли Паркер, ключевая фигура в формировании стиля Бибоп
Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в Нью-Йорке и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоперов стала эпатажная манера поведения и внешнего облика: изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Чарли Паркера и «Диззи» Гиллеспи, нелепые шляпы Телониуса Монка и т. д. Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, бибоп продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций.
Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Также послушайте Chick Corea, Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Charles Mingus, Modern Jazz Quartet.
Основная статья: Биг-бенд
Кларнетист Бенни Гудмен, прозванный «королём свинга»
Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).
В 2008 году на русском языке вышла каноническая книга Джорджа Саймона «Большие оркестры эпохи свинга», являющаяся по своей сути почти полной энциклопедией всех биг-бэндов золотого века с начала 20-х по 60-е годы XX века.
Пианист Дюк Эллингтон
После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке. Причём это были не только те, кто работал в качестве «сайдменов» в больших оркестрах, такие как Бэн Уэбстер, Коулмен Хоукинс, Лестер Янг, Рой Элдридж, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон и другие. Сами руководители биг-бэндов — Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе.
Луи Армстронг, трубач и певец
Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая Семёрка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена.
В эпоху Великой депрессии и сухого закона джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным.
Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити]], по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые приёмы, разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.
Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 1950-е годы много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти, базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья.
Как студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза-бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.
Основная статья: Кул-джаз
Кул-джазовый квартет Дэйва Брубека
Высокий накал и натиск бибопа начали ослабляться с развитием «прохладного» джаза. Начиная с конца 1940-х и в начале 1950-х годов музыканты начали развивать менее яростный, более гладкий подход к импровизации, смоделированный по образу светлой, сухой игры тенор-саксофониста Лестера Янга, которую он применял ещё в период свинга. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную «охлаждённость».
Трубач Майлз Дэвис
Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр — прогрессивный джаз, или просто прогрессив. Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом. В отличие от бопперов, творцы прогрессива не стремились к радикальному отказу от джазовых традиций, сложившихся на то время. Они скорее стремились к обновлению и усовершенствованию свинговых фраз-моделей, вводя в практику композиции последние достижения европейского симфонизма в области тональности и гармонии.
Джазовый и фанковый клавишник Херби Хэнкок
Основная статья: Хард-боп
Хард-боп (англ. — твёрдый, жёсткий боп) — разновидность джаза, возникшая в 1950-е гг. из бопа. Отличается экспрессивной, жестокой ритмикой, опорой на блюз. Относится к стилям современного джаза. Примерно в то же самое время, когда прохладный джаз пустил корни на Западном Побережье, джазовые музыканты из Детройта, Филадельфии и Нью-Йорка начали разрабатывать более твёрдые, тяжёлые вариации старой формулы бибопа, получившие название Хард-боп или Твёрдый бибоп
Известный саксофонист Джон Колтрейн
Известный саксофонист Джон Колтрейн
Начиная с конца 1950-х, трубач Майлз Дэвис и тенор-саксофонист Джон Колтрейн в области подхода к мелодии и импровизации развернули новаторские эксперименты с ладами, заимствованными непосредственно из классической музыки.
Соул-джаз[править | править вики-текст]
Соул-джаз (англ. soul — душа) — соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Для него характерна опора на традиции блюза и афроамериканского фольклора.
Близкий родственник хард-бопа, соул джаз представлен малыми, базирующимися на органе мини-составами, которые возникли в середине 1950-х и продолжали выступать в 1970-е. Основанная на блюзе и госпелах музыка соул-джаза пульсирует афроамериканской духовностью.
Основная статья: Джаз-фанк
Являясь ответвлением соул-джаза, стиль впитал в себя элементы фанк/соул/ритм-энд-блюза. Джаз-фанк рисует мелодии блюзовыми нотами и отличается исключительной ритмической сосредоточенностью. Иногда называемый также «грувом», фанк концентрируется на поддержании непрерывного характерного ритмического рисунка, сдабривая его лёгкими инструментальными и порой лирическими украшениями.
Произведения, исполняемые в стиле джаз-фанк полны радостных эмоций, приглашающих слушателей танцевать, как в замедленном, блюзовом варианте, так и в быстром темпе. Сольные импровизации сохраняют строгое подчинение биту и коллективному звучанию. Наиболее знаменитыми представителями этого стиля являются органисты Ричард «Грув» Холмс и Ширли Скотт, тенор-саксофонист Джин Эммонс и флейтист/альт-саксофонист Лео Райт.
Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он принимался на заре своего возникновения.
Криэйтив[править | править вики-текст]
Появление направления «Криэйтив» ознаменовано проникновением в джаз элементов экспериментализма и авангарда. Начало этого процесса частично совпало с возникновением свободного джаза. Элементы джаз-авангарда, понимаемые, как вводимые в музыку изменения и новшества, всегда были «экспериментальными». Так что новые формы экспериментализма, предлагавшиеся джазом в 1950-х, 1960-е и 1970-е годы были наиболее радикальным отходом от традиций, введя в практику новые элементы ритмов, тональности и структуры. Фактически, авангардистская музыка стала синонимичной с открытыми формами, охарактеризовать которые было труднее, чем даже свободный джаз.
Фьюжн[править | править вики-текст]
Основная статья: Джаз-фьюжн
Начавшись не только от слияния джаза с поп-музыкой и роком 1960-х, но и с музыкой, проистекавшей из таких областей, как соул, фанк и ритм-н-блюз, фьюжн (или дословно-сплав), как музыкальный жанр, появился в конце 1960-х, вначале под названием джаз-рок. Отдельные музыканты и группы, такие как: «Eleventh House» гитариста Ларри Кориэлла, «Lifetime» барабанщика Тони Уильямса, а также Майлз Дэвис следовали во главе этого течения, введя в обиход такие элементы, как электроника, рок-ритмы и расширенные треки, аннулируя большую часть того, на чём «стоял» джаз, начиная с его начала, а именно, свинговый бит, и основываясь прежде всего на блюзовой музыке, репертуар которой включал, как блюзовый материал, так и популярные стандарты.
Барабанщик Арт Блэйки
Период постбопа охватывает музыку, исполнявшуюся джазовыми музыкантами, которые продолжали творить на ниве бибопа, уклоняясь от экспериментов свободного джаза, развивавшегося в течение того же самого периода 1960-х. Также, как и вышеназванный хард-боп, эта форма основывалась на ритмах, ансамблевой структуре и энергии бибопа, на тех же комбинациях духовых и на том же музыкальном репертуаре, включая использование латинских элементов. То, что отличало музыку постбопа, заключалось в использовании элементов фанка, грува или соул, перекроенных в духе наступившего нового времени, ознаменованного господством поп-музыки. Зачастую данный подвид экспериментирует с блюз-роком.
Эйсид-джаз[править | править вики-текст]
Основная статья: Эйсид-джаз
Термин «эйсид-джаз» или «кислотный джаз» свободно используется применительно к весьма широкому диапазону музыки. Хотя эйсид-джаз не вполне правомочно относить к джазовым стилям, которые развивались от общего древа джазовых традиций, но его нельзя и совершенно игнорировать при разборе жанрового многообразия джазовой музыки. Возникнув в 1987 году на британской танцевальной сцене, эйсид-джаз как музыкальный, преимущественно инструментальный стиль сформировался на базе фанка, с добавками избранных классических джазовых треков, хип-хопа, соул и латинского грува. Собственно этот стиль является одной из разновидностей джазового возрождения, вдохновлённого в этом случае не столько выступлениями живых ветеранов, сколько старыми записями джаза конца 1960-х и раннего джазового фанка начала 1970-х. Со временем, после завершения стадии формирования из этой музыкальной мозаики, совершено исчезла импровизация, что явилось основным предметом спора о том, является ли эйсид-джаз собственно джазом.
Саксофонист Кенни Джи, исполнитель easy listening и смуз-джаза
Основная статья: Smooth jazz
Развившийся из стиля фьюжн, смуз-джаз отказался от энергичных соло и динамических крещендо предшествующих стилей. Смуз-джаз отличает прежде всего намеренно подчёркнутая отполированность звучания. Импровизация также в значительной степени исключена из музыкального арсенала жанра. Обогащённый звуками множества синтезаторов в соединении с ритмическими семплами глянцевый саунд создаёт гладкую и тщательно отполированную упаковку музыкального товара, в котором ансамблевое созвучие имеет большее значение, чем его составные части.
Основная статья: Джаз-мануш
Джаз-мануш — направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре и Джанго Рейнхардтом. Соединяет в себе традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш и свинг.
Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.
Отношение советских властей к джазу на протяжении почти всей истории СССР было отрицательным. Воспринятый сначала как музыка угнетённого и эксплуатируемого чернокожего населения США, джаз был допущен в СССР в начале 1920-х, однако уже к концу десятилетия джаз стал восприниматься властями как проявление буржуазной культуры и подвергаться резкой критике, а затем и запрету. Вот что писал о джазе в своей известной статье «О музыке толстых» писатель Максим Горький в газете «Правда» от 18 апреля 1928 года[10]:
Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом.
В 1970-х широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года.
Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была составлена музыковедом Семёном Гинзбургом из переводов статей западных композиторов и музыкальных критиков, а также собственных материалов, и называлась «Джаз-банд и современная музыка»[15].
В настоящее время в России существует единственный джазовый лейбл Butman Music Records, руководимый музыкантом (саксофонистом) Игорем Бутманом. Первым музыкантом, издавшим свою пластинку на лейбле, стал Вадим Эйленкриг (труба), он же является самым популярным артистом лейбла.
В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз», «Триумф Джаза» и «Джаз в саду Эрмитаж».
См. также: Афро-кубинский джаз
Кубинский джазовый трубач Артуро Сандоваль
Соединение латинских ритмических элементов присутствовало в джазе почти с самого начала смешения культур, зародившегося в Новом Орлеане. Джелли Ролл Мортон говорил про «испанские оттенки» в своих записях середины и конца 1920-х. Дюк Эллингтон и другие руководители джазовых оркестров также использовали латинские формы. Главный (хотя не широко признанный) родоначальник латинского джаза, трубач/аранжировщик Марио Бауса принес кубинскую ориентацию из своей родной Гаваны в оркестр Чика Уэбба в 1930-х, десятилетием позднее он внёс это направление в звучание оркестров Дона Редмана, Флетчера Хендерсона и Кэба Келлоуэя.
Джесси Бэйлин выпустила несколько успешных музыкальных альбомов в стиле джаз в 2000-х годах[17]. В 2014 году внимание привлекла юная исполнительница из Норвегии Анджелина Джордан.
По результатам исследований доктора Роберта Заторре (англ. Robert J. Zatorre) из Монреальского неврологического института, занимающегося исследованием влияния аудиоинформации на мозг, джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки, требующих от мозга сложной и напряжённой работы для прослеживания и анализа гармонических построений и прогрессий. Исполнение джаза и особенно создание джазовой импровизации является для мозга ещё гораздо более сложной задачей. Музыкальное образование, и импровизация как его часть, являются эффективными инструментами для повышения интеллектуальных способностей.[18]
Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Вообще-то это даже немножко смешно: Международный день джаза, 30 апреля. А что, без вот такого "дня" джаз умрет? С другой стороны, если вы любите джаз, то должны оценить юмор ситуации. Ведь мы празднуем нечто, определению не поддающееся.
Написаны тысячи книг, включая несколько спорящих друг с другом энциклопедий джаза. Есть целый пантеон героев – Элла Фитцджеральд, Руди Вэлли, Глен Миллер… Но вот так чтобы точно определить, где кончается джаз и начинается нечто другое – никак не получается. Кипят споры. Допустим, группа "Браззавиль", с ее постоянными заездами в Россию и описаниями "бесчисленных оттенков серого" – это что? Ведь не рок же. А, оказывается, это лаунж-джаз. Тот, который тихий, мягкий и склоняющий к задумчивости.
А еще джаз-рок, а еще джаз средиземноморский, латинский
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
© РИА Новости
Оркестр Олега Лундстрема – эпоха в джазовой музыке. Кадры из архива
Вообще-то не совсем понятно, почему дата – 30 апреля. Что у нас там за джаз-события были в этот день? Вроде никаких. Потому что 29 апреля уже занято, это День танца, а главное – в Америке апрель в целом месяц джаза.
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
ЮНЕСКО собирается акцентировать в ближайшие годы внимание на том, что речь об изначально негритянской музыке, и вообще надо уделить внимание Африке… Что неплохо, но тут только один из источников происхождения джаза
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
Посол джаза
© РИА Новости, Инфографика . Сергей Никонец
Виртуоз джаза. Аудиовикторина по творчеству Луи Армстронга
Хотите попасть в мир джаза? Давайте начнем с буквы "А". Потому что это же Луи Армстронг.
Ровесник века, ровесник джаза. Человек с темными пятнами в биографии – ходили слухи, что сидел в тюрьме за то, что кому-то врезал. На самом деле то был лишь детский исправительный лагерь для черных. Но подраться Луи и правда всю жизнь мог, а с учетом его роста и, позже, веса это было серьезно.
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
РИА Новости https://ria.ru/analytics/20130430/935362417.html
зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку
исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения,
среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали
использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные
от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда,
черные невольники находили утешение в музыке.
В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,
ударами по пустым ящикам, жестянкам -- всему, что находилось под рукой.
привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений
стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная
жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На
слух воспринималось то, что звучало вокруг -- музыка белых. А те пели, в
основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но
петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на
лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни
спирячуэлс.
протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом
труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали
себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали
гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе
настоящие гитары.
изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы,
натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса,
стиральные доски.
духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в
лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец,
смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться
негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в
свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли
по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.
исполнения спиричуэлс и блюзов -- их национальной вокальной музыки. На
своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности
негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные
школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных
музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по
слуху сочиняли.
инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка -- джаз.
Основные особенности джаза -- это импровизационность и свобода ритма,
свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать
либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же
касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing
-- качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так:
"Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение
легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения
всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя
фактически темп остается неизменным".
успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и
во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли
белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи
Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла
Фицджералд и Бесси Смит.
Джордж Гершвин написал "Рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с
оркестром, использовал элементы джаза в своей опере "Порги и Бесс".
Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это
был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На
многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский.
Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих
пор пользующемся успехом фильме "Веселые ребята".
-- это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых
коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в
одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется
какой-то другой музыкант.
Начало 30-х годов XX века ознаменовалось новой эпохой - эрой биг-бэндов, больших оркестров, а на танцплощадках начал греметь новый стиль - свинг. Оркестр Дюка Эллинтона смог обогнать по популярности своих коллег из оркестра Флетчера Хендерсона с помощью нестандартных музыкальных ходов. Коллективная одновременная импровизация, ставшая фирменной чертой