Так началась война
На модерации
Отложенный
Как-так началась война?!
В канун Дня памяти и скорби МО РФ на своем официальном сайте опубликовало ранее секретные документы на страничке «Так началась война». Об этом сообщили информационные агентства и даже центральные российские телеканалы. С этой публикацией сложилось ощущение, что даны ответы на все вопросы о начале Великой Отечественной войны. Так на это событие откликнулся публицист Юрий Селиванов из информагентства Регнум, свою статью от 23 июня с.г. он победно назвал «Черный день «резунов» в истории». Поэтому и нам негоже оставаться в стороне от факта появления новых документальных свидетельств о трагических днях нашей истории.
В предисловии к публикуемым документам составители странички «Так началась война» заявили, что в 1952 году начальник Главного военно-научного управления – помощник начальника Генерального штаба генерал-полковник Покровский направил запросы участникам войны, которые в июне 1941 г. занимали руководящие должности в трех приграничных округах: Прибалтийском ОВО, Западном ОВО и Киевском ОВО. Почему в эту когорту не вошли командиры и начальники Одесского ВО и Ленинградского ВО было известно только самому Покровскому. Как подтверждение выставлен запрос генералу Кондратьеву. Из письма мы узнаем, что бывшего НШ 3 А Западного ОВО просят ответить на 5 вопросов относящимся к развертыванию войск накануне войны, которые остаются неясными и неполно документально освещенными. В письме указано и цель проводимого опроса – «полнее и объективнее разработать описание Великой Отечественной войны». Ответить на поставленные вопросы было желательно до 30 апреля 1952 г.
Надо отметить, что участники опроса не восприняли серьезно запрос Покровского и сроки исполнения. Самыми дисциплинированными оказались генерал армии Пуркаев ответивший 29 апреля, генерал-лейтенант Шлемин – 16 мая 1952 г. Большинство ответов поступило в ГШ во второй половине 1952 г. и в 1953 году. А вот генерал-майор Черноус, бывший НШ 72 гсд отписался только 25 февраля 1955 г. Сомнительно, чтобы генералы, участвующие в опросе, так наплевательски отнеслись к пожеланию помощника НГШ. Скорее всего генерал Покровский отправлял запросы и в 1953-1955 годах. Это предположение подтверждается и содержанием опубликованного ответа генерала Абрамидзе, который уже получил шесть вопросов со сроком исполнения до 1 мая 1953 года.
В связи свыше изложенным возникает вопрос, а сколько маршалов, генералов и офицеров было привлечено к опросу и какие категории должностных лиц опрашивались? На страничке МО РФ имеется семь документов с ответами. Как-то странно, что этих ответов достаточного для полной картины начала войны. Если Юрию Селиванову все абсолютно ясно, а вот мне непонятно. Где ответ генерала Кондратьева, письмо которому приведено в качестве примера заданных вопросов?
Небольшой свет на опрос ГШ проливают материалы в «Военно-историческом журнале» за 1989 год. В третьем и пятом номерах под рубрикой «В поисках правды» полковник Крикунов начал публикацию статей «Фронтовики ответили так!» с подзаголовком – «Пять вопросов Генерального штаба». В первой статье автор дает небольшие выдержки из ответов на первый вопрос двадцати генералов и полковников. Во второй статье ответы на второй вопрос Покровского и мы видим еще десять участников опроса. Не будем забывать, что тогда шел 1989 год – расцвет перестройки и гласности, но на много значимом «(продолжение следует)» все и закончилось. Можно только предположить как восприняли эти публикации в МО СССР и России, если материалы опроса рассекретили только в 2006 году, и еще через одиннадцать лет нашли мужество представить ответы шести участников опроса. Да именно шести, ответ генерала Иванова, бывшего НШ 6 А КОВО, к опросу от 1952 года не имеют никакого отношения, но об этом ниже.
Наверное не случайно, что опрос генералов волнует историков. Так исследователь начального периода войны писатель Олег Козинкин в своей книге «Трагедия 22 июня» анализирует ответы и вводит в оборот новый документ – «Справка о полученных письмах участников начального периода Великой Отечественной войны по просьбе начальника ГВИУ ГШ СА за 1951-1952 гг. от 21 марта 1953 г.». Из этого документа можно узнать, что в опросе участвовали также и командующие ВВС, начальники артиллерии 8, 9, 12 армий.
По моим подсчетам в архиве МО РФ имеются ответы минимум 36 участников опроса и опубликованные шесть ответов малая их толика.
Но появление новых документов о начальном периоде войны большое событие и тот факт, что эти документы не вошли в перечень книг, сборников, исследований и других архивных источников рассекреченных ДГШ-8 от 1992 г. поднимают вопрос: а что такого написали в своих ответах генералы, что их продолжали держать под грифом «Секретно» еще 14 лет?
Главное в историческом документе его содержание. Но для исследования важны и такие мелочи как штампы, даты регистрации, резолюции, приложения и т.д. Не случайно многое документы ВОВ, особенно директивы, телеграммы рассекречены только в текстуальной части. Письмо Покровского от 3 апреля 1952 г. генералу Кондратьеву не имело гриф секретности, но уже 5 апреля секретная часть военной академии им. Ворошилова его засекретило. Сам генерал Кондратьев на документе сделал отметку, что исполнил 30 октября 1952 г. Все ответы поступившие в ГШ уже имели гриф «Секретно». Также на документах стоит штамп за подписью хранителя фондов, что его рассекретили 28 декабря 2006 года. От генерала Абрамидзе, бывшего командира 72 гсд мы узнаем, что к его ответу на 20 листах прилагается еще и карта масштаба 1:50 000 на 8-ми листах. Даже обидно, генерал Абрамидзе старался, нарисовал рабочую карту командира 72 гсд на июнь 1941 г., а сотрудники МО РФ публиковать ее не стали.
Вообще к этой страничке на сайте МО РФ у меня, и наверное, у других любителей истории есть несколько вопросов. Самый главный, кто из ее составителей служил в армии или сейчас в министерство нанимают по принципу умения нажимать на кнопки клавиатуры. Согласен специалисты по интернет дизайну необходимы, но кто-то из пресс-службы МО должен был проверить публикуемый материал. Почему-то командиры 72 гсд генерал Абрамидзе и командир 86 сд генерал Зашибалов названы КОМАНДУЮЩИМИ!? Ведь только совершенно далекому от армии человеку неизвестно, что в красной, советской и российской армии во главе от отделения до корпуса стоят КОМАНДИРЫ! Далее еще ляп, составители материала упорно пишут о Белорусском особом военном округе, но его в 1941 году уже не было. Был Западный особый военный округ! Должность генерала Фомина определена как начальник оперативного отдела штаба 12 А БОВО, при этом генерал Фомин возглавлял оперативное отделение штаба Западного ОВО, а 12 А никогда не входила в состав этого округа. Но чтобы узнать это надо было прочитать публикуемый документ. То что создатели странички «Так началась война» не читали публикуемые документы становиться ясно из ответов генерала Иванова, бывшего НШ 6 А КОВО. Не мог генерал Иванов отвечать на пять вопросов генерала Покровского от апреля 1952 года подписав ответы 1 декабря 1949 г. Да и вопросы были другие и их было восемь!
Из вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
- Генеральный штаб ВС СССР и его военно-научное управление проводили несколько опросов бывших участников боевых действий начального периода войны в период с 1949 по 1955 год. В 1949 году задавалось восемь вопросов и они касались состава, дислокации войск, хода боевых действий и оценки действий противника. В 1952 году задавалось пять вопросов связанных с оперативными планами, приведением войск в боевую готовность и подготовки штабов к боевым действиям. В 1953 году генерал Покровский задавал уже шесть вопросов.
- Исходя из имеющихся ответов участников опроса можно утверждать, что вопросы направлялись бывшим должностным лицам: начальникам штабов, начальникам оперативных, разведывательных отделов, начальникам артиллерии округов, командующим армиями и их начальникам штабов, командирам корпусов, дивизий и их начальникам штабов. Вопросы также получали бывшие командующие ВВС армий и даже некоторые командиры полков. С учетом того, что в конце 40-х – начале 50-х годов в живых оставалось большое число генералов и офицеров указанных категорий, то число ответов может достигать нескольких сотен и даже тысяч.
- Проводимый опрос не мог быть только личной инициативой генерала Покровского. Если эта задача была поставлена высшим руководством вооруженных сил, то итогом проводимых опросов должно было стать монументальное исследование о начальном периоде ВОВ. Думаю, что генерал Покровский не зря носил погоны и получал генеральское довольствие и такой труд был написан, но до сих пор недоступен для изучения. Генерал Покровский не оставил мемуаров, но остается факт, что с назначением маршала Жукова министром обороны опрос был прекращен, а Покровский понижен в должности.
И последнее, надо сказать спасибо за публикацию неизвестных документов начального периода войны. Но возникает вопрос: когда будут опубликованы ответы всех участников опроса 1949-1955 годов?
Комментарии