Клубок проблем

Предприятия отечественной оборонной отрасли испытывают страшный голод на высококвалифицированных рабочих. Да и откуда бы им взяться, когда в 90-е реформаторы на корню уничтожили всю систему профтехобразования, тем самым лишив ОПК подпитки подготовленными рабочими. Ненамного лучше обстоят дела и с инженерным составом. Еще на закате советского периода эти профессии сделались не престижными, во многом из-за низкой оплаты. Да и сама подготовка технических кадров в нынешних вузах оставляет желать лучшего. Этот факт признают бывшие выпускники лидеров высшей школы, например МАИ, МВТУ или МЭИ. По общему признанию, нынешние дипломированные специалисты на порядок слабее, чем в советские времена, как в плане технической эрудиции, так и багажа знаний в целом.
Крайне негативной приметой путинского периода стало утверждение на должности руководителей предприятий ОПК людей без специального технического образования. Как правило, эти посты занимают персонажи с экономическим или юридическим дипломом. В итоге заводами руководят дилетанты, далекие от реального производства. Директора, умеющие управлять только денежными потоками исключительно в нужную для себя сторону, попросту не способны решать сложные технические задачи. Такие “менеждеры” рассматривают должность как кормушку и не утруждают себя заботой о вверенном деле, в котором и не разбираются. Свою деятельность они начинают с назначения самим себе непомерно высоких окладов, нив коей мере не соответствующих их профессиональному вкладу – как правило, зарплата топ-менеджера в десятки, а то и в сотни раз превышает среднюю по предприятию.
“Кремлевские” часто и публично выказывают недовольство якобы чересчур дорогой продукцией ОПК, закупаемой для нужд Минобороны и других силовых структур. Однако инфляция в РФ растет быстрее, чем стоимость гособоронзаказа. Дорожают сырье, комплектующие, электроэнергия, транспортные и прочие услуги. И возникают так называемые “ножницы цен”, что приводит к затяжным конфликтам. Из самых нашумевших и масштабных можно вспомнить многомесячное бодание между заказчиком в лице Минобороны времен Сердюкова и Севмашем, создателем отечественного атомного подводного флота. Ценовой спор длился так долго, что поставил под удар обновление парка стратегических атомных подводных лодок. Доводы работников Севмаша были просты как дважды два: как можно требовать снижения цены на конечное изделие, если комплектующие для подлодок подорожали не просто заметно, а в разы?
Сокращаются расходы на закупку вооружений по гособоронзаказу, на поддержку новых проектов Роскосмоса, ОАК, ОДК и других оборонных госкорпораций – отраслей, определяющих научно-технический прогресс и напрямую влияющих на безопасность государства. Какими объективными причинами вызван секвестр данных статей бюджета? А никакими. Общепризнанный факт: не вкладываясь в промышленность, “кремлевские” продолжают консервировать нынешнюю ситуацию с сырьевой зависимостью россиянской экономики. В Минфине ссылаются на мифический дефицит бюджета, но при этом правительство продолжает финансирование экономики США, скупая облигации ФРС и тем самым инвестируя в потенциального противника.
Помимо сотен миллиардов рублей, уплывающих за океан, в бюджете есть и другие траты, вызывающие массу вопросов. Например, что реально для страны в целом и ОПК в частности сделало “Сколково”? Какие инновационные продукты выходят из ворот Роснано? Затраты на указанные структуры и конкретные результаты их деятельности явно несопоставимы.
Недостаточное финансирование наряду с жесткими санкциями за неисполнение заданий гособоронзаказа толкает предприятия ОПК решать денежный вопрос кредитованием в коммерческих банках. А там проценты просто неподъемные для реального производства. Да и деньги предприятиям требуются “длинные”, выданные на довольно продолжительный срок. Идя по этому пути, многие попадают в финансовый капкан, выбраться из которого практически нереально.
Коррупция в ОПК достигла невероятных масштабов. Куда дальше, если на такой знаковой стройке, как космодром Восточный, подрядчики умудрялись воровать выделенные деньги, наплевав на путинский “особый контроль”? Наиболее часто встречающимися финансовыми преступлениями в сфере ОПК являются нецелевое расходование средств и вывод денег на сторону. Пока выделенные на НИОКР деньги доходят до конкретного подразделения-исполнителя, они “усыхают” в десять раз.
Разговор о проблемах отечественного ОПК можно продолжать до бесконечности. Общеизвестно, что в советское время “оборонка” была в привилегированном положении. Однако сегодня времена иные, и решать проблемы все равно придется, потому как от того, чем вооружены наша армия и флот, напрямую зависит безопасность России и русских. А недругов и завистников у нас, как показало время, меньше не стало.
Комментарии
А нафига нам вооружение армии, если мы и воевать ни с кем не собираемся? США нас и без войны имеют как хотят, и презики наши- ихние вассалы...
Комментарий удален модератором
Одномоментно заменить всех раздолбаев и либеральных выкормышей ельцина не возможно, да и не кем.
Вот и приходится оперировать тем кадровым составом, что есть ...