Как Северная Корея переходит к капитализму

После прихода к власти пять лет назад лидер Северной Кореи Ким Чен Ын открыто поставил экономический рост во главу угла – наряду с разработкой ядерного оружия. Результатом стали постепенные рыночные реформы, которые привели к быстрому росту частных предприятий и уровня жизни, говорят эксперты, бывшие жители и посещавшие страну люди. Это противоречит устоявшимся представлениям о Северной Корее как о слаборазвитой стране с жесткой командно-административной системой.
«Северная Корея прошла путь от жестко контролируемой государством социалистической экономики до экономики, во многом начавшей работать по вполне себе рыночным принципам, – говорит Сокил Пак из некоммерческой организации Liberty in North Korea. - Возможно, она делает два шага вперед и один шаг назад. Но, похоже, в долгосрочной перспективе будет очень сложно повернуть этот процесс вспять и вернуться к управляемой государством экономике».
Фактически лидер Северной Кореи избрал модель, которой в последние десятилетия придерживались Китай и Вьетнам. Они стремились к экономическому росту с помощью рыночных реформ, но сохраняли жесткий политический контроль. По словам аналитиков, отчасти стратегия Ким Чен Ына – не делать того, что может навредить частному малому бизнесу. Также он назначает на руководящие экономические посты сторонников реформ. Например, он снова сделал премьер-министром Пак Пон Джу, уволенного с этой должности за свои взгляды на экономику в 2007 г. Как отмечает Корейский институт национального объединения, рыночная активность происходит «внутри дозволенных государством границ». По словам Ланкова, результатом стали «значительное повышение уровня жизни» и экономической активности, что заметно по растущему числу ресторанов и рынков.
В мае Северная Корея провела торговую ярмарку, которую посетили более 230 компаний из разных стран, включая Италию и Белоруссию, согласно государственному информационному агентству KCNA.
Но инвесторы не доверяют такому бизнесу, основанному на отношениях, а не правилах. Разобраться в непростом деловом климате страны могут только китайцы корейского происхождения, которые знают корейский язык и сохраняют связи с родиной.
Отсутствие реальных иностранных инвестиций – слабое место режима, активно рекламирующего созданные в стране 24 особые экономические зоны. Например, в марте одна из этих зон объявила, что ищет $20 млн иностранных инвестиций для круизного лайнера, оснащенного казино и курсирующего между Юго-Восточной Азией, Северной Кореей и Россией. В самой стране азартные игры запрещены. Неизвестно, вызвало ли это какой-то интерес у инвесторов. По словам Ланкова, «иностранцы приезжают и обнаруживают, что должны строить всю инфраструктуру», либо они полностью лишаются своих денег.

Из-за отсутствия иностранного интереса Северная Корея сильно зависит от Китая, своего главного торгового партнера и давнего союзника. При этом Пхеньян понял, что слишком сильно зависит от китайского импорта и это позволяет Пекину влиять на него, утверждает бывший американский чиновник. Когда Северная Корея ускорила реализацию ядерной программы, президент США Дональд Трамп стал требовать от председателя КНР Си Цзиньпина расширить санкции против Пхеньяна. В феврале Китай запретил импорт угля из Северной Кореи. По оценкам Квон Гухун из Goldman Sachs, из-за этого экономика последней может лишиться $1 млрд в год.
Не многие верят, что Китай оказывает давление в полную силу. Но в то же время Пекин отказывается выполнять требования Пхеньяна. Из-за этого северокорейские СМИ раскритиковали своего союзника. «[Северная Корея] отчаянно ищет инвесторов не из Китая. Откуда угодно, только не из Китая», – говорит Абрахамян.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Китай сегодня уже не так привлекателен, как это было 10-15 лет назад.
такой народ не покорить ни кому
и ни когда..а кто захочет,то
отведаяет ядера до сыта
удачи
яйца поджаришь и сара тебе еще
рогов наставит