ВОЙНА СЛОВ - 158. УКРАИНЫ, ПОНЯТНО, НЕ БЫЛО... А РОССИЯ БЫЛА?

На модерации Отложенный

На этой неделе на радио «Эхо Москвы» стартовал новый проект: еженедельная передача на украинском языке «Шо там у них». Вести ее будут Матвей Ганапольский из Киева , Алексей Соломин и Алексей Нарышкин из Москвы. Презентуя эту передачу в своем блоге на сайте «Эха» Алексей Венедиктов написал: «Я считаю, что мы мало знаем об Украине, про ее историю и культуру, про то, чем они живут там сейчас. Карикатурные передачи и карикатурные украинцы на федеральных каналах, вопли карикатурных экспертов в соцсетях, сплошное разжигание радикалов всех мастей, псевдоисторики и псевдогеографы – достали окончательно». 

 

Редкий случай, когда нет желания возражать Венедиктову и есть готовность подписаться под каждым его словом. Замысел с учетом приведенных выше мотивов заслуживает одобрения, хотя проект, на мой взгляд, крайне сложный и даже рискованный. Тут «Эхо» со своим редактором вступает на такое минное поле, что, учитывая, мягко говоря, не слишком высокую квалификацию тех сотрудников, которые вещают из московской студии, риски загубить хорошее начинание весьма велики. 
 

На первую мину «Эхо» уже наступило еще до первого выпуска программы, выбрав ее название, которое прямо отсылает к популярному в рунете мему, высмеивающему стремление российского телевидения постоянно топтаться на событиях в Украине, не замечая того, что происходит в своей стране. В этом меме, который, повторюсь, знает каждый пользователь рунета, украинцы названы оскорбительной и уничижительной кличкой. Использование таких кличек, их называют, этнофолизмами, в публичном пространстве вещь абсолютно табуированная. Не думаю, что программа об Италии с названием «Из жизни «макаронников» могла бы выйти даже в российском эфире, при всей его бесстыжести.
 

 Я позволил себе в качестве примера этнофолизм в отношении итальянцев, поскольку особых проблем именно с итальянским народом у России не было, по крайней мере, в последние десятилетия. Но недопустимо, даже в качестве примера, произносить оскорбительную кличку евреев, поскольку именно под этим именем их гнали в газовые камеры. Надеюсь, Матвей Ганапольский, член президиума Российского еврейского конгресса, со мной согласится. Тем более удивительно, что такой опытный мастер слова не чувствует неудобства, когда не просто соглашается вести передачу, название которой прямо отсылает к хамскому ярлыку, оскорбляющему народ, среди которого он сейчас живет, но и произносит этот этнофолизм в эфире, тем самым легитимизируя его. Неужели непонятно, что это неизбежно отталкивает украинцев, потерявших десять тысяч сограждан и часть территории в ходе агрессивной войны, которую Россия развязала против этой страны? Надеюсь, что у руководства «Эха» хватит ума и такта изменить оскорбительное название. 
 

Первый выпуск программы состоявшийся 28.06.2017 обозначил более серьезную проблему. А именно проблему целевой аудитории. У меня нет данных о том, сколько человек слушали прямой эфир, но на сайте «Эха» за 16 часов ее просмотрели чуть более 2 тысяч человек, а на ютьюбе за тот же период было менее 8 тысяч просмотров. По сравнению с другими программами «Эха» эти цифры отличаются на порядок в меньшую сторону. Причина очевидна: в программе на украинском языке, которая выходит на российской радиостанции, попытались одновременно учить язык и что-то рассказать об Украине. Поскольку Матвей Ганапольский, как опытный педагог говорил очень медленно и объяснял коллегам в московской студии значение каждого слова, за 20 минут передачи слушатели не узнали об Украине ничего. Кроме того, что в этой стране не запретят Telegram. И еще Ганапольский сообщил, что эта программа без пропаганды и он не посол Порошенко. Это он сказал, видимо, специально для Андрея Климова, главы временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России.

Этот Климов невероятно горд своей новой должностью, поэтому все время надувает шеки и всех пугает. Недавно он заявил: «Если СМИ ведет пропаганду за или против того или иного кандидата за заграничные деньги, это уже основание делать страшные выводы». Так что у «Эха» есть риск попасть в реестр иностранных агентов. Очень не хочется, чтобы актуальный, на мой взгляд, проект провалился в силу плохого исполнения, или был закрыт под давлением властей. 
 

Тем более, что карикатурность передач, посвященных Украине в российском телевизоре стремительно возрастает, а карикатурные персонажи в них уже не знают, как им еще оскорбить Украину, ее руководство и ее народ. 
 

Нарастание злобной истерики российского телевизора вызвано, в том числе, довольно внушительным перечнем успехов Украины во внешней политике.

Встречи Порошенко с президентами США и Франции, в ходе которых и Трамп и Макрон недвусмысленно поддержали Украину в борьбе против российской агрессии. Вступивший в действие безвизовый режим поездок в Европу для граждан Украины. Теперь Парламентская ассамблея Совета Европы проголосовала за импичмент главе этой организации Педро Аграмунту за его поездку в Сирию в составе российской делегации. Обязанности президента ПАСЕ теперь будет исполнять представитель Верховной Рады Украины. В последнем случае особых заслуг украинской дипломатии, конечно, нет. Но всем европейским политикам послан ясный сигнал, что Россия сегодня настолько токсична, что любое приближение к ней ближе некоторой границы условного санитарного кордона грозит потерей репутации, политического капитала и снижением политического статуса. 
 

В программе «Вечер» с Владимиром Соловьевым от 28.06.2017 вели напряженный поиск новых, еще более изощренных оскорблений для Украины и придумывали все новые, все более ужасные  сценарии ее неминуемой гибели. Значительная часть программы была посвящена президенту Украины Петру Порошенко. Сначала Соловьев минут пять кривлялся, пытаясь обыграть название компьютерного вируса-вымогателяPetya и очень веселился по поводу того, что название вируса совпадает с именем украинского президента. Сегодня никто толком не знает, кто является создателем этого вируса, но Соловьев своими ужимками и прыжками добавил аргументов тем, кто подозревает в этом российские спецслужбы. 
 

Режиссер Карен Шахназаров придумал для президента Украины обидную литературную аналогию. По его собственному признанию, он это обидное сравнение придумывал долго. И, наконец – эврика! – Шахназарова осенило. «Порошенко – Чичиков!», - радостно воскликнул режиссер Шахназаров и с победной улыбкой стал озираться вокруг, проверяя реакцию обитателей студии. Обитателям шутка очень понравилась и они стали аплодировать с таким воодушевлением, как будто Шахназаров сообщил им о том, что получил, наконец, «Оскар». 
 

После чего все стали наперебой говорить, как именно и в какие сроки погибнет Украина. Режиссер Шахназаров в очередной раз сообщил, что «Украины как государства не будет! Не будет такой страны!». Соловьев развил его мысль и предложил подумать, как именно это произойдет. «Вы думаете, что Польша смирится с тем, что Львов – украинский?». В голове Соловьева, похоже, действительно, не помещается мысль о том, что в какой-то стране могут спокойно смотреть на кусок чужой территории и не мечтать его захватить. Это напоминает самооправдательные рассуждения коррупционера, мол, все берут, просто не всем хватает смелости и не всем предлагают. 
 

«Политолог» Куликов, который в силу  своих манер и постоянной надсадной истерики справился бы с  ролью матроса-сифилитика Сиплого из «Оптимистической трагедии» намного лучше народного артиста СССР Всеволода Санаева просто потому, что артисту Санаеву пришлось вживаться в образ Сиплого, а «политологу» Куликову это делать совсем не обязательно, в очередной раз объяснил публике, почему Украины быть не должно. «Вне советского проекта Украины – нет!», - приговорил «политолог» Куликов. 
 

Украинофобствующие российские «патриоты», которые очень любят ссылаться на то, что в советский период не было украинского государства, видимо, в силу каких-то особенностей устройства своих голов не понимают, что тем самым они ставят под вопрос историческое существование России. Поскольку РСФСР в рамках Советского Союза обладала меньшим уровнем государственной субъектности, чем УССР и другие союзные республики. В силу того, главным политическим субъектом в СССР была партия, а  России свою партийную организацию, со своим ЦК иметь не дозволялось. Тогдашние русские «патриоты» очень возмущались по этому поводу, не понимая, что создание малейших элементов российской государственности мгновенно приведет к двоевластию и СССР исчезнет. Что, собственно, и произошло…
 

Впрочем, апеллировать к головам российских «патриотов» и украинофобов дело бессмысленное. Они намного лучше воспринимают аргументы другой частью тела. Причем, аргументация должна быть не вербальной. Типа жестких санкций или военного поражения.

 

 блог Игоря Яковенко